Заключение. Решение задач/проблем//положительная переоценка/отношения с другими. Управление окружающими/Избегание//дистанцирование/бегство-избегания.
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Заключение Подытоживая результаты, проведенного нами исследования по проблеме совладающего поведения и копинг поведения у женщин молодого возраста показал, что у женщин в возрастной категории (25-40 лет) разный уровень копинга и разные преобладающие стратегии. Проведенный нами теоретический анализ показал, что совладание с жизненными трудностями связано с системой целеполагающих действий, прогнозированием результата, творческим порождением новых выходов и решений проблемной ситуации. Совладающее поведение надо рассматривать как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с жизненными трудностями (или стрессами) способами адекватными личностным особенностям и ситуациям через осознанные стратегии действий. Результаты проведенной нами работы и сформулированные выводы являются подтверждением достижения цели и задач данного исследования. Выдвинутые нами гипотезы нашли свое подтверждение. В ходе исследования группе испытуемых состоящих из 30 женщин молодого возраста были предложены следующие методики: • Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Риффа. • Индикатор стратегий преодоления стресса(Д. Амирхана). • Копинг - поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой). • Способы совладающего поведения" (ССП) Р. Лазарус (R. Lazarus) и С. Фолкман (S. Folkman). По результатом опросников были выявлены уровни копингов и преобладающие стратегии для решения проблем в современной жизни. У большинства испытуемых высокий копинг (уровень стресса устойчивости) т. е более устойчивы к стрессу, чем испытуемые с низким копингом.
Результаты тестов выявили более эффективные стратегии для решения проблем. Решение задач/проблем//положительная переоценка/отношения с другими. Результаты исследования представлены в таблице №8. ( таблица 8)
По полученным результатам можно сделать вывод; молодые женщины с высоким уровнем психологического благополучия используют более эффективные копинг - стратегии для совладания со стрессом (планирование решения проблемы, положительная переоценка). Личности с низким уровнем психологического благополучия предпочитают другие стратегии для решения проблем, менее эффективные. Управление окружающими/Избегание//дистанцирование/бегство-избегания. Результаты представлены в таблице №9 ( таблица 9)
Подводя итоги исследования, мы пришли к выводу, что большая часть испытуемых предпочитает для решения своих проблем стратегии. Которые более эффективны(решение проблем и положительная переоценка: так как у большей части испытуемых высоки уровень к сопротивлению стрессу устойчивости.
Менее эффективные стратегии: (бегство - избегание. Дистанционирование) предпочитают подгруппа испытуемых с менее низким уровнем стресса устойчивости. Данные эксперимента подтвердили теоретическую гипотезу: что существует взаимосвязь уровня психологического благополучия и копинг -стратегий у молодых женщин.
Список литературы 1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М., 1980. Т. 1 2. Бандура А. Теория социального научения. – М.: Евразия, 2004. – 320 с. 3. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., 2008 4. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М. : Международная педагогическая академия. 1995 5. Вербина Г. Г. Основы психокоррекции: учеб. пособие / Г. Г. Вербина. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. – 400 с. 6. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. канд. психол. наук. Томс: 2002. 24 7. ВыготскийЛ. С. Проблема возраста// Собраниесочинений: в6 т. М. : Педагогика, 1984. Т. 4. С. 244–268. 8. Грошев И. В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. Москва-Воронеж, 2005, Берн Ш. Гендерная психология. Науч. Редактор Е. Кораблина; пер. с англ. - 2-е междунар. издание М., Олма-Пресс, 2004. 9. Идобаева О. А., Подольский А. И. О психологической поддержке высокообразованных и высококвалифицированных безработных// Служба занятости. 2005. №5. С. 75–81. 10. Колышко А. М. Психология самоотношения: учеб. пособие. Гродно, 2004.
11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9 изд. СПб. Питер 2004 Мастера психологии 12. Крюкова Т. Л., Е. В. Куфтяк. / Журнал практического психолога № 3 май-июнь. 2007. 13. Куликов, Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л. В. Куликов. - Общество и политика 2008. 14. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учеб. Пособие. СПб.: Питер, 2004. -464 с.
15. Куликов Л. В. Факторы психологического благополучия личности// Л. В. Куликов, М. Ю. Долина, О. В. Иванов, М. А. Розанова, Т. Г. Тимошенко// Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. Ананьевские чтения – 97. Вып. 3. Ч. 1. Изд-во СПбГУ –СПб., 2007. – С. 342-350. 16. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с. 17. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993. 18. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - В 2 т., Т. 1. М., 2009. 19. Справочник базовой информации ВОЗ по психическому здоровью, правам человека и законодательству / Всемирная организация здравоохранения; сост. М. Фримен. – М., 2005. – 199 с. 20. Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) / Сарат. гос. ун-т. - Саратов, 2003. - 15 с. 21. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие (обзор основных концепций и методика иссле-дования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. 22. Ширяева, О. С. Влияние природно-климатических и географических условий на личность / О. С. Ширяева // Высшее образование сегодня. Рецензируемое издание ВАК России по психологии и педагогике. – № 8. – 2007. – С. 74-79. 23. Ширяева О. С. Влияние природно-климатических и географических условий на личность / О. С. Ширяева // Проблемы социального бытия личности: сборник статей. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ им. Витуса Беринга. – 2007. – 243 с. – С. 14-21. 24. Ширяева О. С. Модели психологического благополучия личности в разных по степени экстремальности условиях жизнедеятельности / О. С. Ширяева //Психология личности: проблемы и перспективы современных исследований. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ им. Витуса Беринга. – 2008. – 199 с. – С. 3-21. 25. Церковский А. Л. Современные взгляды на копинг-проблему//Вестник ВГМУ. -2006 Т. 5-№3. 26. Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – Том II Психолого-педагогические науки. 27. Lazarus R. S. and Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping // European journal of personality. 1987. 1. P. 141-169. 28. Pulkkinen L., Caspi A. (Eds) Paths to Successful Development Personality in the Life Course. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. Р. 1–16. 29. The structure of psy chological well-being revisited / С. D. Ryff [et al. ] // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – Vol. 69, № 9. - P. 719-727. ] 30. Ryff C. Happiness is everything, or is it. Explorations on the meaning of psychological well-being // J. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. 31. Subjective well beingis essential towell-being / E. Diener [etal. ] // Psy chological Inquiry. - 1998. - Vol. 9, № 9. - Р. 33-37.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|