Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анорий св. Арон, маланья его жена. Гонгои, гогея. Двинской царь, пинежский царь. Иван Васильевич. =грозный царь Иван Васильевич: Олон. Г. , мансикка, 230.




АГЕЙ

= Аг±й царь: Волог. г., Срезн. 03, 158 (ср. Агаф®, Ахав®, Агарян®цари и Илья пророк®).

( 1 упоминание.

( Исцеляет: людей от кровотечения из ран.

( Такой царь неизвестен. Ср. Аггей -" из двенадцати Малых пророков, пророчествовавший после плена Вавилонского" (Солярский 1879, т. 1, 37-39; Езд. 5. 1., 6. 14.; Агг. 1. 1., 3., 2. 1., 10. ). Ср. также народную " Повесть о царе Агге± и како пострада гордостiю".

АНОРИЙ СВ.

= Святой царь Анорий: Орл. г., Попов, 238.

( 1 упоминание.

( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( Такого имени нет в месяцесловах. Находится в позиции, обычно принадлежащей Сисинию® или перечням святых.

АРОН, МАЛАНЬЯ ЕГО ЖЕНА

= Царь Арон и его жена Маланья: Смол. г., Добр., 210.

( 1 упоминание.

( Вероятно, искажение, утратившее семантическую связь с источником - ср. царь Огонь®, царица Маланьица (из русской сказки № 164 в собрании А. Н. Афанасьева).

( Защищают: людей от зверя.

( Известна преп. Малания Римляныня ( ( 439 г. ), память ее 22 дек., но рассматриваемый персонаж едва ли связан с ней.

ГОНГОИ, ГОГЕЯ

= Царь Гонгои и царица Гог±я: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 497.

( 1 упоминание.

( Ср. царь Огонь®, царица Маланьица (из русской сказки № 164 в собрании А. Н. Афанасьева), а также царь Арон®, его жена Маланья - возможно, искажение. Имена эти воспринимались, очевидно, как тайные и достаточно сакральные - слова Гонгои и Гог±я в оригинале написаны так называемой " тарабарской грамотой", таблицу которой см.: Вин. 2, 4.

( Защищают: скот от медведей, волков и пр.

ДВИНСКОЙ ЦАРЬ, ПИНЕЖСКИЙ ЦАРЬ

= Царь морской, царь Двинской, царь Пинежский: Пинежье, Ив., 6.

( 1 упоминание.

( Дают воды на красоту и здоровье ребенка.

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

=Грозный царь Иван Васильевич: Олон. г., Мансикка, 230.

( 1 упоминание.

( Ему в матушку каменну Москву® угрожают написать грамоту, если домовой не бережет скот. Царь должен защитить от домового, наказав его " тремя кнутами железными".

МАНУИЛ

= Царь Мануил: Новг. г., Попов, 238.

( 1 упоминание.

( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.

( Известны 3 Мануила: персидск. муч. - 17 июня, муч. - 27 марта, епископ Адрианопольский - 22 янв. Находится в позиции, обычно принадлежащей Сисинию® или перечням святых.

МЕЛАНЬЯ

= Оноки и Меланья: Перм. г., Черепан., 81. Ср. Арон царь, Маланья его жена®.

( 1 упоминание.

( Защитники.

( Известна преп. Малания Римляныня ( ( 439 г. ), память ее 22 дек.

ПАРФЕИ

= Царь Пaр" ei: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 498.

( 1 упоминание.

( Защищает: от любого оружия.

( У него 2 булатных сына, защищающих от ран и ударов (ср. Шустия®).

( Ср., с одной стороны, св. Пар" ения (7 февр. ), а с другой - парфян, Парфянское государство.

ХЛЕБ

= Царь Хл±б: Калуж. г., Майк., 485.

( 1 упоминание.

( По предположению Майкова, Глеб с отражением на письме фрикативного произношения (г(.

( Исцеляет: людей от шала (собачье бешенство).

ШУСТИЯ

= Царь Шусти#: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 510.

( 1 упоминание.

( Темное имя.

( Защищает: от любого оружия.

( У него 3 булатных сына, помогающих против недуга и деревянного оружия (ср. Парфеи®).

ПРОЧИЕ

ОСИНИЛА

= Царь Осинил(а) (в тексте форма косвенного падежа Осинил±): текст ХVII в., приводимый в судебном деле 1723 г., Барсов 1893, 219.

( 1 упоминание.

( Н. И. Барсов вполне произвольно связывает это имя с летописным Синеусом, а затем сравнивает с именем сына Бабы-Яги Сини®.

( Усмиряет пса, чтобы не лаял на заговаривающегося.

САНТАЛ

= Сантал царь: Олон. г., Мансикка, 210.

( 1 упоминание.

( Очевидно, трансформация Султана ( Салтана ).

( В заговоре от змеиного укуса к нему за синё морё ссылаются змеи.

НЕЙТРАЛЬНЫЕ И НЕЯСНЫЕ ПЕРСОНАЖИ

ПОМОЩНИКИ И ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

СИДОР, СИМОН, ОНИСИМ, ОСИП

= Четыре брата: Сидор, Симон, Онисим, Осип: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 57-59.

( 2 упоминания.

( Можно предположить, что выбор имен братьев определен причинами исключительно формальными. Разложим имена по двум табличкам:

СИ. .. О... и... Д... Р

СИ... О... ... М... Н

О... СИ. .. ... Н. .. М

О - СИ. .. ....... П

Нетрудно заметить, что все четыре имени фонетически " обратно симметричны" по отношению к двум воображаемым осям симметрии. Имеет место двойная инверсия. Можно было бы предположить здесь магическую анаграмму (роль анаграмматического принципа в индоевропейской поэзии показана еще де Соссюром, исследования в этом направлении ведутся и сейчас - см.: Топоров 1987а), например, *semen- в связи с любовной направленностью одного из текстов; более того, заметим, что имя Ярила, записанное так называемой " тарабарской грамотой", широко использовавшейся на Руси для зашифровки тайных и запрещенных, в том числе заговорных текстов, выглядело бы Ямиса, а прочтенное с конца (тоже весьма распространенный прием) - Асима, что могло бы пролить свет на происхождение анаграммы. Впрочем, такие гипотезы едва ли могут быть доказаны. Ср. Симеон и Герасим®. Братья также явно напоминают встречающиеся в присушках четыре ветра.

( Помогают вызвать (присушить) чью-либо любовь.

Исцеляют: людей от грыжи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.;

( Находятся в гридне в чистом поле в восточной стороне.

ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)

ЗАХАРИЙ, МАКАРИЙ, СЕСТРЫ ДАРЬЯ, МАРЬЯ, УЛЬЯНЬЯ

= Захарий и Макарий, сестры Дарья, Марья и Ульянья: Симб. г., Майк., 45; Захарий и Макарий многомилосливы (без сестер): Олон. г., Мансикка, 192 (Ср. Макарий®).

( 2 упоминания (1 без сестер).

( Имена сестер напоминают о круге имен персонифицированных звезд® и змей®.

( Исцеляют: людей от, порчи, сглаза и пр. ; людей от зубной боли.

( В первой функции мотив отстреливания " притч и призоров".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...