Ефет, Сафет, Еракий мертвецы прадеды
ЕФЕТ, САФЕТ, ЕРАКИЙ МЕРТВЕЦЫ ПРАДЕДЫ = Мертвецы прадеды Ефет, Сафет, Еракий: Волог. г., Зелен., 232. ( 1 упоминание. ( Исцеляют: людей от зубной боли. ( Имя Ефет и титул прадеды позволяет сопоставить троицу с сыновьями ветхозаветного праотца Ноя Симом, Хамом и Иафетом; ср. также греч. бога Гефеста, в древнерусской передаче - Ефестъ. ЖУБРИЛО МУЖ = Бел муж Жубрило: Арх. г., Ефим. 2, 185. ( 1 упоминание. ( Имена на - ило осознаются как отглагольные образования уже в XV в., до того же характеризовались уменьшительным значением (см.: Сузанович 1976, 75). По Далю (1989, т. 1, 546), жуборить, жубрить - 'есть с трудом на одни зубы; жевать мешкотно, кое-как' (влад., влгд., прм. ) // Олон. 'шамкать, говорить вяло, невнятно, либо тихо, вполголоса'. Отглагольное существительное от последнего жубря. Если же предположить, что -б- является результатом переосмысления или описки, то ср. также журила - 'брюзга, ворчея, клопотун', а также 'гулящая женщина или девка' (Даль 1989, т. 1, 548). Ср. также теоним Ярила. Можно предположить, что перед нами своего рода субститут-заменитель исходного мифологического теонима в результате табуирования или просто гонений на язычество. ( Помогает: в охоте на лис, горностаев и другого пушного зверя (загоняет горностаев в ловушки). ( Мотив белого человека на белом коне (его бьют серебряным прутом, полученным от Богородицы). ЗАХАР МАГДАЛИНЫВИЧ, ЖЕНА ДАРЬЯ, СЫН НИКИТА = Жи( бы( Захар Магдалинывич, жана Дарья, а сын Никита: Смол. г., Добр., 214. ( 1 упоминание. ( Помогают: от притки (сглаз). ЗВЕРИОНА И ВИОНА МАТУШКИ = Матушки Звериона и Виона: Рязан. о., Череп., 81. Ср. Соломония бабушка®. ( 1 упоминание. ( Защитницы.
ИВАН МАРИИН СЫН = Иван (Мариин сын): ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 493, 507. ( 1 упоминание. ( Исцеляет: людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. ( Мотив отстреливания болезней. ИВАН МЕРТВЕЦ = Иван мертвец: Арх. г., Ефим. 2, 201-202. ( 1 упоминание. ( Исцеляет: людей от зубной боли. ( Лежит в гробнице вЛазаревой церкви, ведет диалог с мертвым Лазарем®; ср. Макария®. ИЛЬЯ МУРОВЕЦ = Илья Муровец: Амур, Азад., 08. ( 1 упоминание. ( Исцеляет: людей от болезней, в том числе усовей (воспаление внутренних органов, колотье, в том числе в ушах; ср. также злое мифологическое существо усов в сербских заговорах: Раденкови( 1982, 396). ( Известный былинный богатырь. Впрочем, существовал и святой Илия Муромский (память 19 декабря), нетленные мощи которого хранились в Киеве. Но никакой подтвержденной связи между ним и эпическим образом не обнаружено (об этом см., напр.: Пыпин 1891, т. 1, 303). КАЕР И ЛАЕР = Два брата Кaеp и Лаер: Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6652. Ср. Каин и Авель®. ( 1 упоминание. ( Завершают осуществившийся в результате ряда фонетических искажений и последующих переосмыслений " переход" библейских персонажей Каина и Авеля® в разряд фольклорных. ( Исцеляют: людей от кровотечения из ран. ( На сером горючем камне " ножами резались, углами кололись", но крови никто не видел. МАРЕМЬЯНА ДЕВИЦА = Прекрасна девица Маремьяна: Карелия, МГУ-60, ФЭ-03: 8056-8057. ( 1 упоминание. ( Исцеляет: людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. ( Сидит в чистом поле в топящейся медной печке. МАРИНА = Марина на сивой кобыле: Орл. г., Попов, 248. ( 1 упоминание. ( Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( " Кобыла устала и кровь у раба Божьяго (имя) стала" (ср. Аникан®, Данила®). МАРИНА И МАНДАЛИНА БАБУШКА = Бабушка Марина и Мандалина: Арх. о., Смирн., 49 (ср. Соломония бабушка®). ( 1 упоминание.
( Фольклорная трансформация имени Марии Магдалины. ( Исцеляет: младенцев от бессонницы. ( Мыла и " щелучила" истинного Христа. МАРИЯ, ЕЕ СЫН ИВАН = Мария, ее сын Иван: Олон. г., Срезн. 13, 507. ( 1 упоминание. ( Исцеляют: людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. ( Иван колет и отстреливает порчу. МАРЬИ ДВЕ СЕСТРЫ, ТРЕТИЙ БРАТ МИКИФЫР = Две сястры Марьи, третий брат МикЕфыр: Смол. г., Добр., 193. ( 1 упоминание. ( Исцеляют: от грыжи. ( " А у брата Микифыра конь кар. Грызь пиристань... " - мотив, скорее свойственный заговорам от крови. МАРЬЯ, ДАРЬЯ, СОЛОМИДА СЕСТРЫ = Три сестры - Марья, Дарья, третья Соломида: Арх. о., Ив., 28. ( 1 упоминание. ( Имена близки к именам звезд®, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также ср. Марья-Мария®; Мария да Маремьяна®, сестер Лазаря® (к ним, вероятно, восходят генетически), бабушку Соломониду®; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей. ( Исцеляют: людей (младенцев) от сглаза, переполоха, нечистых духов. СИМЕОН И ГЕРАСИМ Симеон и Герасим: Арх. г., Майк., 502. ( 1 упоминание. ( Как и в случае четырех братьев (Сидор, Симон, Онисим, Осип®), в их именах встречаем аллитерацию на " сим ", что заставляет задуматься, не скрывается ли здесь анаграмма или не зашифровано ли имя языческого персонажа-целителя. В частности, заметим, что имя Ярила, записанное " тарабарской грамотой", выглядело бы Ямиса, а прочтенное наоборот - Асима, что, быть может, проливает некоторый свет на происхождение указанной выше аллитерации. Ср. также Жубрило®. ( Исцеляют: людей от всех болезней. ( Два сына Георгия Храброго, всадника на белом коне, отстреливающие болезни. Вообще мужские монофункциональные персонажи-одиночки или парные, не являющиеся святыми или царями, встречаются обычно в универсальном сюжете о всаднике (часто на белом или сером коне, в белой одежде и т. п. ) останавливающем кровь, отгоняющем (отстреливающем) болезни или загоняющем зверей в ловушки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|