I. Усиление самодержавной власти царя
С середины XVII в, с 1645 по 1676 г., в России правил царь Алексей Михайлович. За время его правления происходит дальнейшее укрепление самодержавного государственного аппарата. Прежде всего укрепилась власть царя. Его распоряжения, воля становятся законом для всей страны. Царь все меньше и меньше советуется с Боярской думой, почти не собирает Земских соборов. Бывший подьячий Г. Котошихин об Алексее Михайловиче писал, что он «Государство свое правит по своей воли» и сравнивал нового царя с его отцом, который хотя «самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего»1. При изложении данного вопроса используются картины К.В. Лебедева «В Боярской думе» и А.П. Рябушкина «Сидение царя с боярами в государственной комнате». В изображенных на картинах сценах много общего: также в одной из комнат дворца, в «красном уг- 1 См.: История СССР с древнейших времен до наших дней. — М.: Наука, 1967. — Т. III. — С. 62. лу» под образами на троне сидит царь, вдоль стен на лавках — бояре, которые расположились в строго установленном порядке, по знатности своей, а не по разуму и чину. Однако при сравнении картин в поведении бояр заметна существенная разница. Перед учащимися ставятся вопросы: — Какую разницу, сравнивая картины, можно отметить в поведении бояр, в их отношении к царю? (Бояре, изображенные автором на первой картине, ведут себя вольно. Не стесняясь присутствия царя, затевают грубые ссоры и драки. Их мало интересуют государственные дела. Вторая картина отражает изменение положения бояр и Боярской думы в XVII в. Один боярин о чем-то докладывает царю. Другие сидят чинно и неподвижно. И хотя на лице некоторых бояр застыло выражение недовольства, они вынуждены сохранять при царе полную покорность и почтительность).
Да, бояре уже не чувствовали себя так вольно, как раньше. Они не пользовались прежней силой и влиянием. Наряду со служилыми людьми, даже самые знатные бояре называли себя холопами царя, снимали шапки при встрече с царем, кланялись до земли. Государственные законы поддерживали самодержавную власть царя. Вот что писалось в одной из статей Соборного уложения: «Будет кто каким умышление учнет мыслити на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышление кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщется до пряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел: и такова по сыску казнить смертию»1. (По ходу чтения поясняются выражения: извет — донос, сыщется до пряма — будет установлено). Прочитав статью, необходимо подчеркнуть, что закон карал смертной казнью всякого, кто покушался на жизнь и здоровье царя не только на деле, но и в мыслях своих. Величие и силу царской власти стремились подчеркнуть и пышными дворцовыми церемониями, блеском и великолепием царских нарядов. В торжественных случаях, при приеме иностранных послов или при выходе в церковь царь появлялся в сопровождении бояр и думных дьяков в роскошном большом наряде. Это можно проиллюстрировать, используя портрет, помещенный в учебнике2. На портрете царь изображен в торжественной одежде. На нем надет кафтан (платно) из парчи, расшитый самоцветами и жемчугом, грудь и плечи закрывает барма — широкий парчовый во- 1 См.: Огризко З.А. Работа с документами по истории СССР в 8-м клас 2 Нечкина М.В., Лейбенгруб И.С. История СССР: Учебное пособие для ротник с изображением святых, поверх нее — золотой крест. На голове царя шапка Мономаха, символизирующая преемственность царской власти. Она сделана из чистого золота, украшена драгоценными камнями, оторочена собольим мехом и увенчана крестом. В правой руке Алексей Михайлович держит скипетр, в левой — державу, символ монаршей власти. Таким образом, все подчеркивало безграничную власть царя над своими подданными. Царь правит страной самодержавно, т. е. единолично. Именно в XVII в. русские цари стали официально именовать себя самодержцами. К своему имени они прибавляли титул «великий государь, царь и великий князь, всея России самодержец». Россия постепенно превращается в абсолютную (неограниченную) монархию. Кому же была выгодна неограниченная власть царя? Кто поддерживал ее?
