Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 3. Авторы: В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриев. . Ведущий способ группировки 




Приложение 3

|

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО ГРУППЫ [3]

Название методики: Ценностно-ориентационное единство группы.

Авторы: В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриев.

Контингент испытуемых: подростки, старшие школьники.

Предмет диагностики:

в терминах рубрикатора: межличностные отношения, свойства личности;

в терминах автора методики: ценностно-ориентационное единство и сплоченность группы.

Операциональный статус: методика стандартизированного самоотчета (личностный опросник).

Сопряженные практические задачи: выявление ценностно-ориентационного единства на основе групповой общности при выборе наиболее ценностно-значимых качеств из стимульного списка, а также выявления феномена сплоченности группы и степени его выраженности.

Компетентность исполнителя: профессиональные психологи.

Комплектность, состав методики:

стимульный материал, ключи, нормы: методическая процедура заключается в выборе респондентами из предъявляемого стимульного списка пяти наиболее ценностно-значимых качеств личности для успешной совместной работы. Методика может быть использована для исследования производственных коллективов;

сведения о надежности и валидности: в литературе не представлены.

Оборудование: текст методики, стимульный материал.

Теоретические положения: анализ групповой сплоченности неправомерно сводить только лишь к выявлению таких характеристик межличностных отношений, как частота и интенсивность контактов членов группы, их симпатий и т. д. Эту проблему надо рассматривать значительно шире, а именно как ценностно-ориентационное единство членов конкретной группы. Фактически речь идет о согласованности мнений членов группы по отношению к значимым для нее объектам, ситуациям, событиям и т. д. Таким образом, согласованность мнений может определяться по выявлению качеств лидера (формального и неформального), руководителя, учителя (преподавателя) и т. д.

Ход работы: испытуемым предъявляется следующая инструкция: «Вы берите из предложенного списка 5 качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы/учебы».

Стимульный материал с дифференциацией качеств*:

     1. Трудолюбие      Д
     2. Дружелюбие     М
3. Принципиальность  М
     4. Сдержанность   Э
     5. Веселость          Э
6. Справедливость   М
     7. Аккуратность     Д
8. Общительность   Э
     9. Честность           М
   10. Активность        Д
11. Исполнительность  Д
   12. Искренность      Э
   13. Порядочность   М
   14. Настойчивость   Д
15. Организованность  Д
   16. Обаяние             Э
   17. Отзывчивость   Э
   18. Правдивость     М
   19. Приветливость   Э
   20. Деловитость      Д
   21. Скромность       М
* Условные обозначения: Д – деловые качества;
                         М – моральные качества;
                         Э – эмоциональные качества.

Обработка результатов:

Вычислите число выборов ( Н ), сделанных испытуемым.

Подсчитайте число выборов, приходящихся на каждое качество.

Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств ( Н ).

Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств ( М ).

Вычислите коэффициент ценностно-ориентационного единства ( С ) по формуле: С = ((Н – М) × 100%) / 60.

Интерпретация результатов:

Если:  

С ≥ 50 %, ЦОЕ высокое, оценка 3 балла; 30 % < С < 50 %, ЦОЕ среднее, оценка 2 балла; в остальных случаях – ЦОЕ низкое, оценка 1 балл.

Приложение 4

|

ВЕДУЩИЙ СПОСОБ ГРУППИРОВКИ 

(ВСГ) [4]

Название методики: Ведущий способ группировки (ВСГ). Автор: методика разработана А. П. Лобановым (1996 г. ) на основе экспериментов А. Кориата и Р. Мелкмана.

Контингент испытуемых: подростки, юноши и взрослые люди.

Предмет диагностики:

в терминах рубрикатора: вербальный интеллект;

в терминах автора методики: конкретный (совокупность тематических репрезентаций и ассоциативных способностей) и абстрактный (совокупность категориальных репрезентаций и когнитивных способностей) факторы вербального интеллекта. Операциональный статус: стандартизированная объективная методика.

Сопряженные практические задачи: психодиагностика интеллекта и когнитивных способностей, психолого-педагогическое консультирование и коррекция, мониторинг эффективности качества образования, исследование индивидуального интеллекта.

Компетентность исполнителя: профессиональные психологи.

Комплектность, состав методики:

стимульный материал, ключи, нормы: методика содержит 27 категорий и позволяет смоделировать процессы группировки вербального материала одновременно ассоциативным и понятийным способом. При этом любая категория может быть частью одной из двух вербальных триад: триады видовых понятий (рыболовство – скотоводство – земледелие) и триады ассоциаций (рыболовство – рыбак – гарпун), что взаимои сключает один из названных выше способов группировки и усиливает очевидность релевантного способа категоризации;

сведения о надежности и валидности: показатели методики репрезентативны по отношению к содержанию диагностируемых факторов, что свидетельствует о содержательной (внутренней, логической) валидности; исследования показали, что методика обладает конструктной, в том числе факторной валидностью; диагностируемые факторы имеют иерархическую структуру и входят в один кластер со шкалами теста Д. Векслера, корреляция с которыми варьирует от 0, 25 до 0, 46; факторные нагрузки конкретного и абстрактного интеллекта – 0, 95; экспериментально установлена зависимость между факторами вербального интеллекта и эффективностью обучения студентов, магистрантов и аспирантов (F (30, 2580) = 1, 0706 при p< 0, 01), а также влияние уровня образования и развития конкретного интеллекта на эффективность формирования ассоциативных репрезентаций (F1 (5, 430) = 6, 39; F2 (6, 2580) = 20, 61 при p< 0, 001) на уровне главных эффектов и влияние уровня образования и развития абстрактного интеллекта на эффективность формирования категориальных репрезентаций

(F1 (5, 430) = 17, 18; F2 (6, 2580) = 62, 38 при p< 0, 001) на уровне эффекта взаимодействия. Разработана параллельная форма методики, предполагающая перцептивный и вербальный способы предъявления стимульного материала.

Оборудование: текст методики, бланки (7 листков бумаги формата четверть тетрадного листа).

Теоретические положения: методика основана на парадигме индивидуального интеллекта как ментального опыта (Р. Стернберг, М. А. Холодная). Под интеллектом автор понимает «способность к когнитивной и метакогнитивной организации ментальных репрезентаций разного уровня системной интеграции и дифференциации» (Лобанов, 2010). Основанием для типологии факторов вербального интеллекта послужила теория интеллекта американского психолога А. Йенсена (A. Jensen, 1987), который различает конкретный (совокупность ассоциативных способностей) и аб страктный (совокупность когнитивных способностей) интеллект и теория ментальных репрезентаций Ф. А. Близдейл

(F. A. Bleasdale, 1987).

Ход работы: испытуемым выдаются 7 пронумерованных листков бумаги и предлагается следующая инструкция: «Сейчас Вам будет прочитан список слов. Слушайте внимательно и постарайтесь их запомнить. Мысленно сгруппируйте, объедините слова по три, каждое слово в каждой серии употребляется только один раз. Затем по команде «начали» Вам будет необходимо воспроизвести эти тройки слов письменно. Порядок троек и слов в тройках – произвольный. Если нет вопросов, то начали».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...