Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Московский городской.  психолого-педагогический университет. Выпускная квалификационная работа. Допустить к защите». «процент оригинального текста составляет ______ %»




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет Психологии образования

Кафедра Возрастная психология

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

дипломная работа

                                                                           

«Психологическое благополучие и стратегии совладающего поведения у женщин молодого возраста»

название ВКР

Специальность __030301. 65__ – _______Психология_______

(код)                       (наименование специальности)

Специализация ___Психология развития и возрастная психология____

                                                                         (наименование специализации)

Допустить к защите»

«28» мая 2014 г.

Зав. кафедрой                   Подпись           Дата                 Обухова Л. Ф.

«Процент оригинального текста составляет ______ %»

Методист учебно-производственной

лаборатории математических моделей

в психологии и педагогике      Подпись       Дата            Осокина Н. Н.

Руководитель Шаповаленко И. В.               Подпись          Дата                   СтудентДемихова Н. И                              Подпись         Дата                  

Рецензент Щербакова Ю. И.                        Подпись          Дата                  

Москва, 2014

 

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Проблема психологического благополучия и факторов его определяющих. ………………………………………………………………….. 7

1. 1. Понятие психологического благополучия личности …………………….. 7

1. 2. Факторы психологического благополучия взрослой личности………… 15

1. 3. Возрастные задачи развития в ранней взрослости и их гендерная специфика……………………………………………………………………… 18

1. 4. Общая характеристика стратегий совладающего поведения ……………21

Вывод по первой главе ………………………………………………………… 27

Глава 2. Эмпирическое исследование психологического благополучия и стратегий совладающего поведения у женщин молодого возраста … 29

2. 1. Организация эмпирического исследования………………………………. 29

2. 2. Выявление уровня психологического благополучия и стратегий совладающего поведения у женщин молодого возраста…………………… 34

Выводы по второй главе……………………………………………………… 55

Заключение…………………………………………………………………… 62

Список литературы…………………………………………………………. 66

Приложение…………………………………………………………………… 69

 

 

Введение

     Актуальность данного исследования обуславливается тем, что в условиях кризисного развития современного российского общества увеличивается количество людей, не способных преодолевать жизненные трудности. Особенно этому подвержены лица с недостаточной сформированностью личностных качеств, способствующих конструктивному преодолению фрустрационных и стрессовых ситуаций. Поэтому возникает необходимость в изучении стилей защитно-совладающего поведения личности в трудных жизненных ситуациях, при преодолении которых используются либо пассивные механизмы психологической защиты, либо активные механизмы совладания. Изучение преодоления личностью фрустрационных и стрессовых ситуаций приобретает значимость, так как это обеспечивает также поиск «мишеней» для психологической коррекции личности и её поведенческих стереотипов, что в свою очередь является одной из наиболее сложных задач современной психологии. Отметим также, что отсутствие необходимых знаний функционирования стилей защитно-совладающего поведения личности у психологов, педагогов, социальных и медицинских работников делает их неспособными оказывать необходимую психологическую и социальную поддержку нуждающимся в ней.

      Важность изучения стилей защитно-совладающего поведения особенно актуальна у лиц с аддитивным поведением, которые используют в основном пассивные стратегии совладения и механизмы психологической защиты, что ещё более усиливает их дезадаптацию. В настоящее время особенно насущным является поиск новых методологических и технологических подходов, разработка современных наукоёмких, компактных по времени моделей помощи лицам с аддитивным поведением.

В отечественной психологии изучение проблематики совладающего (поведения началось сравнительно недавно, с 90-х годов XX столетия. Тем не менее, существует достаточно обширный ряд исследований на эту тему (Ф. Е. Василюк, 1984; Анцыферова Л. И., 1994; Дикая Л. Г., Махнач А. В., 1996; Нартова-Бочавер С. К., 1997; Муздыбаев К., 1998, 1999; Либина А. В., 1998-2008; Каменская В. Г., 1999; Крюкова Т. Л., 2002-2008; Зеер Э. Ф., 2002; Малкина-Пых И. Г., 2003; Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В., 2003; Абабков А. В., 2004; Белорукова Н. О., 2005; Корытова Г. С., 2006 и многие др. ).

     Эффективность совладания человека с жизненными задачами обеспечивает удовлетворенность собой, достигнутыми результатами, успешное освоение мира и гармоничное развитие личности. Поэтому изучение совладеющих стратегий человека является актуальнейшей жизненной и научной проблемой.

Совладающее, или копинг-поведение можно определить как стратегию действий, предпринимаемых индивидом при психологической угрозе, проявляющуюся в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности, ведущую к более или менее успешной адаптации. Стили и стратегии совладения рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. Становление полноценного стиля совпадающего поведения не может произойти при пассивной позиции индивида и включает не только приспособительную активность, но активность, преобразующую окружающий мир (ситуацию), и себя как субъекта этой активности.

    Цель исследования – сравнение стратегий совладающего поведения молодых женщин с разным уровнем психологического благополучия.

    Объект исследования – копинг-стратегии личности

    Предметом выступают стратегии совладающего поведения у женщин молодого возраста

    Гипотеза исследования состоит в том, что существует взаимосвязь уровня психологического благополучия и копинг-стратегий у молодых женщин.

    Молодые женщины с высоким уровнем психологического благополучия используют более эффективные копинг-стратегии для совладания со стрессом (планирование решения проблемы, положительная переоценка), в то время как личности с низким уровнем психологического благополучия склонны прибегать к менее эффективным стратегиям (дистанцирование, бегство/избегание).

     Задачи исследования:

• Осуществить теоретический анализ отечественных и зарубежных теорий и концепций, отражающих взгляды исследователей на проблему совладающего поведения.

• Раскрыть психологические подходы к содержанию экзистенциального кризиса человека и пути совладания с ним.

• Изучить основные стратегии совладания у женщин молодого возраста

• Сравнить стратегии совладающего поведения молодых женщин с разным уровнем психологического благополучия.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме; психодиагностический (тестирование, опрос); методы математико-статистической обработки. В исследовании применялись следующие методики:

• Опросник психологического благополучия

• Индикатор стратегий преодоления стресса Д. Амирхана

• Методика диагностики копинг-поведения в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой);

• Опросник способов совладания (ОСС) WCQ(Waysof Coping Questionnaire)

      Выборку составила группа испытуемых, которая состоит из женщин молодого возраста (25-40 лет), имеющих несовершенно летних детей среднего дошкольного возраста.

     Эмпирическая база. Исследование было организовано на базе холдинга ГБОУ СОШ №657 дошкольное отделение №1 (бывший детский сад №34).  

       Испытуемыми выступали молодые женщины в возрасте от 25-40 лет, имеющие несовершеннолетних детей (среднего дошкольного возраста), которые посещают данное учебное заведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...