Царь, как известно, был крупнейшим феодалом страны. В его дворцовых владениях насчитывалось 80 тыс. крестьянских дворов, и вся его власть была направлена на защиту интересов господствующего класса феодалов, особенно дворян. За время правления Алексея Михайловича дворяне еще больше укрепляют свое положение в государстве, служа верной опорой царю и получая от него взамен полную поддержку в политике дальнейшего закрепощения крестьян, угнетения городской бедноты. Для уяснения этой центральной проблемы урока учащимся предлагается выполнить следующее логическое задание: «Доказать, подтвердив фактами данной темы, что в XVII в. в России происходит дальнейшее усиление роли дворян». Отмена местничества Усиление царской власти сопровождалось некоторыми изменениями в системе управления страной. Например, в 1682 г. было отменено местничество. Учащимся предлагается вспомнить: — Какой порядок назывался местничеством? (Местничеством назывался такой порядок, при котором все государственные и военные должности в стране распределялись между боярами не по заслугам, а по породе. Самые знатные и родовитые, несмотря на свою неграмотность, неспособность, получали высшие чины в государстве). Желательно, чтобы учащиеся попытались самостоятельно оценить факт отмены местничества. Поэтому им можно предложить вопрос: — Какое же значение, по вашему мнению, имела отмена мест Дополняя ответы ребят1, необходимо добиться понимания того, что отмена местничества наносила удар боярству, наиболее крупной части феодалов, владевших вотчинами, наследными землями. Именно бояре были самыми знатными и родовитыми, они соперничали с царем, пытаясь разделить с ним власть. Отмена местничества способствовала выдвижению другой части феодалов — поместного дворянства, получавшего землю из рук царя и нуждавшегося в сильной государственной власти. Дворяне являлись опорой царской власти. Царь назначал дворян на высшие государственные и военные должности. Постепенно они приобретают все большее влияние в войске, Боярской думе, приказах, уездах и т.д. Отмена местничества, таким образом, с одной стороны, способствовала укреплению положения дворянства, а с другой — централизации власти в руках царя.
Приказы Не считаясь с Боярской думой и Земскими соборами, царь Алексей Михайлович чаще всего ограничивался совещаниями с несколькими особо доверенными лицами или, ни с кем не советуясь, принимал то или иное решение. Но для дел текущего управления по-прежнему существовали приказы. Развитие Русского государства в XVII в., изменения в экономике страны (рост городов, промышленности, развитие товарно-денежных отношений), обострение классовых противоречий, присоединение новых больших территорий, установление более широких связей с иноземными государствами потребовало расширения и совершенствования всего управленческого аппарата. Число приказов увеличилось до 50, расширились их функции, вырос штат. Наиболее крупным был, например, Посольский приказ, ведавший сношениями с иноземными государствами. В приказе насчитывалось 14 подьячих, более ста переводчиков. «А ведомы в том приказе, — сообщает Григорий Котошихин, — дела всех окрестных государств, и послов чужеземских принимают и отпуск им бывает; так еж русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство прилучится... А бывает тем переводчикам на Москве работа по вся дни... Толмачи, днюют и ночуют в Приказе, человек по 10 в сутки»2. Существовало несколько прика- 1 Часто на этот вопрос учащиеся дают односторонний ответ, отмечая только
2 Хрестоматия по истории СССР, XVI—XVII вв. — М.: Изд. социально- зов, занимавшихся вопросами собственности и классовых отношений. Так, Поместный приказ ведал раздачей поместий дворянам, Холопий занимался делами о холопах, обеспечивая при этом классовые интересы дворянства. Разбойный приказ охранял феодальную собственность и т.д. Появление Стрелецкого и Иноземного приказов (наряду со старыми — Пушкарским, Рейтарским, Разрядным) было следствием изменений, проведенных правительством в вооруженных силах страны. Отдельные приказы: Сибирский, Казанский, Малороссийский и др. — управляли огромными территориями русского государства. Во главе каждого приказа стоял дьяк, который назначался царем из числа бояр и дворян. Из их среды впоследствии выделились особо доверенные лица царя, с которыми он советовался, принимая важнейшие государственные решения. Приказы целиком и полностью подчинялись царю, подготавливали по его требованию дела для окончательного рассмотрения и утверждения их царем, проводили в жизнь решения, указы, принятые царем. В целях более конкретного знакомства с деятельностью приказов используется картина С.