Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 27. Применение идей учителей-новаторов на уроках истории




Целью занятия является ознакомление с приемами работы учителей-новаторов, освоение конкретных умений этой работы. На занятии полез­но проанализировать и обсудить листы с опорными сигналами, приготов­ленные к этому занятию.

План:

1. Идея кодирования знаний и ее применение в обучении истории.

2. Использование иконических моделей.

3. Основы методических систем В.Ф. Шаталова и С.Д. Шевченко.

4. Работа учителя и учащихся с конспектами опорных сигналов.

Литература

Литвинов А. Иконические модели // Народное образование. — 1991. — № 7. Мирошниченко Н.П. Преподавание истории древнего мира по системе В.Ф. Шаталова // Преподавание истории в школе. — 1990. — № 4. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. — М., 1989. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. — М., 1991.


1. Идея кодирования знаний появляется в 60-е гг. В 1968 г. появившиеся учебники физики в Венгрии в конце каждого раз­дела имели схемы, отражающие содержание учебного материа­ла. В 1971 г. в учебниках Франции появился «вид доски», кото­рый следовало воссоздать учителю при объяснении. В 1965 г. в ГДР вышло методическое пособие по истории, в котором каж­дая тема давалась в виде условных символов, письменных пояс­нений, зрительных образов.

2. Иконические модели — это схемы или рисунки, обозначаю­щие основные понятия или явления учебного материала. Процесс создания моделей по методике А. Литвинова заключается в сле­дующем:

 

—одновременное объяснение и рисование учителя на доске, а учеников в своих тетрадях;

—повторное объяснение учителя по записям на доске;

—работа учеников дома по конспекту и учебнику;

—на следующем уроке ответ учеников у доски с помощью кон­спекта.

3. Методическая система В.Ф. Шаталова включает в себя: раз­
вернутое объяснение учителя; сжатое изложение учебного материала
по плакату с опорными сигналами; изучение опорных сигналов каж­
дым учеником по раздаточному материалу; работа с учебником и
листом с опорными сигналами дома; письменное воспроизведение
опорных сигналов на следующем уроке; ответы по опорным сигна­
лам; постоянное повторение и углубление ранее изученного.

Опорные сигналы — это основные элементы методики В.Ф. Ша­талова. Представляют они собой наглядную схему, это единицы информации, подлежащие усвоению. В этой схеме закодирова­но основное содержание подлежащих усвоению знаний. Опор­ными сигналами могут быть ключевые слова, чертежи, буквы. В каждом листе с опорными сигналами отражен один или не­сколько параграфов.

4. На уроках С.Д. Шевченко устный опрос проводят по очереди
сами ученики; следующим этапом работы является самооценка ка­
ждого ученика по подготовленному дома материалу и выставление
самооценки; затем попарный опрос и выставление оценки друг дру­
гу; письменный опрос по воспроизведению опорных сигналов; объ­
яснение нового материала; повторное изложение нового материала
по опорным сигналам. Выработка умений планируется в пределах
урока, темы, раздела, учебного года в целом.

Задание: изучите конспекты с опорными сигналами, разработан­ные Н.П. Мирошниченко. За текстовым разъяснением обращайтесь к указанной в списке литературы статье.




Опорный конспект № 1

Опорный конспект № 2






Опорный конспект № 3

Опорный конспект № 4




Опорный конспект № 5

Опорный конспект № 6



Перспективное задание:

Опираясь на приведенную литературу, разработайте листы с опорными сигналами по одной из тем курса истории. Вот вариант студенческой работы такого характера на тему «Искусство Древне­го Египта». Три блока конспекта соответствуют трем вопросам пла­на урока: 1. Пирамиды — первое из чудес света; 2. Храмы — «жили­ща богов»; 3. Гробница фараона Тутанхамона.


 

Искусство Древнего Египта


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...