Лекция 14. Рассмотрение и разрешение дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
1. Общая характеристика. Арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела: • об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным • об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного • об административных правонарушениях, если федеральным • о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (гл. 26 АПК РФ); • другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Процессуальный порядок рассмотрения перечисленных выше дел установлен в разделе III АПК РФ "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений". Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными АПК РФ.
Особенности, характеризующие порядок рассмотрения дел административного судопроизводства, определены не только в главах 22-26 АПК, но и в других главах Кодекса. 2. Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании нормативных правовых актов Правовые нормы о рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов являются новеллой арбитражного процессуального законодательства. Арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов только в том случае, если ъ оспаривание прямо отнесено к подведомственности арбитражного] суда федеральным законом. Если такого указания в федеральном законе не содержится, то дела об оспаривании нормативно-npaвовых актов независимо от субъектного состава и характера правоотношения подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Нормативные правовые акты характеризуются следующими чертами: • издаются или санкционируются органами государства; • содержат обязательные предписания (правила поведения), • содержат общие предписания в виде норм права; • рассчитаны на многократное применение; • адресованы неопределенному кругу лиц; • охватывают широкий круг общественных отношений и действуют независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным нормативным актом. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим (ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 191 АПК РФ). Заявление о признании недействующим нормативного правового акта должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к исковому заявлению: оно должно быть составлено в письменной форме, подписано заявителем или его представителем.
В случаях, предусмотренных в ст. 129 АПК РФ, заявление о признании нормативного правового акта или отдельных его положений недействующими может быть возвращено заявителю. О возвращении заявления арбитражный суд выносит определение. Подача в арбитражный суд заявления о признании оспариваемoro нормативного правового акта недействующим не приостанавливает действия последнего. Рассмотрение арбитражным судом дал о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим имеет ряд особенностей. Существование этих особенностей обусловлено тем, что оспариваемые нормативные акты затрагивают права неопределенного круга лиц и имеют в связи с этим большое публичное значение. Дела об оспаривании нормативных правовых актов подлежат коллегиальному рассмотрению судом в составе трех судей (ст. 17, 194 АПК РФ). Для данной категории дел установлены сокращенные сроки их рассмотрения. Дела об оспаривании нормативных правовых актов должны быть рассмотрены в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку \епа. к судебному разбирательству и принятие решения по делу. При рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим, суд проверяет соответствие оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта недействующим принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ. Особенности решения по рассматриваемой категории дел заключаются определены ст. 195 АПК РФ. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|