Данила(-о) муж. Анастасия девица. Марья и маремьяна сестры. Марья и Мария. Рюха-баба. Аксиньи три жены. Аникан Мужик. Анны-панны
ДАНИЛА(-О) МУЖ = Едет Данило на белой кобыле: Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 6559; то же (Данила): ФЭ-10: 6604. ( 3 упоминания. ( Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( Мотив всадника, останавливающего кровь. АНАСТАСИЯ ДЕВИЦА = Девица Анастасия: ркп. из Олон. г., Срезн. 13, 503; б. м., Щуров, 166. Ср. имена звезд®. ( 2 упоминания. ( Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( Мотив зашивания раны, в котором выступает обычно безымянная девица или Богородица. Зашивает рану тремя красными иглами, тремя шелковыми красными нитками. МАЙ = Молодой Май и его 9 жен: Арх. о., МГУ-59, ФЭ-03: 1920-1921, 5448. Ср. Хай, Май, Якоф®. ( 2 упоминания. ( Исцеляют: людей от чирья. ( Ср. в украинских текстах месяц Май: Еф., 6(очевидно, в смысле небесного светила - выступает в функции излечения зубной боли, хотя имя, конечно, возникло под влиянием календарного мая ). МАРЬЯ И МАРЕМЬЯНА СЕСТРЫ = Сестрицы Марья да Маремьяна: Арх. о., Ив., 28; девицы Мария и Маремьяна: Арх. о., Сав., 169 (то же: Песк., 120); идет Марья да Маремьяна: Арх. о., Ив., 29. ( 2 упоминания. ( Имена близки к именам звезд®, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также ср. Марья и Мария®; Марья, Дарья, Соломида®, сестер Лазаря® (к ним, вероятно, восходят генетически), бабушку Соломониду®; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей. ( Исцеляют: младенцев от сглаза, переполоха (испуга); от нечистых духов. МАРЬЯ И МАРИЯ = Марьяи Мария: Арх. о., Песк., 118; Марья-Мария: Арх. о., Ив., 28. ( 2 упоминания. ( Имена близки к именам звезд®, но вопрос о направлении влияния открыт; ср. также Мария да Маремьяна®, сестер Лазаря® (к ним, вероятно, восходит генетически), бабушку Соломониду®; все вместе они образуют круг близких имен и, соответственно, персонажей.
( Исцеляют: людей от исполоха (испуга); людей от сглаза и нечистых духов. ( Вероятно, персонажи восходят к образу сестер Лазаря Марфы и Марии. РЮХА-БАБА = Рюха-баба: Арх. г., Мансик., 128; Арх. о., МГУ-75, ФЭ-10: 6660. ( 2 упоминания. ( Ср. рюха - диал. 'свинья' (Даль 1991, т. 4, 123). ( Исцеляет: людей от ожога. ( В первом тексте сидит на синем камне в океане-море на каленой сковороде, во втором - сидит в поле, а сковороду держит. АКСИНЬИ ТРИ ЖЕНЫ = Три жены Аксиньи: б. м., Бусл., 1511-1513. ( 1 упоминание. ( Защищают: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр. ( Ср. в белорусском заговоре три панны Ганны (Черепан., 81). АНИКАН МУЖИК = Мужик Аникан: Орл. г., Майк., 481. ( 1 упоминание. ( Имя анаграмматически кодирует основную заклинательную формулу заговора: ср. Аникан - не кань. ( Исцеляет: людей от кровотечения из ран; ( Едет (вероятно, на коне) и говорит: " Как слюна моя не канет, так руд( < кровь - А. Ю. > у (имя рек) не канет". Мотив ворона, который летит через синее море и несет иглу с ниткой зашивать рану. ( Ср. Анику-воина. ( Ср. " чоловик Ныкин без рук, без ниг, без очей, без ричей, без плечей" из украинского свадебного оберега (И(вано)в 1886, 359). АННЫ-ПАННЫ = Две Анны-панны: Смол. г., Добр., 200. ( 1 упоминание. ( Исцеляет: людей от порчи. ( Сидят в избушке на берегу Черного моря, принимают на себя от человека порчу; " маладых малайцо( женють, а дявиц замуж атдають". ( Ср. в белорусском заговоре три панны Ганны (Черепан., 81). АНТИПА МЕСЯЦ = Месяц Антипа праведный: Вятск. о., Иван., 73. ( 1 упоминание. ( Имя, очевидно, восходит к имени Антипы®, зубного целителя. ( Исцеляет: людей от зубной боли. ( Мотив отсутствия зубной боли. АНТИПИЙ БРАТ МЕСЯЦА = Месяц млад, у тебя есть Антипий брат: Вятск. о., Иван., 73.
( 1 упоминание. ( Имя, очевидно, восходит к имени Антипы®, зубного целителя. ( Исцеляет: людей от зубной боли. ( " Месяц млад! У тебя есть Антипий брат. У него никогда зубы не болят... " АФИС-КАФИС, ИСУС-ХРИСТОС = Афис-Кафис, Исус-Христос: Арх. о., Адоньева, 109. ( 1 упоминание. ( Перед нами последняя степень искажения имен Каина и Авеля, когда они не только изменяются практически до неузнаваемости, но по сути лишаются статуса собственных имен, переходя в разряд псевдомагической абракадабры (ср. также формулы детских считалок типа эники-беники ). Аргументом в пользу того, что перед нами уже не имена персонажа(ей) является единственное число глагола в тексте (" Афис-Кафис, Исус-Христос, исцели у рабы Божией <... > костяную болесть зубов" ), как и после слившихся в один парных персонажей типа Козьма-Демьян®. ( Исцеляет: людей от зубной боли. ДИОНИСИЙ НАРОЛЬ = Дионисий нароль (король? ): б. м., Забыл., 357. ( 1 упоминание. ( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Только Русской церковью канонизированы 3 Дионисия. Известнейшие дни памяти: священномуч. Дионисий Ареопагит - 3 окт., священномуч. Дионисий Александрийский - 5 окт., отрок Дионисий - 22 окт. Королей или царей среди них нет. ДОДОН БАТЮШКА = Батюшко Додон, додонска матерь божья: Вятск. о., Иван., 66. ( 1 упоминание. ( Эпитет Божьей Матери, вероятно, восходит к Донская. ( Исцеляет: младенцев от испуга и переполоха. ( Находятся на море-Океане; просьба укрепить у младенца " в головке гнездышко лучше старого, крепче прежнего". ( Царь Додон, очевидно, заимствованный из фольклорных источников, - персонаж " Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина. ЕРОФЕЙ, ДОРОФЕЙ, ОНДРЕЙ ТРИ БРАТА ПИРАТОРЫ = Три брата пираторы (так! ) Ерофей, Дорофей, Ондрей: Арх. о., Аст., 50. ( 1 упоминание. ( Напрашивающееся " императоры" совершенно неуместно. ( Исцеляют: скот от ногтя (затвердение века, возможно, судороги). ( Ср. трех братьев в украинском тексте: Дыныс, Борыс, Лывко (Черепан., 81). Триада вообще - один из основных принципов организации " оборонительных" клише в индоевропейской заговорной традиции; см.: Раденкови( 1982, 16.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|