Феодальная раздробленность в Западной Европе
Цели урока: Образовательные: на основе воссоздания учащимися образов эпохи раннего средневековья помочь им осознать причины установления феодальной раздробленности в странах Западной Европы и подвести к пониманию того, что при господстве натурального хозяйства феодальное поместье являлось основным центром экономической и политической жизни, что приводило к распылению политической власти в странах Европы. В процессе создания игровых ситуаций обеспечить усвоение учениками типичных образов феодалов, отличающихся по своему положению и отношению друг к другу, и тем самым подвести их к осмыслению факта существования феодальной лестницы как наиболее приемлемой организации власти феодалов. Помочь школьникам осознать феодальную раздробленность в Западной Европе как определенный этап в развитии феодальных государств, повлекший новые бедствия в ходе междуусобных войн, ослабление единства государств и их военной мощи, но этап необходимый для дальнейшей консолидации феодалов вокруг королевской власти. Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной познавательной деятельности по оценке моральных качеств феодалов на примере воссоздания их образов и их взаимоотношений. В процессе игры развивать у учащихся нравственные оценки. Развивающие: организовать познавательную деятельность учащихся в процессе ролевой игры, когда ученики выступают от имени феодалов, что будет способствовать развитию у учащихся устной речи, исторического воображения и творческого мышления. Игровая деятельность будет также содействовать развитию у учеников умения правильно формулировать вопросы, отвечать на них, образно воссоздавать историческую обстановку и исторические явления.
Восстание декабристов Цели урока: Образовательные: создать у учеников яркий впечатляющий образ выступления декабристов на Сенатской площади и подвести их к пониманию того, что вооруженное выступление 14 декабря 1825 г. стало итогом деятельности декабристов и оказало значительное влияние на дальнейшее формирование и развитие революционного движения в России. Воспитательные: с целью нравственного воспитания учащихся в сюжетном рассказе о событиях 14 декабря ярко показать проявление декабристами таких моральных качеств, как мужество и стой- кость. Подвести учащихся к самостоятельному осмыслению причин противоречивых действий декабристов на площади, дав им нравственную оценку. Развивающие: организовать познавательную деятельность учащихся по составлению устного картинного плана сюжетного рассказа учителя с целью последующего использования этого плана при подготовке творческого домашнего задания. Развивать умение учеников работать с историческими документами при изучении «Манифеста к русскому народу», использовав для этого приемы рассуждения, анализа и применение известных теоретических выводов для самостоятельного решения проблемных задач. 3. Задание: проанализируйте сокращенный вариант урока, который возможно провести в 6 или 10 классе учителей А. Безносова и П. Ракитина «Внешняя политика Святослава» (соответственно урок упрощается или усложняется); постарайтесь определить, насколько полно реализована целевая установка урока. Согласны ли вы с целями урока и с выводами, к которым учитель подводит учащихся? Внешняя политика Святослава Оснащение урока: —настенная карта «Киевская Русь»; —школьные атласы; —карточки с текстами. Цели урока:
—рассмотреть политику Святослава на фоне деятельности первых русских князей; —раскрыть связь завоевательной политики Святослава с внутренними социально-политическими процессами в Древнерусском государстве; —привить учащимся навык работы с историческими источниками, что подразумевает умение формулировать собственную точку зрения, исходя из конкретного материала, из критической его оценки, а также умение находить критерии для сравнения нового материала с уже пройденным. Ход урока 1. Проверка домашнего задания Повторяется материал по теме «Древнерусское государство» в связи с сущностью государственной деятельности киевских князей — предшественников Святослава. Проверка домашнего задания проводится письменно по трем заранее предложенным ученикам вопросам. (Предыдущий урок был посвящен Древней Руси до Святослава.) Ученики дают ответы в форме простых планов. Учитель разбирает с классом варианты ответов учеников после выполнения работы. Вопрос 1. Как вы думаете, почему Олег перенес столицу государства из Новгорода в Киев? Эталон ответа: а) такое продвижение соответствовало одному из направлений б) в этом направлении пролегал путь из варяг в греки; в) из Киева, стоящего на границе степи, было проще собирать Запись вывода в тетрадях: события 882 г., считавшиеся началом Киевского государства, были обусловлены общим направлением норманнских завоеваний и удобством обложения окрестных племен данью. Вопрос 2. Какие цели преследовали князья Олег и Игорь, совершая походы на Константинополь? Отличались ли эти походы от обычных набегов варварских вождей за добычей? Эталон ответа: а) цели походов Олега и Игоря — взимание дани с Византии, а б) Олег и Игорь своими походами узаконивали свои отношения в) для участия в этих походах князья объединяли под своим Запись вывода в тетради: походы князей Х в. рассматривались как обычные грабительские набеги.
