Специализация. 3.5 Обмен, торговля. Разновидности обмена. 3.6 Рынок и рыночный механизм. Условия возникновения рынка. Признаки рынка.
Специализация.
Специализация – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. Например, Узбекистан выращивает и перерабатывает хлопок, Турция славится организацией отдыха и туризма.
Уровни специализации:
- специализация труда отдельного человека;
- отдельного целого предприятия;
- стран или хозяйства страны в целом.
Последствия специализации:
- позволяет каждому человеку найти ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно;
- способствует повышению профессионализма работников, товары и услуги создаются всё более высокого качества, то есть способствует повышению производительности труда.
3. 5 Обмен, торговля.
План.
- Сущность понятия «обмен».
- Условия обмена.
- Разновидности обмена: бартер и торговля.
- Преимущества торговли.
- Виды торговли. Экспорт- импорт.
Обмен – это процесс, в результате которого люди вместо произведённого продукта получают деньги или другой продукт.
Условия обмена:
общественное разделение труда
наличие как минимум двух сторон
обладание равноценными благами
добровольность
готовность к обмену
взаимовыгодность сторон
Разновидности обмена.
Бартер (от англ. обмен) – натуральный обмен, обмен одного товара на другой БЕЗ посредства денег (например, ремесленник обменивает свои изделия на сельхозпродукцию у земледельца).
Торговля – товарно-денежный обмен, обмен одного товара на другой посредством денег.
Преимущества торговли:
- позволяет наиболее точно определить стоимость товара
- позволяет сократить время обмена
- позволяет сократить затраты при обмене
Виды торговли:
- внутренняя торговля – оптовая и розничная торговля внутри страны.
- внешняя торговля – торговля между государствами. Вывоз товаров — экспорт, ввоз – импорт.
- оптовая торговля – купля -продажа товаров большими партиями или большим количеством для перепродажи или коммерческого использования. Чаще всего при больших оптовых закупках продавец делает покупателю скидку от изначально установленной.
- розничная торговля – купля -продажа товаров или услуг поштучно или в небольшом количестве для личного потребления;
3. 6 Рынок и рыночный механизм.
План.
- Сущность понятия «рынок».
- Рыночный механизм.
- Условия возникновения рынка и его признаки.
- Функции рынка.
- Типы рынков.
- Спрос, предложение, цена.
- «Невидимая рука» рынка.
- Конкуренция, её уровни, типы, условия.
- Достоинства и недостатки рыночной экономики.
Рынок.
Рынок – это экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируется про, предложение и цена.
Рынок в узком смысле – это отношения продавца и покупателя по воду купли – продажи товара в конкретный момент в конкретном месте.
Рыночный механизм – это механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен и качества, объёма производства и его структуры.
Условия возникновения рынка
- Частная собственность
- Свобода предпринимательства
- Личный интерес участников рынка
- Конкуренция
- Свободное ценообразование
- Общественное разделение труда
Признаки рынка.
- Доминирование частной собственности при равноправии форм собственности.
- Максимальная свобода хозяйственной деятельности. Продавцы свободны в выборе товара и места торговли, всего, что разрешено законом. Производитель свободен производить всё, что кажется ему выгодным и что разрешено законом.
- Активный учёт спроса и предложения.
- Нерегулируемая цена.
- Нерегулируемый спрос.
- Нерегулируемое предложение.
- Свободное ценообразование.
- Наличие конкуренции.
Функции рынка.
- Посредническая – связывает продавцов и покупателей
- Ценообразовательная – цена формируется в соответствии с законами рынка, то есть спроса и предложения
- Информационная – на рынке можно получить полную информацию о производителе, товаре, продавце.
- Регулирующая – благодаря спросу и предложению устанавливается равновесие товаров и услуг
- Санирующая – рынок освобождается от неэффективных производителей и продавцов.
- Стимулирующая – внедрение новых технологий улучшение качества продукции и услуг, иначе можно оказаться неконкурентоспособным на рынке.
Типы рынков
Типы рынков по отношению к закону
- Легальный (то есть оформленный официально)
- Нелегальный (или теневой, не имеет законного основания для деятельности)
Причины появления нелегальных рынков
- Продажа запрещённых товаров (наркотики, яды, оружие)
- Продажа некачественного или просроченного товара
- Нежелание платит налоги
Типы рынков по степени регулируемости:
- Регулируемый (контролируется государством)
- Нерегулируемый (государство не вмешивается).
Типы рынков по предлагаемым товарам и услугам
- Потребительские товары и услуги (одежда, продукты питания, мебель, услуги парикмахера и пр. )
- Продажа факторов производства (земля, полезные ископаемые, лес, технические ресурсы и пр. )
- Рынок труда (места для трудоустройства, вакансии)
- Рынок научно-технических разработок, инноваций
- Рынок средств производства (машины, оборудование)
- Рынок валюты
- Рынок информации (получил особенное распространение с появлением Интернета)
- Рынок интеллектуальных продуктов( продукты духовной деятельности)
- Рынок инвестиций (то есть долгосрочных вложений)
Воспользуйтесь поиском по сайту: