Приложение 5. Образец заполнения карты наблюдений. Образцы поведения
Приложение 5 | КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ СТОТТА [5] Название методики: «Карта наблюдений (КН) Стотта». Автор: Д. Стотт. Контингент испытуемых: младшие школьники, подростки, юноши. Предмет диагностики: • в терминах рубрикатора: школьная дезадаптация; • в терминах автора методики: особенности учащихся, дезадаптированных к условиям школы. Операциональный статус: методика стандартизированного набл юдения. Сопряженные практические задачи: выявление специфических школьных трудностей, диагностика трудностей адаптации. Компетентность исполнителя: профессиональные психологи, педагоги. Комплектность, состав методики: • стимульный материал, ключи, нормы: карта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 комплексов симптомов-образцов поведения, симптомокомплексов (СК); • сведения о надежности и валидности: адаптация была проведена психологами Ленинградского НИИ психоневрологии им. В. М. Бехтерева (1979 г. ). По данным В. А. Мурзенко, коэффициент дезадаптации основной части выборки составляет от 6 до 25 баллов, у 20, 8 % выборки коэффициент дезадаптации превышает 25 баллов, что свидетельствует, по мнению автора, о значительной серьезности нарушения механизмов личностной адаптации – такие дети стоят уже на грани клинических нарушений и нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога. В отношении 5, 5 % учащихся можно скорее говорить о ситуативных реакциях, чем об устойчивых личностных отклонениях. Анализ структур заполненных КН показал, что типичной яв ляется структура, при которой выделяется доминирующий синдром, иногда – группа синдромов. Выделены следующие частоты распределения доминирующих синдромов: V. Враждебность по отношению ко взрослым – 34, 4 %; VII. Недостаток социальной нормативности – 22, 2 %; III. Уход в себя – 12, 5 %; II. Депрессия – 11, 1 %; VIII. Враждебность к детям – 11, 1 %; I. Недостаток доверия к новым людям, вещам, ситуациям – 8, 3 %.
Оборудование: текст методики, бланк для испытуемых. Теоретические положения: с точки зрения Д. Стотта, задача выделения типов «трудных» детей является малопродуктивной. Более эффективен путь тщательной фиксации различных форм поведения, свидетельствующих о плохой приспособленности ребенка к школе. В основе методики Д. Стотта, направленной на выделение характера дезадаптации ребенка к школе, лежит фиксация форм дезадаптированного поведения по результатам длительного наблюдения за ребенком. По мнению Д. Стотта, наблюдателю необходимо предоставить готовые образцы, чтобы избежать произвольности в наблюдении и способе регистрации его результатов и получить такие материалы наблюдения, которые были бы достаточно однозначны, понятны и не содержали никаких готовых выво дов. Поэтому при составлении КН были соблюдены следующие требования: выделение однозначных, относительно элементарных фрагментов поведения ребенка; группировка этих фрагментов в определенные синдромы, то есть их классификация; определение взаимоотношений между этими фрагментами. Ход работы: СК отпечатаны в виде перечней и пронумерованы (I–XVI). В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении КН наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие – «–». Эти данные заносятся в специальную таблицу (образец заполнения карты наблюдений). Заполняющий КН, сделав заключение о наличии или отсутствии очередного образца поведения, вписывает в столбец соответствующего СК номер образца поведения и справа от номера ставит знак «+» или «–». Образцы поведения обладают неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей «+», «–» в сырые оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие – 2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода первичных эмпирических показателей в сырые оценки (ключ для перевода в баллы).
В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются. Затем суммы сырых оценок по каждому СК переводятся в процентные показатели. Процентные показатели свидетельствуют о выраженности СК у обследуемого от максимально возможной выраженности. Образец заполнения карты наблюдений
Примечание: 1-я итоговая оценка показывает результат сумми рования сырых оценок (баллы); 2-я итоговая оценка показывает выраженность СК от максимально возможной (%). Пересчет сырых оценок в процентные показатели производится следующим образом. 1. Суммируются все баллы по каждому СК (образец заполнения карты наблюдений). 2. Затем каждая из возможных сырых сумм оценок делится на максимально возможную сумму и умножается на 100 %. Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют значение, но ориентировочное, поэтому при интерпретации обращаться с ними нужно осторожно. Обработка результатов: с помощью квантилей числовые шкалы (от 0 до 100 %) для каждого СК разбили на пять интервалов. Интервал от 0 до 20 % говорит о настолько слабой выраженности качества, что фактически мы имеем дело с качеством, отличным от присущего данному СК. Так, очень слабо выраженный СК V. HB может говорить о попытках ребенка установить хорошие отношения со взрослым, но сопровождающиеся неприятными для взрослого действиями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|