Показатели базисных копинг поведения в стрессовых ситуациях женщин молодого возраста
Показатели базисных копинг поведения в стрессовых ситуациях женщин молодого возраста Вывод: Результаты исследования были произведены по 5 шкалам 1- решении задач, 2 - эмоции, 3 - избегание, 4 - отвлечение. 5 - социальное отвлечение. • Исходя из результатов по первой шкале « Решение проблем » можно сделать вывод, о том что 10 человек из группы выбрали данную стратегию. Они утвердительно отвечали на такие вопросы как: 1, 2, 6, 10, 15, 21, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47. По результатом теста, испытуемые ставили себе высокие балы(4\5). Уровень копинга высокий у данной подгруппы испытуемых. Это свидетельствует о том, что для испытуемых данной возрастной группы свойственна степень ответственности за свои поступки, принятия решений, и понимания ответственности, но при этом противопоставление себя своей социальной группе, имеющей отличное мнение. • По второй шкале " Эмоции" результат составил 8 человек из всей группы. Данные испытуемые отвечали утвердительно на 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45. Данная шкала " свидетельствует о том как люди проявляют эмоции в том или ином случаи. На такие вопросы как: Переживаю, что не могу справиться с ситуацией; Испытываю нервное напряжение; Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации; Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить и т. д Испытуемые ставили себе высокие показатели(4 - 5). Это свидетельствует о повышенной эмоциональной тревожности. Данные испытуемые сильно переживают когда оказываются в сложных для них ситуациях, стараются успокоиться, и принять правильное решение. На вопросы такие как: Испытываю раздражение; Отыгрываюсь на других. Ответили утвердительно 2 испытуемых из всей группы.
• Данные по третий шкале " Избегание" отвечали на такие вопросы: 3, 4, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48. положительно 3 человек из всей экспериментальной группы. Это свидетельствует о том, что данные испытуемые предпочитают уходить от ответственности, логическое объяснения своим действиям(мне сложно, я не умею по-другому). Данная подгруппа людей не достигла уровня ответственности за свои действия. Проще уходить от проблем, чем их решать(надеясь, что их решит кто-то другой). У данной подгруппы низкий копинг, в связи с этим у людей неразвито • Данные по четвертой шкале " Отвлечение" показали, что 5 человек из группы выбрали решение своих проблем по данной позиции. Они утвердительно отвечали на такие вопросы как: 9, 11, 12, 18, 20, 40, 44, 48. Это свидетельствует, о том, данные женщины молодого возраста из данной группы пережидают проблему, находят замену(покупка новых вещей)Тянут время или тратят его попусту(хождение по магазинам без цельно, смотреть телевизор) Переждать ситуацию(отпуск или отгул). Это свидетельствует о нежелании их решать. Оттягивать их, в надежде, что проблемы(сложные ситуации) исправиться сами собой. Данная подгруппа предпочитает откладывать или вообще не думать о решении своих проблем. • Данные по последней шкале " Социальное отвлечение " составили 4 человека которые предпочитают решение проблем. Данная подгруппа утвердительно отвечала на такие вопросы как: 4, 29, 31, 35, 37. На такие вопросы как: Стараюсь быть на людях; Иду в гости к другу; Провожу время с дорогим человеком. Ставили высокие оценки(4-5). Данные по этой шкале говорит о том, что люди справляются со своими внутренними переживаниями с помощью социума. (быть в обществе, игра на публику). Данные представлены в рисунке 5 Копинг поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой)
(Рисунок5)
4)Способы совладающего поведения" (ССП) Р. Лазарус (R. Lazarus ) иС. Фолкман (S. Folkman). Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой в 2004 году, дополнительно стандартизирована в НИПНИ им. Бехетерева Л. И. Вассерманом, Б. В. Иовлевым, Е. Р. Исаевой, Е. А. Трифоновой, О. Ю. Щелковой, М. Ю. Новожиловой. Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. Эффективность той или иной стратегии зависит от особенностей актуальной ситуации и имеющихся личностных ресурсов, поэтому говорить об адаптивности/дезадаптивности отдельных копинг - стратегий некорректно.
Стратегии, эффективные в одной ситуации, могут быть неэффективными и даже приносить вред – в другой. Вместе с тем выделяют ряд психосоциальных факторов, способствующих адаптации к стрессовым ситуациям относительно независимо от характеристик этих ситуаций. К ним относят комплекс адаптивных индивидуально-типологических (преимущественно когнитивно - стилевых) особенностей (например, копинг -компетентность, оптимизм, самоуважение, интервальный локус контроля, жизнестойкость и т. п. ), а также свойства социальной сети и адекватность социальной поддержки. Вывод : По данной методике было выявлено 8 подгрупп испытуемых. • Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов. Результаты отображены в таблице №5 ( таблица №5)
• По первой шкале «Конфронтативный копинг» который характеризуется агрессивными усилиями для изменения ситуаций, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску. Это вопросы 2, 3, 13, 21, 26, 37. На данные вопросы положительно ответили 3 испытуемых из данной группы. У четверых испытуемых из данной группы высокий показатель копинга (12-16). Можно сделать выводы, что данная подгруппа испытуемых решают проблемы не всегда целенаправленной поведенческой активности, данная позиция рассматривается, как неадаптивная. Но не смотря на это у личности испытуемых есть способность к сопротивлению трудностей современной жизни, умения отстаивать свое мнения и интересы.