В. Иванова «Приказная изба»1, которая отражает типичную, повседневную работу одного из приказов. Обращается внимание учеников на то, что приказная изба состоит из двух комнат: небольшой комнаты, которая называлась «казенкой», так как в ней хранились казна и наиболее важные документы приказа, и большой передней, где работали подьячие. В «казенке» за столом сидят: глава приказа — «судья» из бояр и дьяк — главный секретарь приказа. От них зависит окончательное решение того или иного вопроса. Дверь в эту комнату охраняется вооруженным приставом. Он стоит у дверей, опершись о притолоку. Рассматривая вместе с учащимися события, происходившие в первой комнате, изображенной на переднем плане картины, следует перед ними поставить вопросы: —Какую работу выполняют подьячие, сидящие за столом? —Кто находится в избе в качестве просителей? —Всем ли просителям оказан одинаковый прием? —Что можно сказать об организации работы в приказах? (Ребята, отвечая на поставленные вопросы, должны отметить, что подьячие, работавшие за большим столом, подготавливают материал для решения тех или иных вопросов. Они пишут гусиными перьями на листках бумаги и подклеивают их один к другому, наматывая на палочки в длинные свитки. На столе чернильницы, горшок с
1 Работа по картине составлена на основании описания ее в методическом пособии П. С. Лейбенгруба «Изучение истории СССР в VII классе». — М.: Просвещение, 1967. — С. 222. клеем, бумага, перья и т.д. Однако в комнате царит страшный беспорядок. За столом так тесно, что один из подьячих, согнувшись, заполняет свиток, положив его на колени, другие — отвлекаются от работы, разговаривают между собой и с посетителями, рассматривают их приношения. Просители не случайно пришли с узелками, бубликами, птицей, рыбой и т.д. Они принесли свои дары, надеясь добиться этим решения дела. Не все посетители одинаково приняты в приказной избе. Простой народ терпеливо ждет у дверей, а боярин в богатой шубе держится хозяином, ему что-то угодливо объясняет помощник дьяка). Действительно, в приказах дела решались долго, бестолково, нередко иное дело разбиралось по нескольку лет. Волокита и взяточничество сопутствовали работе приказов, даже в поговорке тех лет говорилось: «Не ходи в суд с одним носом, а ходи с приносом». Да и само выражение «волокита» возникло в связи с работой приказов: чем дольше тянулось дело, тем длиннее становился свиток, лента его волочилась, достигая иногда 50—80 метров. Давая оценку приведенным фактам, важно обратить внимание учащихся на то, что причина подобного положения заключалась не в том, что в приказах сидели нерадивые и неспособные люди, а в том, что вся приказная система того времени была типичным проявлением феодальной организации управления. В ведении каждого приказа, кроме его основной функции управления, находилась какая-либо территория или группа населения. Даже Посольский приказ получал в управление определенную область. По отношению к отданной в ведение приказа группе населения последний выступал в роли полновластного хозяина, ведал сбором налогов и податей, землями и промыслами, осуществлял судебную и административную власть над подвластным ему населением. Отсюда — взяточничество, подкупы, казнокрадство. Функции отдельных приказов не имели четкого распределения дел. Часто одни и те же вопросы находились в ведении разных приказов, а в ведении одного приказа были самые разнообразные дела. Это вело к страшной запутанности дел и волоките. Царь Алексей Михайлович пытался преодолеть запутанность и раздробленность управления, сосредоточить власть в своих руках. С этой целью он предпринял реорганизацию и слияние некоторых приказов, подчинение нескольких приказов одному лицу или одному приказу. Так, например, тесть царя И.Д. Мило-славский правил пятью приказами1. Одной из попыток централизации власти была организация Приказа тайных дел, который дол- 1 См.: Сахаров А.М. Очерки истории СССР, XVII в. — М.: Учпедгиз, 1958. — С. 55. жен был контролировать деятельность всех приказов. «А устроен тот приказ при нынешнем царе, — пишет Г. Котошихин, — для того, чтоб его царская мысль и дела исполнилися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали»1. В распоряжении приказа имелось огромное число агентов, рассылаемых по всей стране и докладывавших царю о состоянии дел. Однако все попытки царя упорядочить работу приказов не дали желаемого результата. Местное управление Мы уже говорили о том, что в XVI в. власть на местах осуществлялась губными старостами, которые выбирались в каждом уезде из числа местного дворянства. К XVII в. число уездов увеличивалось до 250, выросло количество городов. Уездом стал править воевода, который в отличие от губных старост не избирался местным населением, а назначался царем из числа высших слоев дворянства. Воевода ведал всеми делами в подвластном ему уезде: управлял войском, судил и назначал