Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стимульный материал. Текст опросника. Приложение 14. Методика определения риска




Ключ

Шкала тревожности 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

Шкала фрустрации 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

Шкала агрессии 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Шкала ригидности 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Стимульный материал

Текст опросника

1. Часто я не уверен в своих силах.              2. Нередко мне кажется безысходным положение,   2 1 0
  из которого можно было бы найти выход.      2 1 0
3. Я часто оставляю за собой последнее слово.   2 1 0
4. Мне трудно менять свои привычки.            2 1 0
5. Я часто из-за пустяков краснею.               6. Неприятности меня сильно расстраивают,   2 1 0
  и я падаю духом.   2 1 0
7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.    2 1 0
8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое.   2 1 0
9. Я часто просыпаюсь ночью.   10. При крупных неприятностях я обычно виню только  2 1 0
   себя.             2 1 0
11. Меня легко рассердить.          12. Я очень осторожен по отношению к переменам  2 1 0
   в моей жизни.   2 1 0

13. Я легко впадаю в уныние.             2 1 0

14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.        2 1 0

15. Мне приходится часто делать замечания другим.   2 1 0

16. В споре меня трудно переубедить.   2 1 0

17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности. 2 1 0

18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной. 2 1 0

19. Я хочу быть авторитетом для окружающих.   20. Нередко у меня не выходят из головы мысли,   2 10
от которых следовало бы избавиться.          21. Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит 2 10
   встретиться в жизни.          2 1 0
22. Нередко я чувствую себя беззащитным.       23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу  2 1 0
добиться максимального успеха.               2 1 0
24. Я легко сближаюсь с людьми.   2 1 0
25. Я часто копаюсь в своих недостатках.          2 1 0
26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния.   2 1 0
27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь.    28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то  2 1 0
  неожиданно меняется.          2 1 0
29. Меня легко убедить.          30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают  2 1 0
  трудности.         2 1 0
31. Предпочитаю руководить, а не подчиняться.   2 1 0
32. Нередко я проявляю упрямство.               2 1 0
33. Меня беспокоит состояние моего здоровья.   2 1 0
34. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски.   2 1 0
35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.      2 1 0
36. Я неохотно иду на риск.         2 1 0
37. Я с трудом переношу время ожидания.         38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои  2 1 0
  недостатки.       2 1 0
39. Я мстителен.   2 1 0

40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения 

  моих планов.          2 1 0

Приложение 14

|

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА

УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ [13]

Название: Методика определения риска употребления психоактивных веществ.

Авторы: Г. В. Латышев, Д. Д. Речнов, О. А. Титова, М. В. Орлова и др.

Контингент испытуемых: подростковый и юношеский возраст.

Предмет диагностики:

в терминах рубрикатора: наркотическая зависимость;

в терминах автора методики: наркомания.

Операциональный статус: метод самоотчета.

Сопряженные практические задачи: нацелены на уменьшение активности факторов риска развития наркомании и повышение активности защитных факторов, предотвращающих употребление ПАВ.

Компетентность исполнителя: профессиональные психологи.

Комплектность, состав методики:

стимульный материал, ключи, нормы: методика содержит 82 высказывания. Методика содержит ключ и тестовые нормы для детей 7–11 классов;

сведения о надежности и валидности: в литературе не представлены.

Оборудование: бланк ответов испытуемого.

Теоретические положения: долгосрочные исследования, проводимые в последние 30 лет, показали, что развитие наркомании обусловлено многочисленными внутренними и «средовыми» факторами риска. Более того, факты свидетельствуют о том, что вероятность развития наркотической зависимости выше у тех людей, которые подвергаются одновременному воздействию нескольких факторов.

Определение факторов риска наркомании позволяет снизить или вовсе исключить их активность, снизить уровень распространения и тяжесть последствий наркомании. Эффективность подхода, основанного на анализе факторов риска, подтверждается исследованиями профилактических программ. Эти исследования доказывают, что программы, нацеленные на уменьшение активности факторов риска и повышение активности защитных факторов, дают хорошие результаты в предотвращении употребления ПАВ.

Традиционно факторы риска и защиты разделяют на три группы: «личные», «семейные» и «социальные». Последние, в свою очередь, можно разделить на затрагивающие среду друзей (ближнее окружение), общесоциальные и «школьные», которые мы выделяем особо, ведя разговор о подростках. Приведем перечень наиболее важных, по мнению исследователей, факторов риска и защиты.

1. Личные факторы. Успешность в реализации своих стремлений, осознание жизненной перспективы, отношение к возможности употребления наркотиков, отношение к насилию, способы проявления протестных реакций, уровень эмоциональной зрелости, сформированная система ценностей и привязанностей, кризисные ситуации, уровень притязаний и самооценка, наличие непреложных авторитетов.

2. Семейные факторы. Система распределение ролей, прав и обязанностей в семье, система контроля, уровень конфликтности в семье, семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ, система отношений и уровень доверия между родителями и детьми, эмоциональный фон семьи, родительские ожидания, компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка.

3. Среда сверстников. Отношение «значимого окружения» к употреблению наркотиков, уровень социальной приемлемости поведения и социально-психологический климат подростковой группы, роль подростка в группе сверстников, широта круга общения, отношение подростковой группы ко взрослым, ценностные ориентиры подростковой группы.

4. Общесоциальные факторы. Нормы, политика и законодательство в отношении наркотиков, законодательство в области молодежной политики, доступность наркотиков, развитость системы социально-психологической помощи молодежи, уровень дезорганизованности сообщества, распространенность насилия, общественные традиции, позиция средств массовой информации, организованность досуга, участие молодежи в общественной жизни.

5. «Школьные» факторы. Успеваемость, частые переходы из школы в школу, участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в школе система воспитания, отношения с учителями (уровень доверия), социально-психологический климат, участие педагогов в профилактике, связь между семьей и школой, участие в школьном самоуправлении, желание учиться, регулярное посещение школы.

Ход работы: опросник дает возможность определить уровень уровень общего риска развития наркотической зависимости и уровни рисков по различным факторам. Каждому испытуемому предлагается опросник из 82 предложений.

Инструкция: «Предлагаем Вам принять участие в исследовании отношения школьников 7–11 классов к своему здоровью и ответить на вопросы анкеты. Анкета заполняется просто. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Внимательно прочитайте вопросы анкеты и выберите тот вариант ответа, который Вам кажется наиболее точным. Выбранный ответ следует занести в бланк ответов. Если Вы не нашли такого варианта ответа, пометьте тот, который Вам ближе всего. Обратите внимание – на некоторые вопросы Вы можете давать несколько вариантов ответа».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...