Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 14. Рассмотрение и разрешение дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.




1. Общая характеристика.

Арбитражные суды рассматривают возникающие из админи­стративных и иных публичных правоотношений дела:

• об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным
законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного
суда (гл. 23 АПК РФ);

• об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, решений и действий (бездействия) государствен­ных органов, органов местного самоуправления, иных органов и
должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности (гл. 24 АПК РФ);

• об административных правонарушениях, если федеральным
законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного
суда (гл. 25 АПК РФ);

• о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обяза­тельных платежей, санкций, если федеральным законом не предус­мотрен иной порядок их взыскания (гл. 26 АПК РФ);

• другие дела, возникающие из административных и иных пуб­личных правоотношений, если федеральным законом их рассмот­рение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Процессуальный порядок рассмотрения перечисленных выше дел установлен в разделе III АПК РФ "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из админи­стративных и иных публичных правоотношений".

Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установ­ленными АПК РФ.

Особенности, характеризующие порядок рассмотрения дел ад­министративного судопроизводства, определены не только в гла­вах 22-26 АПК, но и в других главах Кодекса.

2. Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании нормативных правовых актов

Правовые нормы о рассмотрении ар­битражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов являются новеллой арбитражного процессуального законо­дательства.

Арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов только в том случае, если ъ оспаривание прямо отнесено к подведомственности арбитражного] суда федеральным законом. Если такого указания в федеральном законе не содержится, то дела об оспаривании нормативно-npaвовых актов независимо от субъектного состава и характера правоотношения подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.

Нормативные правовые акты характеризуются следующими чертами:

• издаются или санкционируются органами государства;

• содержат обязательные предписания (правила поведения),
влекущие юридические последствия;

• содержат общие предписания в виде норм права;

• рассчитаны на многократное применение;

• адресованы неопределенному кругу лиц;

• охватывают широкий круг общественных отношений и дейст­вуют независимо от того, существуют или не существуют конкрет­ные отношения, предусмотренные данным нормативным актом.

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на ос­новании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требо­ванием о признании такого акта недействующим (ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 191 АПК РФ).

Заявление о признании недействующим нормативного право­вого акта должно соответствовать общим требованиям, предъявля­емым к исковому заявлению: оно должно быть составлено в пись­менной форме, подписано заявителем или его представителем.

В случаях, предусмотренных в ст. 129 АПК РФ, заявление о признании нормативного правового акта или отдельных его поло­жений недействующими может быть возвращено заявителю. О возвращении заявления арбитражный суд выносит определение.

Подача в арбитражный суд заявления о признании оспариваемoro нормативного правового акта недействующим не приоста­навливает действия последнего.

Рассмотрение арбитражным судом дал о признании оспариваемого нормативного правового акта недей­ствующим имеет ряд особенностей. Существование этих особенно­стей обусловлено тем, что оспариваемые нормативные акты затра­гивают права неопределенного круга лиц и имеют в связи с этим большое публичное значение.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов подлежат коллегиальному рассмотрению судом в составе трех судей (ст. 17, 194 АПК РФ).

Для данной категории дел установлены сокращенные сроки их рассмотрения. Дела об оспаривании нормативных правовых актов должны быть рассмотрены в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку \епа. к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

При рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим, суд проверяет соответствие оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному зако­ну или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Решение по делу об оспаривании нор­мативного правового акта недействующим принимается арбитраж­ным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

Особенности решения по рассматриваемой категории дел за­ключаются определены ст. 195 АПК РФ.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании норматив­ного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...