• Данные по второй шкале «Дистанцирование» свидетельствуют о преодолении негативных и отрицательных переживаний в связи с ее проблемой за счет снижения значимости и эмоциональной вовлеченности в нее. Характеризуется также использованием логичных и интеллектуальным приемам, переключения внимания, отстранение, изоляция, обесценивание ценностей. Испытуемые отвечали положительно на следующие вопросы 8, 9, 11, 16, 32, 35. высокийкопинг (12-16) наблюдается у двух испытуемых. Это свидетельствует о желании отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость. Человек пытается посмотреть на проблему " из-за стекла". Это помогает в ситуациях с общением таких людей, которыми называют " психологическими вампирами", если не реагировать на него остро, то он лишается энергетической подпитки и его усилия сводятся на нет. Но данную стратегию испытуемые могут применить и в другой ситуации: болезнь родственника или собственная болезнь. (например невно -психологическое заболевания сына) • Данные по третий шкале «самоконтроль». По другому можно назвать усилия по регулированию своих чувству и действий. В данной группе копинг разделился на высокий и средней (11-19). Положительно ответили на такие вопросы как: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50. Это свидетельствует о преодолении негативных, отрицательных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизация их влияния на восприятия ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию, и т. д. Так же данной группе испытуемых характерно усилия по регулированию своих чувств и действий, стремление регулировать свои чувства и действия. По данным результатом четверо испытуемых отдают предпочтение данной стратегии в решении своих проблем. • По четвертой шкале которая носит названия" Поиск социальной поддержки" положительно отвечали на такие вопросы как: 4, 14, 17, 24, 33, 36. Высокий результат показали шестеро испытуемых из всей группы. (14-17) Данные по этой шкале показывают, что испытуемые решают свои проблемы за счет привлечения внешних (социальных ресурсов). Данные женщины молодого возраста предпочитают информационную, эмоциональную и действенную поддержку. Для них характерно на взаимодействие с другими людьми. Ожидания совета, дружеской поддержки, сочувствия, сопереживания, предложения конкретной помощи в той или иной ситуации.
Испытуемым применяющею эту стратегию свойственно усилия в поиске социальной информации, эмоциональной поддержки. Обращение за помощью к другим людям происходит только в экстренных случаях. • По пятой шкале " Принятие ответственности". Результат составил от среднего до высокого копинга (6-12). Положительно отвечали на такие вопросы как 5, 19, 22, 42. Трое человек из всей группы. Для испытуемых данной подгруппы характерно признание своей роли(участия) в проблеме, ответственность за принятия собственного решения проблемы, отчетливое принятия самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии может приводить к неоправданной самокритике, переживанию чувство неоправданной вины, недовольство собой и своими действиями, недовольство результатом деятельности, заниженной самооценкой. Испытуемым, которым свойственна данная стратегия свойственно признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой и попыток ее решения. Даная стратегия подразумевает признание собственных ошибок и их анализ с целью не повторения. • Шестая шкала носит название " Избегание- бегство". Положительно на вопросы такие как: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47. отвечали 2 человек из всей группы. Копинг данных испытуемых разделился на средней и низкий(8/4) Это свидетельствует, о том, что данная подгруппа предпочитает стратегию ухода от решения проблем. Для данной подгруппы характерно преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения, нахождение логических объяснений своим действиям. Так же свойственно мысленное стремление и поведенческие усилия направленные к бегству или избеганию проблемы. Данные люди предпринимают попытки уйти из ситуации или общения - " поза страуса". Данный способ мало эффективен и свидетельствует об инфантильности людей. Инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях: • - неумение сдерживать свои эмоции и желания • - непосредственность • - беспечность • - повышенный фон настроения • - недоразвития чувства долга • - неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей • - повышенное подражание и внушаемость • - дефицит познавательной активности при обучении • - стремление быть в обществе своих сверстников, или покровителей • - недостаточной дифференциацией межличностных отношений. Седьмая шкала " Планирование решения проблем" Положительно ответили на такие вопросы как: 1, 20, 30, 39, 40, 43. Шестеро испытуемых из всей группы. Данные копинга составили (14-18) Данной подгруппе людей характерна преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа и возможных вариантов повеления: • Целенаправленное поведение, направленное на удовлетворение мотивации • Целенаправленное действие совокупность способов для достижения цели, этап и элемент. • Целенаправленный акт - минимальный квант поведения, минимальный акт, обеспечивающий минимальный результат, ведущий к цели. Произвольные проблемно-фокусированные условия по изменению ситуаций, включающий подход к проблеме. Выработка четкого плана, и точное следования ему. Выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов: • распределение ресурсов • адаптация к внешней среде • внутренняя координация; • осознание организаторской стратегии (так, руководству необходимо постоянно учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее). Восьмая шкала " Положительная переоценка". По данной шкале высокий копинг (16-21) у 6 испытуемых из всей группы испытуемых. Для данной подгруппы которые выбрали данную позицию характерно преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления. (Специфической особенностью девушек является глубокое эмоциональное проживание кризисной ситуации и умение увидеть в ней смысл. Девушки, сталкиваясь с кризисом, углубляются в его переживание и осмысление, в результате чего становятся способными обращаться к экзистенциальным аспектам трудных жизненных обстоятельств, наделять их особых смыслом. ). Рассмотрения ее как стимула для личностного роста(в качестве развития составляющих индивида). Также характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием. Положительные стороны: возможность положительного переосмысления проблемной ситуации. Отрицательные стороны: вероятность недооценки личностью возможностей действенного разрешения проблемной ситуации. От философского осмысления этого явления зависит эффективность и качество принимаемых решений для человека и общества в целом, в плане их будущности, безопасности. Данные по результатам анализа 8 шкал опросника способов совладания (ОСС) WCQ (Waysof Coping Questionnaire) представлены в рисунке 6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|