Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опорный конспект лекций по предмету «Арбитражный процесс»




ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РОССИИ.

Специфика деятельности арбитражных судов определяется историческими ус­ловиями и национальными традициями в становлении пра­вовых систем различных государств.

Особые торговые суды были еще в Древнем Риме.

Впервые торговые суды в наиболее явном и распространенном виде возникли в Италии как узко-специальные морские торговые суды. Жизнь итальянских купцов была немыслима вне корпораций. Из сво­ей среды они избирали судей-консулов. Отсюда суды получи­ли название Консульских.

Специализированные торговые суды по мере необходи­мости возникают в Австрии, Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, России, США, Швеции и других странах.

Первый постоянный коммерческий суд был образован в ноябре 1563 года в Париже.

В России об особых судах для торгового сословия впервые упоминается в Уставной грамоте Новгородского князя Всево­лода Мстиславовича, данной в 1135 году церкви Святого Иоан­на Предтечи на Опоках: «...управляти всякие дела Иванская и торговая и гостинная и суд торговый».

Торговый суд учреждался в составе тысяцкого и пяти выборных старост. Однако торго­вый суд в этом документе понимается не как законодательное нововведение, а как указание на применение к Иванскому купе­честву обычного общеизвестного установления.

Первая попытка создать постоянный, специальный для купечества суд принадлежит царю Алексею Михайловичу (1667 г.), который постановил «выдать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным при­казам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать».

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Пе­тер Великом (1721г.). Он создал Главный магистрат, который судил торговые дела. В период царствования Императора Пет­ра Первого высшей судебной инстанцией стал Сенат, пришед­ший на смену Государевой Боярской Думе и Расправной Золо­той Палате.

В начале деятельности торговые суды России никакой постоянной формы судопроизводства не имели. Затем парти­кулярными письмами была введена форма отчасти словесно­го судопроизводства.

Подчиненность торговых судов была различной и измен­чивой — таможням, магистратам, ратушам, надворьям, коммерц-коллегиям, департаменту внешней торговли и др.

Указом от 14 мая 1832 года в России были учреждены ком­мерческие суды, просуществовавшие до 1917 года, и особые для них правила судопроизводства.

Обращение в коммерческий суд начиналось с подачи про­шения председателю суда, который направлял его в соответ­ствующее отделение. Если прошение удовлетворяло формаль­ным требованиям закона, то заводилось дело.

Процесс считался начавшимся с момента вручения сто­ронам повесток. До начала разбирательства по существу про­водилась словесная «расправа»: явившись в суд, ответчик мог заявить все отводы. Если отводы не были заявлены или не были уважены, то он обязан был дать ответ по существу исковых требований.

Состязание сторон велось в письменной форме. «В про­токол выслушанных сторон означается: 1) существо дела так, как оно по взаимному объяснению сторон представляется, 2) главнейшие обстоятельства, в определении коих стороны не согласились, 3) означение тех обстоятельств, которые дол­жны быть приведены в ясность посредством доказательств» (ст. 1374 Устава). Протокол составлялся протоколистом под контролем секретаря.

Средствами доказывания в коммерческом суде служили собственное признание, письменные акты и документы, сви­детели, присяга. Решение дела присягой могло иметь место только при наличии доброй воли и согласия обеих сторон.

Декрет о суде № 2 от 7 марта (22 февраля) 1918 года в статье 15 содержал запрет на судебные иски между различны­ми казенными учреждениями. Тем самым было проведено раз­граничение в компетенции органов хозяйственного уп­равления и органов правосудия.

В соответствии с Положением о порядке разрешения иму­щественных споров между государственными учреждениями и организациями, утвержденным постановлением ЦИК и СНК РСФСР 21 сентября 1922 года, были образованы Высшая арбит­ражная комиссия при Совете Труда и Обороны (СТО), арбит­ражные комиссии при областных экономических Советах, а впоследствии — при губернских экономических совещаниях.

