Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 22. Подготовка учителя к уроку истории




Целью занятия является выяснение методических путей подготовки учителя к уроку. Необходимо научиться создавать план-проспект урока изучения нового материала.

План:

1. Подготовка урока:

а) анализ учебников и программ;

б) определение педагогического замысла урока;

в) структурно-функциональный анализ урока.

2. Этапы и функции преподавания истории.

3. Планирование познавательной деятельности учащихся на уроке.

4. План урока и конспект.

Литература

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. — М., 1984. — С. 216—242.

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1968.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней шко­ле. — М., 1988. — С. 64—71.

Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника — к творческому замыслу урока. — М., 1990.

Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. — М., 1978.

Историческое образование в современной России: Справочно-методичес-кое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Ко-роткова, И.Н. Ионов. — М., 1997. — С. 78—120.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории: Теоре­тический курс: Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 162—167.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей. / Отв. ред. Н.Г. Дайри. — М., 1978. — Ч. 2. — Глава ХIХ.

Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для сту­дентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История» / С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. — М., 1986. — Главы ХII—ХIII.

Озерский И.З. Начинающему учителю истории. — М., 1989.

Содержание занятия:

1—2. В первой части занятия рассматриваются вопросы о путях подготовки учителя к уроку истории, этапах преподавания истории, реализации функции преподавания на различных этапах подготов­ки к уроку.

Вопросы и задания: 1. Проанализируйте две программы подготовки учителя к уроку. В чем их положительные и отрицательные стороны?


Программа I

• Анализ учебников и школьных программ.

• Определение образовательно-воспитательных целей изучения разделов и больших тем.

• Составление тематического планирования уроков по теме.

• Продумывание педагогического замысла урока, его цели.

• Выделение образовательных, воспитательных, развивающих за­дач урока.

• Разработка плана-конспекта урока следующего содержания:


План урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


В конспект включается также: указание об использовании посо­бий, вопросы к картине и документу, задания по карте, дополни­тельные вопросы для повторения в тематической последовательно­сти ранее изученного. Указывается время на реализацию каждого этапа урока. В конспекте может быть отражена обратная связь — кратко воспроизведены предполагаемые ответы учащихся.

Программа II

• Изучение содержания исторического материала для подготов­ки к уроку.

• Структурный анализ материала урока, составление плана.

• Функциональный анализ каждой части урока — эскиз задач урока.

• Определение приемов изучения материала каждой части уро­ка, дополнение их необходимыми средствами обучения.

• Прогнозирование познавательной деятельности учащихся на уроке: познавательные задания и вопросы на всех уровнях познава­тельной самостоятельности; планирование работы учащихся — ответы на вопросы, составление плана, таблицы, другие записи в тет­радях, работа с текстом учебника; формы организации познаватель­ной деятельности учащихся; формы контроля и самоконтроля учащихся в процессе изучения новой темы.

• Проверка соответствия методов и приемов образовательно-воспи­тательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание.

• Формулировка задач урока.

• Подготовка плана-конспекта урока по форме:


План урока


Содержание и приемы работы учителя


Содержание и приемы работы учащихся


 




2. Идентично ли преподавание и изложение учебного материала?

3. Какие вы знаете функции преподавания истории и как они связа­ны между собой? Как сказывается на качестве обучения игнориро­вание той или иной функции? 4. В чем различие гностической и конструирующей функций? Как учитель реализует гностическую и конструирующую функции преподавания на этапе подготовки к уроку? 5. Какие функции преподавания осуществляются на уроке в совместной деятельности учителя и учащихся? В чем состоит раз­ница между организационной и контрольно-учетной функциями преподавания? 6. Какой этап преподавания вы считаете определяю­щим в работе учителя истории? 7. Заполните таблицу «Функции преподавания истории»:

 

Подготовка к уроку (план-конспект) Деятельность учителя и учащихся на уроке Анализ качества и эффективности урочной работы

8. В чем сущность корректирующей функции преподавания? При­ведите примеры, результаты впишите в графу 3 таблицы.

3. Вопрос о планировании познавательной деятельности учащих­
ся рассматривается в процессе более углубленного знакомства с ор­
ганизационной и контрольно-учетной функциями преподавания, ос­
новываясь на программе подготовки учителя к уроку истории.

