Глава1. Проблема психологического благополучия и факторов его определяющих
Глава1. Проблема психологического благополучия и факторов его определяющих 1. 1. Понятие психологического благополучия личности В современном обществе на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом благополучие является одним из важных условий повышения качества жизни. Не случайно понятие благополучия взято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в качестве основы для определения здоровья. Здоровье рассматривается ВОЗ как состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [18] Понятие «субъективное благополучие» ввел Э. Динер, исследователь определяет его как «интегральное психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе» [29]. Выделяют различные факторы субъективного благополучия: материальный, личностный, социальный, профессиональный, физический и психологический. Отмечается, что с понятием «психологическое благополучие» соотносят целый ряд близких, но не тождественных по своему значению понятий, таких как: «психическое здоровье», «норма», «нормальная личность», «позитивный стиль жизни», «эмоциональный комфорт», «высокое качество жизни», «внутренняя картина здоровья», «зрелая личность», «самоактуализирующаяся личность», «полноценно функционирующая личность» и др. (Ш. Бюлер, Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Я. Морено, К. Роджерс, Э. Эриксон, М. Яхода, В. Франкл, К. Юнг; А. В. Воронина, Б. С. Братусь, В. И. Гордеева, И. В. Дубровина, В. Е. Каган, Е. Р. Калитеевская, П. П. Фесенко, А. Н. Черепанова). При этом психологическое благополучие описывается через позитивные аспекты функционирования личности, отражает переживание человеком таких аспектов собственного бытия, как: автономия, компетентность в отношениях с окружающими, способность к личностному росту, переживание осмысленности жизни и самопринятие. Психологическое благополучие основывается на сравнении личностью себя, своего бытия с субъективными нормами, эталонами, идеалами [21]
Подчеркивается, что в современной психологической науке существует неоднозначность соотношения понятий «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие». Одни исследователи субъективное благополучие рассматривают как составляющую психологического (Э. Динер, К. Рифф, А. Е. Созонтов, С. Ю. Семенов и др. ), другие, напротив, – психологическое благополучие как часть субъективного (Н. К. Бахарева, Л. В. Куликов, М. В. Соколова, Р. М. Шамионов, Г. Л. Пучкова и др. ). В отдельных работах данные понятия трактуются как синонимичные (Н. Брэдбурн, Е. Н. Панина, Е. Е. Бочарова и др. ). В представленной работе обосновывается необходимость понимания психологического благополучия как понятия более общего по отношению к субъективному благополучию. В зарубежной психологии подходы к исследованию психологического благополучия условно разделяются на эвдемонистические и гедонистические (А. С. Ватерман, Э. Деси, Д. Каннеман, Р. Райан). Как отмечают исследователи, главным недостатком гедонистического подхода является его теоретическая не разработанность, а эвдемонистического – трудность эмпирической оценки психологического благополучия. Попытки преодоления данных недостатков привели к сближению указанных подходов, построению интегративных моделей психологического благополучия( М. Яхода, К. Рифф). [22] Так, в зарубежной психологии наибольшей популярностью среди исследователей пользуется многомерная модель психологического благополучия К. Рифф, базисом которой послужили основные теоретические концепции, ориентированные на исследование позитивного психологического функционирования личности. Названная модель включает шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономию, управление окружающей средой (компетентность), наличие целей в жизни и личностный рост.