Постановлением от 3 апреля 1922 года Президиум Выс­шего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) образовал арбит­ражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при местных органах промбюро и губсовнархозах, которые яви­лись предшественниками органов ведомственного арбитра­жа. Законодательное оформление этих органов и утвержде­ние Положения об арбитражной комиссии ВСНХ СССР состо­ялось в 1926 году.

Производство в арбитражных комиссиях осуществлялось по правилам, предусмотренным ГПК союзных республик, с некоторыми изъятиями.

Дела рассматривались коллегиально. Один из арбитров в коллегии был юристом, второй—хозяйственником. Эта орга­низационная процедура и явилась истоком двойственной оценки природы арбитражных комиссий: и как органов право­судия, и как органов хозяйственного управления.

В период нэпа, в условиях неразвитости договорных отношений, слабой договорной дисциплины повсеместно приводили к ши­рокому применению отсрочки или рассрочки платежа по при­нятому решению, к замене исполнения одного обязательства другим, к полному или частичному освобождению должника от обязательств по договору. Все эти обстоятельства вовсе не способствовали укреплению плановой и договорной дисцип­лины в экономике государства.

В 1934 году Госарбитраж при СНК СССР по поручению Пра­вительства СССР утвердил Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами Госарбитража. Достоинство этих Правил состояло в том, что они содержали процессуаль­ные нормы, определяющие порядок возбуждения дела, подготов­ки исковых материалов к слушанию и разрешению спора по су­ществу. Их принято называть первыми Правилами, с которых начинается история современного арбитражного процесса.

Новые Правила рассмотрения хозяйственных споров принимались в 1963,1976 годах и после их утверждения по­становлением Совета Министров СССР от 5 июня 1980 года стали едиными для ведомственных и государственных арбит­ражей. Прежнее отсутствие единых правил рассмотрения спо­ров в ведомственном арбитраже не было оправдано специфи­ческими условиями тех или иных отраслей народного хозяй­ства. Правила обогатились новыми процессуальными инсти­тутами, такими, как оставление иска без рассмотрения, упро­щенный порядок разбирательства по ряду категорий дел, кол­легиальное рассмотрение споров и др.

В 1992 году был принят первый в истории России Арбит­ражный процессуальный кодекс. Вместо системы государ­ственного и ведомственного арбитража была создана систе­ма арбитражных судов РФ.

Ряд норм из Правил 1976 года перешли в Арбитражный процессуальный кодекс 1992 года, который, в частности, не предусматривал ведение протокола судебного заседания, по­зволял рассмотрение спора по материалам дела без участия сторон (согласно пункту 92 Правил рассмотрения хозяй­ственных споров протоколы судебного заседания не ведутся ни в полном, ни в кратком виде; согласно пункту 87 этих Пра­вил в случаях, когда материалы дела позволяют рассмотреть спор по существу либо неявка представителей сторон не пре­пятствует разрешению спора, спор рассматривается без их участия).

В 1995 году был принят новый АПК РФ, имевший целью завершение превращения бывших государственных арбитра­жей в полноценные органы правосудия — арбитражные суды. Были усовершенствованы некоторые процедурные вопросы, что должно было способствовать расширению и углублению хозяйственных реформ, обеспечивать экономический оборот, свободную конкуренцию, защиту любых форм собственнос­ти. Практика применения АПК РФ 1995 со временем выявила пробелы в законодательстве и проблемы в практике его при­менения, в связи с чем возникла необходимость в принятии нового АПК РФ.

В АПК РФ, принятом в 2002 году, были учтены многие ра­нее недостаточно подробно или совсем неурегулированные вопросы, в частности, детально определена компетенция ар­битражных судов, введена упрощенная процедура рассмотре­ния споров в суде первой инстанции, изменены сроки и час­тично порядок пересмотра судебных актов.

Особенно сильно эти изменения коснулись надзорной инстанции. Вышеуказан­ные и многие другие новеллы в АПК РФ 2002 года позволяют надеяться, что арбитражное процессуальное законодательство на данном этапе развития экономики страны отвечает потреб­ностям гражданского оборота и будет стабильным на протя­жении длительного времени.

ЛЕКЦИЯ 2. ПОНЯТИЕ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА И АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...