Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассмотрение дел об административных правонарушениях




Арбитражным судам подведомст­венна новая категория дел — об административных правонаруше­ниях. Арбитражный суд рассматривает такие дела, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Таким законом является Кодекс Российской Федерации об ад­министративных правонарушениях (КоАП РФ), принятый 20 де­кабря 2001 г. и введенный в действие с 1 июля 2002 г.

Согласно нормам КоАП арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности (абз. 3 ч. 3 ст. 23.1) и дела об обжаловании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 30.1).

При рассмотрении дел об административных правонарушени­ях важное значение имеет протокол об администартивном право­нарушении.

Предусмотренный ст. 28.2 КоАП порядок составления прото­кола об административном правонарушении предоставляет ряд га­рантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола на­званным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надле­жит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе пред­ставить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).

Рассматривая дело об административном правонарушении, ар­битражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совер­шенном правонарушении, поскольку установление виновности на­званных лиц не относится к компетенции арбитражного суда (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 2 июня 2004 г.).

Принимая решение по делу о привлечении к административной ответственности, а также о рассмотрении заявления об оспарива­нии решения административного органа о привлечении к админи­стративной ответственности, арбитражный суд должен проверить, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ч. 1, 3 ст. 4.5. КоАП. Истечение указанных сроков является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ст. 24.5 КоАП).

К подведомственности арбитражного суда отно­сятся дела о привлечении к административной ответственности только юридических лиц и граждан, осуществляющих предприни­мательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретен­ный в установленном законом порядке (абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, ст. 202 АПК, п. 9 Постановления Пленума № 2 от 27 января 2003 г.). В 2003 г. арбитражными судами было рассмотрено 15456 дел дан­ной категории.

Помимо дел, перечисленных в ч.З ст. 23.1 КоАП, арбитражный суд вправе рассматривать дела о привлечении к административной ответственности в случае, когда орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Перечень таких дел установ­лен в ч. 2 ст. 23.1 КоАП.

Поскольку подтверждением совершения административного правонарушения является протокол об административном право­нарушении, то он обязательно должен быть приложен к заявлению о привлечении к административной ответственности.

Закон устанавливает сокращенные сроки рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности. Такие дела должны быть рассмотрены в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к адми­нистративной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. В КоАП РФ не установлено иного срока рассмотрения дела об администра­тивном правонарушении (ст. 29.6).

Срок на рассмотрение дела может быть продлен арбитражным судом до одного месяца. Продление срока возможно в случае хода­тайства об этом лиц, участвующих в деле, либо в случае необходи­мости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продле­нии срока рассмотрения дела арбитражный суд должен вынести мотивированное определение.

Арбитражный суд определяет также меры административной ответственности.

При этом суд не связан требованием административного орга­на о назначении конкретного вида и размера наказания и определя­ет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 10).

По результатам рассмотрения дела о привлечении к админи­стративной ответственности арбитражный суд должен вынести либо решение о привлечении к административной ответственности, либо об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Если при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции решение не было изменено или отменено, то оно вступает в закон­ную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Если решение арбитражного суда не было обжаловано в апел­ляционном порядке, то оно вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия.

в ар­битражный суд, если требование заявителя об уплате взыскивае­мой суммы в добровольном порядке не было исполнено или был пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Лекция 15. Особенность производства в арбитражных судах по отдельным категориям дел.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...