Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Феодальная раздробленность в Западной Европе




Цели урока:

Образовательные: на основе воссоздания учащимися образов эпохи раннего средневековья помочь им осознать причины установ­ления феодальной раздробленности в странах Западной Европы и подвести к пониманию того, что при господстве натурального хо­зяйства феодальное поместье являлось основным центром эконо­мической и политической жизни, что приводило к распылению по­литической власти в странах Европы.

В процессе создания игровых ситуаций обеспечить усвоение учениками типичных образов феодалов, отличающихся по своему положению и отношению друг к другу, и тем самым подвести их к осмыслению факта существования феодальной лестницы как наи­более приемлемой организации власти феодалов.

Помочь школьникам осознать феодальную раздробленность в За­падной Европе как определенный этап в развитии феодальных госу­дарств, повлекший новые бедствия в ходе междуусобных войн, ослаб­ление единства государств и их военной мощи, но этап необходимый для дальнейшей консолидации феодалов вокруг королевской власти.

Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной познава­тельной деятельности по оценке моральных качеств феодалов на примере воссоздания их образов и их взаимоотношений. В процес­се игры развивать у учащихся нравственные оценки.

Развивающие: организовать познавательную деятельность учащих­ся в процессе ролевой игры, когда ученики выступают от имени фео­далов, что будет способствовать развитию у учащихся устной речи, исторического воображения и творческого мышления. Игровая дея­тельность будет также содействовать развитию у учеников умения пра­вильно формулировать вопросы, отвечать на них, образно воссозда­вать историческую обстановку и исторические явления.

Восстание декабристов

Цели урока:

Образовательные: создать у учеников яркий впечатляющий об­раз выступления декабристов на Сенатской площади и подвести их к пониманию того, что вооруженное выступление 14 декабря 1825 г. стало итогом деятельности декабристов и оказало значительное влияние на дальнейшее формирование и развитие революционного движения в России.

Воспитательные: с целью нравственного воспитания учащихся в сюжетном рассказе о событиях 14 декабря ярко показать проявле­ние декабристами таких моральных качеств, как мужество и стой-


кость. Подвести учащихся к самостоятельному осмыслению причин противоречивых действий декабристов на площади, дав им нравст­венную оценку.

Развивающие: организовать познавательную деятельность уча­щихся по составлению устного картинного плана сюжетного рас­сказа учителя с целью последующего использования этого плана при подготовке творческого домашнего задания. Развивать умение учеников работать с историческими документами при изучении «Манифеста к русскому народу», использовав для этого приемы рас­суждения, анализа и применение известных теоретических выво­дов для самостоятельного решения проблемных задач.

3. Задание: проанализируйте сокращенный вариант урока, кото­рый возможно провести в 6 или 10 классе учителей А. Безносова и П. Ракитина «Внешняя политика Святослава» (соответственно урок упрощается или усложняется); постарайтесь определить, насколь­ко полно реализована целевая установка урока. Согласны ли вы с целями урока и с выводами, к которым учитель подводит учащихся?

Внешняя политика Святослава

Оснащение урока:

—настенная карта «Киевская Русь»;

—школьные атласы;

—карточки с текстами. Цели урока:

—рассмотреть политику Святослава на фоне деятельности пер­вых русских князей;

—раскрыть связь завоевательной политики Святослава с внут­ренними социально-политическими процессами в Древнерусском государстве;

—привить учащимся навык работы с историческими источни­ками, что подразумевает умение формулировать собственную точку зрения, исходя из конкретного материала, из критической его оцен­ки, а также умение находить критерии для сравнения нового мате­риала с уже пройденным.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

Повторяется материал по теме «Древнерусское государство» в связи с сущностью государственной деятельности киевских князей — пред­шественников Святослава. Проверка домашнего задания проводится письменно по трем заранее предложенным ученикам вопросам. (Пре­дыдущий урок был посвящен Древней Руси до Святослава.) Ученики дают ответы в форме простых планов. Учитель разбирает с классом варианты ответов учеников после выполнения работы.


Вопрос 1. Как вы думаете, почему Олег перенес столицу госу­дарства из Новгорода в Киев? Эталон ответа:

а) такое продвижение соответствовало одному из направлений
норманнского завоевания;

б) в этом направлении пролегал путь из варяг в греки;

в) из Киева, стоящего на границе степи, было проще собирать
дань с территории, контролируемой Хазарским каганатом, в част­
ности с северян.

Запись вывода в тетрадях: события 882 г., считавшиеся началом Киевского государства, были обусловлены общим направлением норманнских завоеваний и удобством обложения окрестных пле­мен данью.

Вопрос 2. Какие цели преследовали князья Олег и Игорь, совер­шая походы на Константинополь? Отличались ли эти походы от обычных набегов варварских вождей за добычей?

Эталон ответа:

а) цели походов Олега и Игоря — взимание дани с Византии, а
также заключение договоров об условиях торговли русских купцов
в Константинополе;

б) Олег и Игорь своими походами узаконивали свои отношения
с Константинополем и определяли сферу своего влияния;

в) для участия в этих походах князья объединяли под своим
началом представителей разных восточно-славянских племен, а не
одних дружинников.

