Упражнение на овладение навыком
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Упражнение «Осознавание правил» 1-й этап. Выберите один класс, в котором работают многие участники группы. Пусть классный руководитель или воспитатель этого класса начнет упражнение. Скажите ему: «Попробуйте осознать сейчас, по каким правилам живет ваш собственный класс. Эти правила, никем не сформулированные ранее, существуют и определяют жизнь детей». Пусть педагоги высказывают любые предположения о действующих в классе правилах, кто-то один записывает все, что будет высказано — без всяких споров и обсуждений. Только после этого перейдите к выяснению недоразумений и к противоречивым мнениям о правилах. 2-й этап. Анализ сформулированных правил. Скажите участникам: «Давайте вместе с вами попытаемся выяснить, какие из правил актуальны, а какие устарели — ведь мир меняется быстро, правила быстро устаревают. Можете ли вы обновить правила? Отказаться от некоторых из них? Отличаются ли правила в отношениях между классом и учителем от правил, по которым ребята относятся к друг другу?» Может возникнуть такая ситуация, когда учитель захочет обсуждать правила своего класса только в присутствии самого класса. Это здорово. Оставьте это в качестве домашнего задания. На занятии полезно также обсудить правила школы или правила, по которым живет педколлектив (проделайте это в те же два этапа). Скажите следующее: Существует два вида правил: гласные и негласные. К проблеме дисциплины имеют отношения гласные, утвержденные классом правила. Их выполнение является условием договора между учителем и учениками. Но есть и негласные правила, они-то и создают атмосферу в классе. Могут ли дети вашего класса открыто выражать свои чувства? Могут ли они рассчитывать на внимание и поддержку класса в трудную минуту? Что престижно в вашем классе: приносить пользу или вредить и разрушать? Что поощряется: помощь друг другу или конфронтация (по типу: «разделяй и властвуй»)? Может быть, существуют негласные аксиомы, например: «Ваня Птичкин не может сказать ничего умного»?
Рекомендации ведущему Это трудная тема для группы. Старайтесь сдерживать конфронтацию, напомните участникам о правилах работы в группе, принятых на первом занятии. Спросите их, что они чувствовали тогда, когда принимали правила, и что чувствуют теперь, прожив по ним некоторое время? Далее возможны два варианта проведения занятия. Вариант 1 — выработка собственных правил на основе представлений об открытых и закрытых системах. Вариант 2 — создание собственных правил на основе уже имеющихся образцов. Рассмотрим оба варианта. Вариант 1 Чтобы работать по этой схеме, ведущему следует прочитать. и обдумать главу 8 книги Вирджинии Сатир «Как строить себя и свою семью» (1991). Можно также использовать предлагаемые ею упражнения. В данной книге дается определение открытой и закрытой систем. «Основные различия между ними, — пишет В. Сатир, — определяются характером реакции на внутренние и внешние изменения. В закрытой системе ее части неподвижно соединены между собой или вовсе не соединены. В любом случае обмен информацией между элементами не происходит. Открытая система — та, в которой части взаимосвязаны, подвижны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации проходить внутри нее или выйти за ее пределы. Если кто-то специально хотел бы изобрести закрытую систему, то первый шаг, который необходимо сделать, — это изолировать ее от окружающего мира настолько, насколько это возможно, и жестко зафиксировать все роли. Закрытые системы развиваются из определенного набора представлений о жизни. Например, из таких:
В закрытых системах:
В открытых системах:
Если отношения в классе препятствуют личностному росту, в классе (школе) отсутствует свободный обмен информацией — гласность, а правила вашего класса жесткие, устаревшие и тайные, то вы имеете закрытую систему. Если стиль взаимодействия способствует личностному росту, информация доступна всем, а не передается в искаженном виде как сплетни и слухи, если правила гуманные и прогрессивные — вы работаете в открытой системе. Скажите участникам, что каждая составляющая, каждая часть системы может быть изменена в ту или другую сторону. Это изменение скажется определенным образом на всей системе. Не ждите, когда школа «созреет» для изменений, введите их в своем классе, и, может быть, очень скоро результаты скажутся на других элементах системы, на всей школе. Попросите участников обратить внимание на правила педагогического коллектива. У детей и взрослых в школе разные задачи, однако как элементы системы коллективы детей и взрослых могут влиять друг на друга. С чего бы вы ни начали (со своего класса или с части педколлектива, сидящей здесь сегодня), изменения коснутся всей системы. Вариант 2 Хорошо, если в вашем городе есть место, где принимаются правила, делающие жизнь детского коллектива радостной. Мы можем предложить фрагменты из публикации Научно-педагогического объединения «Школа самоопределения» «Сборник школьных законов, написанных и принятых учениками и учителями школы 734 г. Москвы» под редакцией А.Н.Тубельс-кого (М., 1993). «Гражданами объединения «Школа самоопределения» являются ученики, учителя, воспитатели, студенты и остальные сотрудники НПО. В объединении разрешено ВСЕ, что не угрожает жизни и здоровью каждого человека, не ущемляет его прав, чести и достоинства…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|