4. Прежде всего необходимо выяснить сущность конспекта
урока, его отличие от плана урока. При разработке конспекта оп­
ределяют, нужна ли на этом уроке проверка знаний, умений и
навыков, изучение нового, закрепление и повторение, задание на
дом; какова последовательность расположения этих звеньев
обучения; сколько времени следует отвести на каждый этап ра­
боты. Учитель отбирает оптимальное сочетание методов, прие­
мов, средств и организационных форм обучения. Это могут быть
словесные, печатные, наглядные или практические методы, про­
блемно-поисковые или репродуктивные, самостоятельные виды
деятельности или работа под руководством учителя. Надо четко
себе представлять слабые и сильные стороны методов и их сочета­
ний. Каждый метод лучше решает одни задачи и хуже другие,
осложняет или упрощает восприятие нового материала. Поэто­
му речь может идти только о целесообразном их сочетании. Вы­
бор тех или иных методов и приемов работы учитель осуществ­
ляет после отбора содержания и планирования задач урока, с
учетом специфики класса и своего стиля работы. Учитываются
также состояние учеников, их возможное настроение (например,


в предпраздничные дни) и работоспособность (какой по счету урок), возможности кабинета истории, имеющееся время (для всех этапов урока с учетом выполняемых учениками заданий). Как установили психологи, наибольший объем информации ученики усваивают в первой половине урока, а во второй поло­вине урока осваивается лишь половина новых сведений.

В конспекте учитель дает формулировку вопросов для опроса учащихся, прописывает переход к началу изложения нового мате­риала, записывает выводы, формулировки и обобщения. Излагает­ся также тот или иной вид рассказа учителя на уроке, методика пре­подавания. Учитель намечает вопросы и задания учащимся по ходу изложения нового, способы работы с картинами, картами, иллюст­рациями, предусматривает запись терминов и схем на классной доске. Все это позволяет достичь четкости и выразительности на уроке, сделать рассказ ярким, эмоциональным и убедительным. До­словная запись дает возможность подготовиться к свободному (без конспекта) изложению материала на уроке.

Конспект включает наименование темы урока, цель, перечень оборудования, содержание учебного материала и методику его изучения. Последнее дается в виде приведенной ранее таблицы.


Ход урока


Содержание и приемы работы учителя


Содержание и приемы работы учащихся


В первой колонке «Ход урока» в виде краткого плана перечисля­ются основные вопросы содержания урока: тема проверки знаний и умений; тема изучения нового, план; вопросы закрепления; домаш­нее задание. По всем видам работ указывается отведенное на них время. Значительные потери времени бывают при опросе учащихся из-за его затягивания, неумелой постановки вопросов.

Во второй колонке «Содержание и приемы работы учителя» за­писывается содержание нового учебного материала, представлен­ного в виде сюжетного рассказа, образного описания, обобщающей характеристики и т.д. Здесь же указываются приемы работы учите­ля, средства изучения нового, выводы и итоговые обобщения; запи­сываются познавательные задания; даются указания о месте и прие­мах работы с источниками знаний.

Третья колонка «Содержание и приемы работы учащихся» раскрывает познавательную деятельность учащихся по каждо­му из вопросов новой темы. В ней записываются предполагае­мые ответы учащихся во время проверки знаний; результаты вы­полнения заданий по ходу изучения нового; ответы учеников при


закреплении и повторении; выполнение заданий по составлению схем, таблиц, диаграмм. Содержание этой колонки поможет учителю дать на уроке разъяснение неправильных, неполных от­ветов учеников.

Если часть урока или урок в целом посвящены учету и обобще­нию знаний, то страница конспекта приобретает следующий вид:


Вопросы и задания учащимся


Примерное содержание ответов


В первой колонке около вопросов и заданий учитель делает по­метки о месте и содержании приемов: «у карты», «по кадру 12 диа­фильма», «изобразить на доске», «составить и заполнить схему». Здесь же можно указать фамилии отвечающих учеников. Если лишь часть урока отводится на обобщение знаний, то далее содержание нового записывается в конспекте на всю страницу.

Вопросы и задания: 1. Определите, какое место занимает данный урок в теме, разделе, курсе. Каким образом тема урока связана с пре­дыдущим материалом и последующим в курсе? Как вы собираетесь на уроке осуществлять внутрипредметные, внутрикурсовые и меж­курсовые связи? 2. Перечислите факты, от которых зависел ваш выбор приемов учебной работы. Как проверить оптимальность вы­бора приемов, их соответствие обоазовательно-воспитательным и развивающим задачам урока? Насколько разнообразны приемы вашего урока? 3. Каким образом планируется включение учащихся в деятельность по изучению нового материала? Как вы будете ее оценивать? Будут ли при этом учитываться уровни их познаватель­ной самостоятельности? Оптимальны ли предлагаемые формы работы: отвечают ли они содержанию, целям и познавательным возможностям учащихся? 4. Проверьте техническое обеспечение вашего урока, выписав отдельно в столбик те средства обучения, которые вы собираетесь использовать. «Оформите» доску, написав на ней все необходимое к уроку. Возможен такой макет классной доски: тема, план, термины, понятия, даты, имена, географиче­ские названия, графические работы, рисунки. 5. Какие основные факторы процесса обучения истории находят отражение в конспек­те урока?

Перспективные задания:

1. Разработайте развернутый план урока; конспект. 2. Озна­комьтесь с параграфом учебника; определите главные, основные вопросы. Какие вопросы могут быть изучены учениками само­стоятельно?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...