Запись вывода в тетради: походы князей Х в. рассматривались как обычные грабительские набеги.

Вопрос 3. Какие дипломатические шаги предприняла княгиня Ольга для установления отношений с Византией?

Эталон ответа:

а) посольство 957 г. в Константинополе;

б) княгиня приняла христианство.
Запись вывода в тетради: при Ольге дипломатические контакты

с Константинополем возникли уже не только в связи с завоеватель­ными акциями русских дружин. Стали зарождаться реальные меж­государственные отношения.

После этого учитель предлагает подумать о том, почему на сме­ну грабительским набегам пришли межгосударственные отношения. Так учащиеся подводятся к мысли о связи между внешней полити­кой и уровнем политического развития общества. Ученики прихо­дят к выводу о расширении задач княжеской власти, что стало причиной эволюции содержания внешнеполитической деятель­ности.


Далее формулируется общий вывод по итогам проверки домаш­него задания: отношение с Византией с конца IX в. до середины X в. изменялись в связи с процессами внутреннего развития Руси и во многом определялись интересами и целями княжеской власти. Кня­зья начинали заботиться о разных слоях населения Руси, например о купцах. При этом возрастала роль государственного начала вме­сто грабительских устремлений. Однако по-прежнему очень важ­ным оставалось обеспечение данью князя и его дружины. Проверка усвоения фактического материала в 6 классе

С событийной канвой походов Святослава школьники заранее зна­комятся по учебнику Л.А. Кацвы и А.Л. Юрганова «История России. VIII—XV вв.», параграф 5. Степень усвоения учениками фактическо­го материала о главнейших походах князя проверяется в ходе пяти­минутной беседы с использованием карты и атласов, лежащих на пар­тах. Еще на предыдущем уроке можно начать составление в тетрадях небольшой хронологической таблицы «Походы князей Х века». Гото­вясь в занятию, ученики вносят в нее сведения о походах Святослава. На уроке можно вызвать одного ученика с тетрадью к доске и попро­сить его перечислить походы князя, показав на карте направления. Дру­гой вариант — учащиеся дома читают учебник и работают с контур­ной картой. В этом случае кто-нибудь рассказывает про походы. 2. Анализ летописного отрывка

Учитель раздает карточки с текстом отрывка из «Повести времен­ных лет», характеризует летопись. Раздав карточки, учитель предла­гает ученикам познакомиться с источниковедческой справкой и запи­сать в тетради важнейшие источники летописца. Затем начинается ана­лиз отрывка, в ходе которого ставится ряд проблемных вопросов. Но прежде учитель задает вопросы для ориентации учеников в фактах, упоминаемых в отрывке. (Например, какая столица имеется в виду? О каком царе идет речь и т.д.) Дальнейшая работа строится в форме обсуждения вопросов, записанных на карточки после летописных тек­стов. Всего таких вопросов 5 (здесь приводится лишь 1-й). При необ­ходимости учитель помогает ученикам дать правильные ответы.

Вопрос 1 к тексту отрывка: откуда летописец взял историю об испытании Святослава царем Цимисхием и почему считает необ­ходимым ее передать?

Эталон ответа:

а) Нестор пользовался записью рассказа участников похода;

б) летописец показывает, что воинская доблесть была для Свя­
тослава важнее, чем добыча.

Вывод, записываемый в тетрадях: Святослав в походе действует как храбрый воитель — и таким остается в памяти потомков. Он предстает военным предводителем, соблюдающим интересы своей дружины.


3. Обобщение изученного

Цели предводителей похода. Князя — захват добычи, демонстра­ция воинской доблести; воеводы — удержание добычи, безопасность дружины.

Главный вопрос классу в конце изучения нового: какое отношение имеет этот поход к интересам населения Руси? (Никакого.) Отсюда вывод: походы Святослава являлись лишь частью обширной и устра­шающей норманнской экспансии, лишь частью действий скандина­вов, терроризировавших на протяжении IX—XI веков всю Европу — от Дании до Сицилии. Святослав был только одним из князей, водив­ших свои дружины за данью. Его действия, как они запечатлелись в источниках, нельзя считать государственной политикой.

Сравните этот вывод с оценками авторов учебников (приложение № 3) и текстом из «Большого энциклопедического словаря» (1977 г.): «Святослав I, великий князь Киевский. Сын князя Игоря. Совершал походы с 964 г. из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы; освободил вятичей о власти хазар, воевал с Волжской Болга­рией, разгромил (965 г.) Хазарский каганат, в 967 г. воевал с Болгари­ей за Подунавье. В союзе с венграми, болгарами и др. вел русско-ви­зантийскую войну 970—971 гг. Укрепил внешнеполитическое положе­ние Киевского государства. Убит печенегами у днепровских порогов».

Перспективное задание:

В таблице «Структурно-фунциональный анализ содержания урока» заполните оставшуюся свободной графу «Прогнозируемые образовательно-воспитательные результаты». Проведите функцио­нальный анализ структурных компонентов учебного историческо­го материала и спрогнозируйте в развернутом виде образователь­но-воспитательные и развивающие задачи урока.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...