наказания, осуществлял надзор за сбором налогов и податей. Некоторые уезды к концу XVII в. были объединены под властью одного воеводы, в чем также сказалась попытка к дальнейшей централизации государственной власти. Для подведения итогов используется схема2, рассмотрев которую, ученики должны ответить на вопросы: — В чем же проявилась централизация государственной власти? (Централизация государственной власти проявилась в ослаблении роли Боярской думы, ликвидации Земских соборов, в сосредоточении верховной власти в руках царя, в создании органов центрального и местного управления, подчинявшихся власти царя и осуществлявших его волю на территории всей страны). — Какие меры были приняты правительством с целью усиления (Отмена местничества, реорганизация и слияние нескольких приказов в один и подчинение их одному лицу, объединение нескольких уездов под началом одного воеводы). Итак, к XVII в. окончательно утвердился государственный аппарат, одной из важнейших черт которого была централизация власти в руках царя. 1 Хрестоматия по истории СССР, XVI—XVII вв. — М.: Изд. социально- 2 Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории. — М.: Прос Законы, суд Вся система государственного управления была направлена на возвышение власти царя, укрепление позиции дворянства и защиту их интересов. Этой же цели служили законы и суд. Учащимся предлагается вспомнить: — Как назывался новый свод законов, который был подготовлен (При царе Алексее Михайловиче в 1649 г. на Земском соборе был утвержден сборник законов, получивший название Соборное уложение.) — Каково было содержание Соборного уложения по вопросу о (Соборное уложение окончательно закрепощало крестьян: крестьяне с их женами и детьми, жившие на земле феодала, навечно прикреплялись к ее владельцу. Помещики получали право искать и насильно возвращать бежавших крестьян независимо от давности их побега, т. е. без урочных лет.) Соборное уложение, являвшееся сводом законов, утверждало порядок судопроизводства и систему наказаний. Огромную власть получил помещик над своими крестьянами в судебных делах. Специальная статья Уложения говорила о том, что дворяне за «крестьян своих отвечают... во всяких делах». Крестьянин не мог отлучиться для торговли или работы по найму без разрешения своего помещика. В случае нарушения запрета крестьянин наказывался битьем батогами. При совершении особо важных преступлений господин мог подать жалобу на своего крестьянина в суд, который принимал это обвинение безоговорочно, прибегая к пыткам, если даже не было свидетельских показаний. При этом помещик не нес никакой ответственности, если обвинение оказывалось ложным1. Суд и расправу над населением сел и городов уезда чинили воеводы. Большое количество судебных дел рассматривалось и в приказах. Порядок судопроизводства и система наказаний отличались чрезвычайной жестокостью, что наглядно подтверждается на уроке картиной С.В. Иванова «Суд в Московском государстве»2. Рассказав 1 См.: История СССР с древнейших времен до наших дней. — М.: Наука, 2 Работа по картине строится и фиксируется в конспекте по образцу работы учащимся о страшных пытках, которым нередко подвергались во время судебного процесса не только обвиняемый, но и свидетели, необходимо подчеркнуть, что система наказаний был неодинаковой для представителей различных сословий. За одно и то же преступление бояре, представители высшего духовенства подвергались лишь «государеву гневу», а служилые люди и трудовой народ — тяжелым телесным наказаниям, длительному тюремному заключению и т.д. Вооруженные силы Для обеспечения охраны феодальных порядков, а также для успешного решения внешнеполитических задач царскому правительству нужны были надежные вооруженные силы. Учащимся предлагается вспомнить: — Что представляло собой войско в XVI в.? (Войско в XVI в. состояло в основном из поместных дворян, получавших от государя за несение военной службы денежные вознаграждения и земли. В случае необходимости дворяне должны были являться в полном вооружении, на конях, с запасом провизии на все время похода. Их должны были сопровождать крестьяне, вооруженные в крайнем случае рогатиной или топором. При Иване IV в XVI в. было создано новое войско, вооруженное ручным огнестрельным оружием — пищалями. Войско это называли стрелецким). Ученикам дается задание прочитать в учебнике раздел «Вооруженные силы» и ответить на вопрос: — Как изменились вооруженные силы в XVII в. по сравнению c (Большую роль стали играть стрелецкие полки, появились новые полки, полки иноземного строя: солдатские (пешие) и рейтарские (конные), которые набирались из даточных и охочих людей. Их служба была пожизненной. Преимущество новых полков перед старым дворянским ополчением состояло в том, что это войско было