Анорий св. Арон, маланья его жена. Гонгои, гогея. Двинской царь, пинежский царь. Иван Васильевич. =грозный царь Иван Васильевич: Олон. Г. , мансикка, 230.
АГЕЙ = Аг±й царь: Волог. г., Срезн. 03, 158 (ср. Агаф®, Ахав®, Агарян®цари и Илья пророк®). ( 1 упоминание. ( Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( Такой царь неизвестен. Ср. Аггей -" из двенадцати Малых пророков, пророчествовавший после плена Вавилонского" (Солярский 1879, т. 1, 37-39; Езд. 5. 1., 6. 14.; Агг. 1. 1., 3., 2. 1., 10. ). Ср. также народную " Повесть о царе Агге± и како пострада гордостiю". АНОРИЙ СВ. = Святой царь Анорий: Орл. г., Попов, 238. ( 1 упоминание. ( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Такого имени нет в месяцесловах. Находится в позиции, обычно принадлежащей Сисинию® или перечням святых. АРОН, МАЛАНЬЯ ЕГО ЖЕНА = Царь Арон и его жена Маланья: Смол. г., Добр., 210. ( 1 упоминание. ( Вероятно, искажение, утратившее семантическую связь с источником - ср. царь Огонь®, царица Маланьица (из русской сказки № 164 в собрании А. Н. Афанасьева). ( Защищают: людей от зверя. ( Известна преп. Малания Римляныня ( ( 439 г. ), память ее 22 дек., но рассматриваемый персонаж едва ли связан с ней. ГОНГОИ, ГОГЕЯ = Царь Гонгои и царица Гог±я: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 497. ( 1 упоминание. ( Ср. царь Огонь®, царица Маланьица (из русской сказки № 164 в собрании А. Н. Афанасьева), а также царь Арон®, его жена Маланья - возможно, искажение. Имена эти воспринимались, очевидно, как тайные и достаточно сакральные - слова Гонгои и Гог±я в оригинале написаны так называемой " тарабарской грамотой", таблицу которой см.: Вин. 2, 4. ( Защищают: скот от медведей, волков и пр. ДВИНСКОЙ ЦАРЬ, ПИНЕЖСКИЙ ЦАРЬ = Царь морской, царь Двинской, царь Пинежский: Пинежье, Ив., 6. ( 1 упоминание. ( Дают воды на красоту и здоровье ребенка.
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ =Грозный царь Иван Васильевич: Олон. г., Мансикка, 230. ( 1 упоминание. ( Ему в матушку каменну Москву® угрожают написать грамоту, если домовой не бережет скот. Царь должен защитить от домового, наказав его " тремя кнутами железными". МАНУИЛ = Царь Мануил: Новг. г., Попов, 238. ( 1 упоминание. ( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Известны 3 Мануила: персидск. муч. - 17 июня, муч. - 27 марта, епископ Адрианопольский - 22 янв. Находится в позиции, обычно принадлежащей Сисинию® или перечням святых. МЕЛАНЬЯ = Оноки и Меланья: Перм. г., Черепан., 81. Ср. Арон царь, Маланья его жена®. ( 1 упоминание. ( Защитники. ( Известна преп. Малания Римляныня ( ( 439 г. ), память ее 22 дек. ПАРФЕИ = Царь Пaр" ei: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 498. ( 1 упоминание. ( Защищает: от любого оружия. ( У него 2 булатных сына, защищающих от ран и ударов (ср. Шустия®). ( Ср., с одной стороны, св. Пар" ения (7 февр. ), а с другой - парфян, Парфянское государство. ХЛЕБ = Царь Хл±б: Калуж. г., Майк., 485. ( 1 упоминание. ( По предположению Майкова, Глеб с отражением на письме фрикативного произношения (г(. ( Исцеляет: людей от шала (собачье бешенство). ШУСТИЯ = Царь Шусти#: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 510. ( 1 упоминание. ( Темное имя. ( Защищает: от любого оружия. ( У него 3 булатных сына, помогающих против недуга и деревянного оружия (ср. Парфеи®). ПРОЧИЕ ОСИНИЛА = Царь Осинил(а) (в тексте форма косвенного падежа Осинил±): текст ХVII в., приводимый в судебном деле 1723 г., Барсов 1893, 219. ( 1 упоминание. ( Н. И. Барсов вполне произвольно связывает это имя с летописным Синеусом, а затем сравнивает с именем сына Бабы-Яги Сини®. ( Усмиряет пса, чтобы не лаял на заговаривающегося. САНТАЛ = Сантал царь: Олон. г., Мансикка, 210. ( 1 упоминание.
( Очевидно, трансформация Султана ( Салтана ). ( В заговоре от змеиного укуса к нему за синё морё ссылаются змеи. НЕЙТРАЛЬНЫЕ И НЕЯСНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) СИДОР, СИМОН, ОНИСИМ, ОСИП = Четыре брата: Сидор, Симон, Онисим, Осип: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 57-59. ( 2 упоминания. ( Можно предположить, что выбор имен братьев определен причинами исключительно формальными. Разложим имена по двум табличкам: СИ. .. О... и... Д... Р СИ... О... ... М... Н О... СИ. .. ... Н. .. М О - СИ. .. ....... П Нетрудно заметить, что все четыре имени фонетически " обратно симметричны" по отношению к двум воображаемым осям симметрии. Имеет место двойная инверсия. Можно было бы предположить здесь магическую анаграмму (роль анаграмматического принципа в индоевропейской поэзии показана еще де Соссюром, исследования в этом направлении ведутся и сейчас - см.: Топоров 1987а), например, *semen- в связи с любовной направленностью одного из текстов; более того, заметим, что имя Ярила, записанное так называемой " тарабарской грамотой", широко использовавшейся на Руси для зашифровки тайных и запрещенных, в том числе заговорных текстов, выглядело бы Ямиса, а прочтенное с конца (тоже весьма распространенный прием) - Асима, что могло бы пролить свет на происхождение анаграммы. Впрочем, такие гипотезы едва ли могут быть доказаны. Ср. Симеон и Герасим®. Братья также явно напоминают встречающиеся в присушках четыре ветра. ( Помогают вызвать (присушить) чью-либо любовь. Исцеляют: людей от грыжи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; ( Находятся в гридне в чистом поле в восточной стороне. ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ) ЗАХАРИЙ, МАКАРИЙ, СЕСТРЫ ДАРЬЯ, МАРЬЯ, УЛЬЯНЬЯ = Захарий и Макарий, сестры Дарья, Марья и Ульянья: Симб. г., Майк., 45; Захарий и Макарий многомилосливы (без сестер): Олон. г., Мансикка, 192 (Ср. Макарий®). ( 2 упоминания (1 без сестер). ( Имена сестер напоминают о круге имен персонифицированных звезд® и змей®. ( Исцеляют: людей от, порчи, сглаза и пр. ; людей от зубной боли. ( В первой функции мотив отстреливания " притч и призоров".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|