Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стимульный материал




Стимульный материал

ГЛИНА МЕЖДУРЕЧЬЕ СКОТОВОДСТВО
ФАРАОН АЛФАВИТ ГАРПУН
ЦАРЬ ЕВФРАТ ПЕРГАМЕНТ
ДОЩЕЧКА ЕГИПЕТ ПЛУГ
ЛОШАДЬ РЫБАК ИМПЕРАТОР
НИЛ ТАБЛИЧКА КЛИНОПИСЬ
КИТАЙ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ПАСТУХ
ИЕРОГЛИФ КРЕСТЬЯНИН ХУАНХЭ
РЫБОЛОВСТВО ШКУРА БАМБУК

Проведение методики предполагает 7 серий, на каждую серию отводится 2 минуты, интервалы между сериями – 1 минута. Воспроизведение слов производится через 10 секунд после прочтения стимульного материала. Возможны индивидуальная и групповая формы проведения методики. Примеры приводить не рекомендуется. Методика содержит ключ и нормы.

Обработка результатов: обработку выполненных заданий следует осуществлять в соответствии с приведенным ниже ключом, обозначая ассоциативные триады буквой А и понятийные триады, соответственно, буквой П одновременно на всех семи листочках. Результаты тестирования фиксируются на отдельном бланке, где цифрой обозначается номер серии (последовательность выполнения методики).

А П А П А П А П А П А П А П
                           

Ниже рекомендуется представить полученные данные графи чески, что позволит проанализировать динамику формирования ассоциативных и понятийных триад и использования конкретным испытуемым соответствующих способов группировки.

Ключ

Каждая полная триада вне зависимости от порядка воспроизведенных в ней слов оценивается в 1 балл. В ключе по горизонтали приведены триады понятий (П-группировки), по вертикали – ассоциативные триады (A-группировки).

Египет Междуречье Китай
Нил Евфрат Хуанхэ
Фараон Царь Император
Алфавит Клинопись Иероглиф
Шкура Глина Бамбук
Пергамент Табличка Дощечка
Рыболовство Скотоводство Земледелие
Рыбак Пастух Крестьянин
Гарпун Лошадь Плуг

На основании анализа 438 бланков испытуемых были выделены следующие уровни развития конкретного (А) и абстрактного интеллекта (П):

Уровень А П
Высокий 12 и более 18 и более
Средний 3–11 6–17
Низкий 0–2 0–5

Согласно концепции методики, определяется уровень доминирующего фактора вербального интеллекта, соответственно, конкретного или абстрактного. «Эффект домино», имеющий место в процессе группировки вербального материала, приводит к подавлению конкурирующего способа. Например, если показатели испытуемого: А = 5; П = 20, то делаем вывод о преобладании абстрактного вербального интеллекта на высоком уровне развития.

Интерпретация результатов:

Высокие показатели формирования ассоциативных (А) и категориальных или понятийных (П) триад соответствуют высокому уровню конкретного или абстрактного интеллекта. Оба фактора вербального интеллекта свидетельствуют о способности к переработке и усвоению вербальной информации и формированию основанных на символическом кодировании ментальных репрезентаций. Вербальный конкретный и абстрактный интеллект одновременно коррелируют с комплексом вербального понимания по тесту Д. Векслера, а также с субтестом «Складывание фигур» комп лекса пространственной организации, в разной мере отражая имплицитный и эксплицитный характер сформированности когнитивных структур. Субтест «Складывание фигур» диагностирует способность синтеза отдельных элементов в единое целое на основе взаимодействия двух гемисфер, синистрального (абстрактно- логического) и декстрального (образного) мышления (Н. В. Беломестнова, 2003). Кроме того, конкретный интеллект более тесно связан с комплексом оперативной памяти, абстрактный интеллект – пространственной организации.

Высокие баллы по понятийному способу группировки (П) характерны для людей с ярко выраженными когнитивными способностями и развитым формально-логическим мышлением, они имеют преимущество при изучении учебных дисциплин, предполагающих обобщение и структурирование учебного материала.

Высокие баллы по ассоциативному способу группировки (А) характерны для людей с ассоциативными способностями, которые тяготеют к обобщению на уровне общих представлений и склонны к конкретизации. Конкретный интеллект и ассоциативные способности могут сохраняться (и даже прогрессировать) вследствие занятий художественной практикой или чрезмерной информационной нагрузки.

На основании соотношения ассоциативного и понятийного способов группировки (соответственно конкретного и абстрактного интеллекта) можно предложить следующую типологию ин теллектуального развития личности: с понятийным способом группировки (П = n; A = 0); преобладанием понятийного способа (П > A); равной представленностью способов группировки (П = A); ассоциативным способом (A = n; П = 0); преобладанием ассоциативного способа (A > П); отсутствием полных группировок (П = A = 0). Выраженность групп испытуемых с понятийным способом группировки и абстрактным вербальным интеллектом соответственно доминирует, начиная с подросткового возраста. Образование оказывает влияние на развитие двух названных выше видов интеллекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...