постоянным. Дворяне являлись на военную службу лишь в случае войны, а чаще они стремились укрыться от военных обязанностей под любым предлогом. Новые полки постоянно находились на военной службе, хотя в свободное от военных дел время и продолжали заниматься различными промыслами и торговлей; вооружены они были новым для того времени оружием: мушкетами, саблями, пистолями, карабинами. Новые полки были лучше обучены и более боеспособны.) После объяснения нового материала проводится проверка логического задания («Доказать, подтвердив фактами данной темы, что в XVII в. в России происходит дальнейшее усиление роли дворян»). После беседы, проведенной с ребятами по их записям, окончательно оформляется ответ, который заносится учащимися в тетрадь. (Укреплению позиции дворянства в Русском государстве XVII в. способствовало: усиление самодержавной власти царя, который был крупнейшим феодалом страны и правил в интересах своего класса; создание централизованной системы управления, при которой все органы центрального и местного управления подчинялись решению верховной власти (в лице царя) и осуществляли ее волю на территории всей страны; отмена местничества, назначение представителей дворянства на все государственные и военные должности; утверждение законов, поддерживающих власть дворян над крестьянами и трудовым населением города (окончательное закрепощение крестьян, порядок судопроизводства и система наказаний); укрепление вооруженных сил, способных к более успешному решению не только внешнеполитических задач, но и поддержанию «порядка» в стране, подавление всякого сопротивления народных масс.) В ы в о д п о у р о к у Итак, государственный строй России в XVII в. характеризуется дальнейшей централизацией, образованием абсолютной монархии, т. е. такой формы государства, при которой власть монарха (царя) становится самодержавной, неограниченной. Все органы государственного управления — законы, суд, вооруженные силы, — подчиняемые царю, направлены на защиту интересов господствующего класса, предотвращение народных восстаний. Создание такой системы явилось неизбежным следствием развития феодальных отношений и обострения классовой борьбы. Однако при всей внешней видимости благополучия и непоколебимости созданного царем и феодалами управленческого аппарата в нем ярко проступают язвы феодально-крепостнического строя, его неспособность обеспечить потребности развития страны. Ни вооруженные силы, ни страшный суд, ни воля царя не могли предотвратить новых классовых боев, которые потрясли русское государство в XVII в. На последующих уроках вы познакомитесь с восстаниями городского населения, а затем с одной из крупнейших крестьянских войн, разразившихся в XVII в. в Русском государстве под предводительством Степана Разина. Д о м а ш н е е з а д а н и е 1. Выучить из § 35 «Политическое развитие России в XVII в.» разделы 1—4. 2. Подготовить ответ на первые три вопроса, помещенные в учебнике в конце § 35. 3. Оформить логическое задание, записав ответы на него в тетрадь. Литература, использованная при подготовке к уроку 1. Хрестоматия по истории СССР XVI — XVII вв. / Под ред. А.А. Зимина. — И.: Изд. Социально-экономическая литература, 1962. 2. История СССР с древнейших времен до наших дней. — М.: Наука, 1967. — Т. III. 3. Сахаров А.М. Очерки истории СССР, XVII в. — М.: Учпедгиз, 1958. 4. Лейбенгруб П.С. Изучение истории СССР в VII классе. — М.: Просвещение, 1967. 5. Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории. — М.: Просвещение, 1964. 6. Аппарович Н.И., Герасимова Г.Г. Наглядные пособия по истории СССР. — И.: Изд АПН РСФСР, 1963. 7. Огризко З.А. Работа с документами по истории СССР в 8 классе. — М., Учпедгиз, 1956. 8. Нечкина М.В., Лейбенгруб П.С. Истории СССР: Учебное пособие для 7 класса. — М.: Просвещение, 1969. 9. Программа восьмилетней и средней школы по истории. — М.: Просвещение, 1969. Форма конспекта урока 1 Тема урока: «Государственное управление России в XVII в.». Цель урока: Структура урока: Основные понятия: Опрос учащихся: Изложение нового материала: 1 В конспекте первых уроков должны быть даны: план и полный текст излагаемого материала, краткое описание методических приемов, используемых на уроке. Пометки о методических приемах даются на полях. План и текст Методические приемы Переход к новой теме Текст Вопросы классу Запись темы урока на доске и в тетради учащихся I. Усиление самодержавной власти царя Текст Работа с документом (комментирова- ние текста) Вопрос классу Работа с портретом Логическое задание (по ходу изложения материала учителем учащиеся выписывают в тетрадь соответствующие факты) II. Отмена местничества III. Приказы Работа со схемой (чертежи на доске, беседа) Схема анализа урока
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|