В качестве составляющих психологического благополучия определены следующие пять компонентов: аффективный, метапотребностный, мировоззренческий, интрарефлексивный, (см. табл. 1). (Таблица 1) Компоненты психологического благополучия и их составляющие
Главными критериями психологического благополучия личности выступают объективная успешность (социальное, физическое, психологическое и соматическое здоровье) и субъективное переживание благополучия, проявляющееся в ощущении счастья и удовлетворенности жизнью в целом. Уровень психологического благополучия определяют различные субъективные и объективные факторы, в том числе характеристики окружающей среды, степень влияния которых определяется их значимостью для личности[23]
Одним из направлений исследования благополучия, является изучение проблемы самореализации личности. Основоположником этого подхода стала К. Рифф. Она разработала многомерную модель психологического благополучия личности. К. Рифф описывает благополучие как стремление к совершенствованию, которое представляет собой реализацию потенциала человека. Она вводит шесть психологических компонентов субъективного благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост. [27] Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Н. Брэдбёрна. Он вводит понятие «психологическое благополучие» и отождествляет его с субъективным ощущением счастья и общей удовлетворённостью жизнью. Важным вкладом в проблему понимания феномена психологического благополучия являются работы Э. Динера, К. Рифф, А. Ватермана, Р. Эммонса, Э. Деси и Р. Райана и др. Психологическое благополучие (душевный комфорт) - согласованность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво в случае гармонии личности. Психологическое благополучие личности. Психологическое благополучие (душевный комфорт) личности имеет свою достаточно сложную структуру. Кроме того, в психологическом благополучии обобщенно представлены актуальную успешность поведения и деятельности, удовлетворенность межличностными связями, общением. В последние десятилетия проблема субъективного благополучия все чаще становится предметом исследования психологов. Это вызвано острой для психологической науки и практики необходимостью в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия. Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. Эти переживания выступают значимым фактором состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе. Без их учета невозможно строить научно обоснованную социальную политику, социальное управление, социальное планирование. Непосредственное влияние удовлетворенность жизнью оказывает на настроение, психическое состояние, психологическую устойчивость личности. Значение этого важного феномена достаточно хорошо осознано и в обыденном сознании, и в науке. Вместе с тем, во многих научных работах удовлетворенность жизнью трактуется как достаточно простой феномен, как некоторая оценка, которой человек характеризует свою текущую жизненную ситуацию. [ 13]
Современная психология не располагает общепринятым научным определением категории «психологическое благополучие личности», несмотря на широкую распространенность термина в научной и научно-популярной литературе. Этот термин часто не дифференцируется от целого ряда близких по своему значению терминов: «психическое здоровье» (А. М. Громбах, Б. С. Братусь, А. Ш. Тхостов, В. В. Лебединский, Б. Д. Карвасарский, Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков и др), «психологическое здоровье» (И. В. Дубровина, В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов и др. ), «внутренняя картина здоровья, болезни» (Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, В. Е. Каган, Д. Н. Исаев и др), «субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью» (Л. В. Куликов), «качество жизни» (А. Кемпбелл, М. Сирги, Г. Самли, А. Мидоу, Г. В. ) Усиление интереса к проблеме психологического благополучия в последние годы как со стороны западных, так и со стороны отечественных исследователей, во многом обусловлено тенденциями, характеризующими жизнь современного общества. Активно изучается связь психологического благополучия с различными особенностями личности (смысл о жизненными ориентациями, суверенностью психологического пространства, стратегиями жизни и т. д. ) и ее социальными характеристиками; разрабатывается валидный и надежный инструментарий для измерения так или иначе понимаемого феномена психологического благополучия; происходит уточнение и операционализация научно-концептуального содержания, стоящего за этим феноменом; исследуется влияние разнообразных объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие личности (Н. К. Бахарева, М. В. Бучацкая, А. В. Воронина, Т. О. Гордеева, Д. А. Леонтьев, А. Е. Созонтов, П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова, О. С. Ширяева и др), детально изучаются особенности возникновения детской и подростковой тревожности как одного из важнейших индикаторов психологического неблагополучия ( А. М. Прихожан).
В отечественной психологии понятие психологического благополучия наиболее детально представлено в концепции А. В. Ворониной. Основываясь на том обстоятельстве, что в настоящий момент «психическое здоровье» рассматривается как благополучие в широком смысле слова, автор разрабатывала представление о «психологическом благополучии» как системном качестве человека, обретаемом им в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций. [6] Принцип максимизации полезности мира (стиль жизни - гедонизм) состоит в стремлении человека к максимально полезным, полностью удовлетворяющим его потребности объектам. Полезность субъективно отражается в эмоциональном состоянии приятного, значит, максимизация полезности одновременно означает стремление к поиску положительно окрашенных эмоциональных переживаний разной интенсивности. Принцип минимизации потребностей (стиль жизни - аскетизм) состоит в стремлении человека к уменьшению интенсивности (степени напряжения) движущих им потребностей. Такое стремление может иметь место в случае, когда собственно удовлетворение потребностей невозможно. [6]
\
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|