Фактор «Асоциальность» – 14 пунктов.
Фактор «Асоциальность» – 14 пунктов. 1. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину. 2. Агрессивен, кричит, угрожает, применяет силу. 3. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе. 4. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность. 5. Ссорится, обижает других детей. 6. Находится в плохих отношениях с другими детьми. 7. Дерется несоответствующим образом. 8. Всегда находит предлог задеть учителя своей особой. 9. Бормочет под нос, если чем-то недоволен. 10. Временами лжет без какого-либо повода и затруднений. 11. Не может удержаться, чтобы не играть перед окружающими. 12. Работает в школе только тогда, когда над ним стоят или заставляют. 13. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют. 14. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать. Фактор «Инфантильность» – 12 пунктов. 1. Играет игрушками, слишком «детскими» для его возраста. 2. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям. 3. Играет преимущественно с более младшими детьми. 4. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя. 5. В классе не может быть внимательным или длительно сосредоточиться на чем-либо. 6. Непунктуален, нестарателен, часто теряет карандаши, книги, другие предметы. 7. В играх совершенно не владеет собой. 8. Ведет себя по-разному, старательность в учебной работе меняется почти ежедневно. 9. Выполняя ручную работу, иногда старателен, иногда нет. 10. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии. 11. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения. 12. Неорганизован, разболтан, несобран. Фактор «Подчиняемость» – 10 пунктов. 1. Ребенок подчиняется, соглашается на невыигрышные роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят.
2. Очень охотно выполняет свои обязанности. 3. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. 4. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и др. 5. Другие дети часто пристают к нему, он является козлом отпущения. 6. Плачет, когда ему делают замечания. 7. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным. 8. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем. 9. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье. 10. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку. Фактор «Активность» – 7 пунктов. 1. Проявляет настойчивость и упорство в ручном труде. 2. Слишком смел (рискует без надобности). 3. Незастенчив, но никогда не просит о помощи. 4. Надоедает другим детям, пристает к ним. 5. Исключительно нетерпелив, кроме случаев, когда находится в хорошем настроении. 6. Любит быть в центре внимания. 7. Пытается монополизировать учителя. Фактор «Неуверенность» – 7 пунктов. 1. Слишком застенчив, чтобы просить о чем-либо. 2. Вял и безынициативен в классе. 3. Не подходит к учителю по собственной инициативе. 4. Легко примиряется с неудачами в ручном труде. 5. Никогда не предлагает никому помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом просят. 6. Говорит невыразительно, бормочет, особенно когда с ним здороваются. 7. В классе не может длительно на чем-либо сосредоточиться. За каждый наблюдаемый поведенческий акт присваивается один балл. Исследователь (педагог, психолог) заполняет протокол и записывает результаты всех детей в общую таблицу, отмечает в списке детей с самыми высокими показателями по каждому из факторов. Бланк методики Фамилия, имя _________________________________________ Дата _________ Класс _________ Школа __________________
Общая таблица результатов наблюдения за поведением детей с помощью карты Стотта
Приложение 6
СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Наблюдение – наиболее распространенный и незаменимый метод в работе с первоклассниками, хотя он может применяться в изучении развития детей любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда исследователя интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще применяется выборочное, когда фиксируются только некоторые из них. Использование метода наблюдения должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель, разработка схемы наблюдения (что видеть, как это фиксировать), систематичность наблюдения (в эпизодических наблюдениях можно выявить только случайные моменты, зависящие от сиюминутного состояния ребенка и не показывающие закономерностей его развития), объективность наблюдения (описывается сам факт, а не его толкование наблюдателем). Сложность в организации наблюдения в период адаптации к школьному обучению состоит в том, что приходится наблюдать одновременно за поведением 20 и более учащихся. В процессе первичного наблюдения, проводимого на двух- четырех уроках и переменах между ними (иногда и после уроков), регистрируются все исключительные случаи, то есть такое поведение ребенка, которое так или иначе выделяет его из общей массы детей. Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам неудачам и т. д. Путем наблюдения выделяются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные, малоподвижные, дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определенного типа эмоций, социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т. д. При более длительном наблюдении рекомендуется проводить анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках, а также учитывать динамику успеваемости по всем школьным предметам.
Результаты наблюдений за учащимся оцениваются учителем или психологом по семи шкалам в соответствии со следующими показателями:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|