Вопрос 3. Какие дипломатические шаги предприняла княгиня Ольга для установления отношений с Византией? Эталон ответа: а) посольство 957 г. в Константинополе; б) княгиня приняла христианство. с Константинополем возникли уже не только в связи с завоевательными акциями русских дружин. Стали зарождаться реальные межгосударственные отношения. После этого учитель предлагает подумать о том, почему на смену грабительским набегам пришли межгосударственные отношения. Так учащиеся подводятся к мысли о связи между внешней политикой и уровнем политического развития общества. Ученики приходят к выводу о расширении задач княжеской власти, что стало причиной эволюции содержания внешнеполитической деятельности. Далее формулируется общий вывод по итогам проверки домашнего задания: отношение с Византией с конца IX в. до середины X в. изменялись в связи с процессами внутреннего развития Руси и во многом определялись интересами и целями княжеской власти. Князья начинали заботиться о разных слоях населения Руси, например о купцах. При этом возрастала роль государственного начала вместо грабительских устремлений. Однако по-прежнему очень важным оставалось обеспечение данью князя и его дружины. Проверка усвоения фактического материала в 6 классе С событийной канвой походов Святослава школьники заранее знакомятся по учебнику Л.А. Кацвы и А.Л. Юрганова «История России. VIII—XV вв.», параграф 5. Степень усвоения учениками фактического материала о главнейших походах князя проверяется в ходе пятиминутной беседы с использованием карты и атласов, лежащих на партах. Еще на предыдущем уроке можно начать составление в тетрадях небольшой хронологической таблицы «Походы князей Х века». Готовясь в занятию, ученики вносят в нее сведения о походах Святослава. На уроке можно вызвать одного ученика с тетрадью к доске и попросить его перечислить походы князя, показав на карте направления. Другой вариант — учащиеся дома читают учебник и работают с контурной картой. В этом случае кто-нибудь рассказывает про походы. 2. Анализ летописного отрывка
Учитель раздает карточки с текстом отрывка из «Повести временных лет», характеризует летопись. Раздав карточки, учитель предлагает ученикам познакомиться с источниковедческой справкой и записать в тетради важнейшие источники летописца. Затем начинается анализ отрывка, в ходе которого ставится ряд проблемных вопросов. Но прежде учитель задает вопросы для ориентации учеников в фактах, упоминаемых в отрывке. (Например, какая столица имеется в виду? О каком царе идет речь и т.д.) Дальнейшая работа строится в форме обсуждения вопросов, записанных на карточки после летописных текстов. Всего таких вопросов 5 (здесь приводится лишь 1-й). При необходимости учитель помогает ученикам дать правильные ответы. Вопрос 1 к тексту отрывка: откуда летописец взял историю об испытании Святослава царем Цимисхием и почему считает необходимым ее передать? Эталон ответа: а) Нестор пользовался записью рассказа участников похода; б) летописец показывает, что воинская доблесть была для Свя Вывод, записываемый в тетрадях: Святослав в походе действует как храбрый воитель — и таким остается в памяти потомков. Он предстает военным предводителем, соблюдающим интересы своей дружины. 3. Обобщение изученного Цели предводителей похода. Князя — захват добычи, демонстрация воинской доблести; воеводы — удержание добычи, безопасность дружины. Главный вопрос классу в конце изучения нового: какое отношение имеет этот поход к интересам населения Руси? (Никакого.) Отсюда вывод: походы Святослава являлись лишь частью обширной и устрашающей норманнской экспансии, лишь частью действий скандинавов, терроризировавших на протяжении IX—XI веков всю Европу — от Дании до Сицилии. Святослав был только одним из князей, водивших свои дружины за данью. Его действия, как они запечатлелись в источниках, нельзя считать государственной политикой. Сравните этот вывод с оценками авторов учебников (приложение № 3) и текстом из «Большого энциклопедического словаря» (1977 г.): «Святослав I, великий князь Киевский. Сын князя Игоря. Совершал походы с 964 г. из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы; освободил вятичей о власти хазар, воевал с Волжской Болгарией, разгромил (965 г.) Хазарский каганат, в 967 г. воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми, болгарами и др. вел русско-византийскую войну 970—971 гг. Укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства. Убит печенегами у днепровских порогов».
Перспективное задание: В таблице «Структурно-фунциональный анализ содержания урока» заполните оставшуюся свободной графу «Прогнозируемые образовательно-воспитательные результаты». Проведите функциональный анализ структурных компонентов учебного исторического материала и спрогнозируйте в развернутом виде образовательно-воспитательные и развивающие задачи урока.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|