Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемный анализ урока по теме




«КРЫМСКАЯ ВОЙНА»

(9 класс)

Проблема комплексного формирования умений учащихся на уроке — это вечная педагогическая проблема. Ее значимость за­ключается в том, что уровнем развития умений определяется познавательная активность учащихся. Известно в дидактике оп­ределение В.Н. Максимовой о том, что умение — это структур­но-функциональная единица познавательной деятельности, ко­торая сохраняет ее свойства, обеспечивает ее продуктивность и определяет ее особенности.

Структурность умения проявляется в том, что оно неразрывно связано с изучаемым материалом, входит в структуру учебного пред­мета. Функциональная роль умения заключается в том, что без на­личного их уровня эффективная организация познавательной дея­тельности на уроке практически невозможна.

Изучение «восточного вопроса» предполагает включение карто­графических умений как составной части структуры учебного ма­териала. Содержание исторической карты используется для анали­за причин и следствий исторических событий. Учащиеся, приме­няя соответствующие умения и выполняя познавательные задания, используют прием рассуждающего изложения на основе картогра­фического материала. При изучении вопроса об участниках войны,


планах и целях сторон используется диаграмма, которая помогает учащимся в наглядной форме раскрыть локальные связи. Схема-диаграмма демонстрирует положение отдельных и целых групп стран как возможных участниц войны.

В процессе организации повторительной беседы и заполне­ния схемы учащиеся поставлены в условия комплексного при­менения картографических и логических умений. Последнее спо­собствует успешному решению школьниками проблемы положе­ния союзников в войне: дети обозначают на схеме отношения и связи между ними взаимным расположением стран. Но для того чтобы правильно расположить страны, необходимо владеть эле­ментарным картографическим умением — умением локализовать объекты на исторической карте. Диаграмма представляет собой оригинальный вариант логической схемы, ибо помогает устано­вить причинно-следственные связи между предполагаемыми участниками Крымской войны.

Осмыслению теоретического материала во время проверки спо­собствуют таблицы. В таблицах дидактические правила сравнения приобретают конкретно-историческое содержание и письменно-сло­весную форму. При анализе таблицы со статистическими данными школьники применяют в комплексе умение выявлять количествен­ные и качественные стороны изучаемых событий и явлений и оце­ночные умения. Это позволяет теоретически осмыслить важнейшие причинно-следственные связи о состоянии армии и флота накану­не войны и последствиях, которые очевидно высветились в ходе теат­ра военных действий.

При заполнении тематической таблицы «Расчеты царского пра­вительства» учащиеся применяют классическое умение анализиро­вать исторические события и явления в целях прогнозирования. Прогноз заключается в том, что школьники самостоятельно опре­деляют намерения России в отношении ее противников, составляя одновременно иерархический ряд.

Умение воссоздавать исторический образ применялось на уроке также в комплексе с важнейшим умением — умением пользоваться историческим документом как иллюстрацией и извлекать из него важнейшие исторические сведения. Это осуществляется на этапе о повторении Синопского сражения. При проверке добавляется но­вый источник — записки участника сражения офицера Черномор­ского флота, что обеспечивает комплексный подход к применению известных учащимся умений.

На уроке идет повторение дат на основе календаря событий. При­менение этого средства заставляет учащихся осмысленно исполь­зовать умение устанавливать временные связи между событиями.


Такая работа позволяет избежать хронологической путаницы и вос­создать картину начального этапа театра военных действий.

При изучении вопроса об отношении различных слоев русского общества к войне совершенно обоснованно применялась групповая форма проверки по рядам. Вопросы и задания являются творчес­кими.


Оглавление

Предисловие.................................................................................................................. 3

Раздел I. Методика обучения истории как педагогическая наука................... 7

Занятие 1. Общее понятие о методике................................................................. 7

Занятие 2. Моделирование урока истории (деловая игра)............................... 10

Занятие 3. Позитивные тенденции развития

исторического образования в дореволюционной России (семинар)................ 12

Занятие 4. Анализ школьных программ........................................................... 16

Занятие 5. Анализ стандартов по истории для средней школы....................... 18

Занятия 6—7. Анализ школьных учебников истории...................................... 20

Занятие 8. Учебники истории нового поколения............................................. 23

Занятие 9. Методические подходы к отбору содержания учебного исторического материала. Структурно-функциональный

анализ.................................................................................................................... 26

Занятие 10. Планирование уроков истории...................................................... 32

Занятие 11. Концепции современного исторического

образования (семинар)......................................................................................... 36

Раздел II. Основные факторы и приемы школьного обучения истории... 38 Занятие 12. Приемы и средства эмпирического изучения

исторических фактов............................................................................................ 38

Занятие 13. Нетрадиционные приемы изучения фактического

материала.............................................................................................................. 52

Занятие 14. Обучение приемам познания фактического материала............... 62

Занятия 15—16. Приемы и средства изучения теоретического

материала.............................................................................................................. 66

Занятие 17. Применение наглядных средств обучения.................................... 79

Занятие 18. Определение приемов и средств

преподавания и учения, используемых на уроке (лабораторное)..................... 85

Занятие 19. Приемы изучения хронологии и картографического

материала.............................................................................................................. 91

Занятие 20. Приемы работы с историческими источниками

и документами, художественной литературой................................................... 99

Раздел III. Урок истории и подготовка к нему учителя................................ 104

Занятие 21. Общее понятие об уроке истории, его
структурно-содержательных компонентах....................................................... 104


Занятие 22. Подготовка учителя к уроку истории......................................... 108

Занятие 23. Определение цели урока............................................................... 113

Занятие 24. Проведение урока (лабораторное)............................................... 119

Занятие 25. Методика проверки, повторения и обобщения

на уроках истории............................................................................................... 124

Занятие 26. Разнообразие форм урока. Новые технологии

обучения истории................................................................................................ 133

Занятие 27. Применение идей учителей-новаторов

на уроках истории............................................................................................... 141

Занятие 28. Анализ урока истории (лабораторное)........................................ 147

Раздел IV. Внеурочная работа. Кабинет истории в школе............................ 154

Занятие 29. Внеклассная работа по истории.................................................... 154

Занятие 30. Кабинет истории в школе (лабораторное)................................... 155

Приложения............................................................................................................ 157

Приложение 1..................................................................................................... 157

Приложение 2...................................................................................................... 213

Приложение 3...................................................................................................... 229

Приложение 4...................................................................................................... 237

Приложение 5...................................................................................................... 240

Приложение 6...................................................................................................... 249

Приложение 7...................................................................................................... 265

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...