Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Страхование экспортно-импортных кредитов.




Страхование экспортно-импортных кредитов является особой разновидностью страхования кредитов, предоставляющей страховую защиту от рисков, которые несут участники внешнеэкономической деятельности. Оно возникло в 1950-х гг. Его появление было связано с тем, что с ростом внешнеторгового оборота многих стран и вовлечением в него новых рынков существенно увеличился риск, которому стали подвергаться предприятия при осуществлении экспортных операций, и прежде всего при предоставлении кредитов иностранным покупателям. К тому же с повышением конкуренции на мировых рынках экспортеры вынуждены соглашаться на предоставление все более продолжительных сроков оплаты поставок. В результате у экспортеров возникает интерес к покрытию рисков с помощью страхования.

Страхование экспортных кредитов чаще всего обеспечивает покрытие риска непоступления платежей по кредиту, предоставленному иностранному покупателю. При этом в зависимости от вида полученного кредита страховое обеспечение может быть предоставлено разными способами. В случае, если товар реализуется на условиях отсрочки платежа, т.е. финансирование поставок осуществляется посредством предоставления самим экспортером коммерческого кредита либо с помощью получения поставщиком банковского кредита на период от отгрузки товара до получения платежа по экспортному контракту, заключается договор страхования имущественных интересов экспортера либо страховое обеспечение по платежу предоставляется непосредственно банку-кредитору. При этом предоставление страховой защиты непосредственно банкам нередко используется в качестве основания для выдачи банками кредитов экспортерам по льготным ставкам, поскольку полученное страховое обеспечение существенно снижает кредитные риски, давая банкам практически полную гарантию возврата выданных кредитов. В случае же, если импортер или банк страны-импортера берет кредит у банка страны-экспортера для осуществления выплат экспортеру за осуществленные поставки, страховщик предоставляет страховую защиту банку страны-экспортера.

В зависимости от типа иностранного покупателя различают договоры, обеспечивающие страховую защиту поставок государственным и частным покупателям. Договоры страхования экспортных кредитов могут различаться между собой также в зависимости от объектов поставки. Страховая защита сделок, связанных с поставками стандартных товаров массового спроса, осуществляется обычно путем заключения типового договора страхования экспортных кредитов на оговоренный срок (как правило, один год) на все или большинство экспортных операций страхователя. При осуществлении страховой защиты контрактов по выполнению технических проектов за границей и экспорту капиталоемких товаров, носящих немассовый характер, имеющих высокую стоимость и поставляемых на условиях долгосрочного кредитования, отдельные договоры страхования заключаются на каждую конкретную сделку.

Различают также страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих (экономических) рисков.

Наиболее известно страхование экспортных кредитов от политических рисков. Оно широко используется развитыми государствами как метод стимулирования проникновения частного капитала на внешние рынки, особенно рынки развивающихся стран. Размеры страховых выплат по данному страхованию нередко превышают поступления от страховых премий, что делает его убыточным. В связи с этим такое страхование осуществляется, как правило, специализированными учреждениями и обществами, которые обычно принадлежат государству или в которых государство имеет контрольный пакет акций, что позволяет покрывать убытки от страховых операций за счет средств государственного бюджета. Таким образом, осуществляется косвенное государственное субсидирование экспорта. При этом предоставление такого страхового обеспечения должно быть обосновано определенными причинами: наличием межгосударственного договора между странами экспортера и импортера, стремлением национальных компаний освоить зарубежный рынок, сохранить или укрепить позиции на нем, необходимостью стимулирования развития определенной отрасли экономики и т.п.

Договоры страхования экспортных кредитов от политических рисков заключаются на случай убытков экспортеров в связи со следующими причинами:

- принятием в стране-импортере нормативных актов, лишающих импортера возможности выполнения своих обязательств по оплате;

- расторжением импортером контракта вследствие каких-либо действий государственных органов;

- военными действиями, народными волнениями, восстаниями, революциями, саботажем, терроризмом, приведшими к невозможности дальнейшего участия экспортера в контракте либо к лишению импортера возможности произвести оплату;

- конфискацией, национализацией имущества импортера;

- введением импортного либо экспортного лицензирования или отзывом импортных либо экспортных лицензий;

- наложением эмбарго на импорт или экспорт;

- введением в стране импортера налогов, сборов, комиссий, касающихся деятельности экспортера в соответствии с застрахованным контрактом;

- неоплатой или задержкой оплаты импортером Контракта в связи с невозможностью конвертирования национальной валюты страны импортера в валюту контракта либо введением ограничений на перевод валюты из страны покупателя;

- неспособностью государственного покупателя выполнить условия контракта.

Под коммерческими рисками понимаются окончательная неплатежеспособность частного покупателя, неоплата им долга в течение оговоренного срока после наступления установленной даты платежа. Страхование таких рисков осуществляется, как правило, исключительно за счет средств страховщика без привлечения ресурсов государственного бюджета.

Регулирование ВЭД России.

Основные цели регулирования ВЭД состоят в следующем:

- использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России развитой рыночной экономики;

- содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

- создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, – организационного, финансового, информационного содействия;

- защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

- создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Принципы регулирования ВЭД в России:

- единство внешнеэкономической политики и внутренней экономической политики;

- единство систем государственного и негосударственного регулирования и контроля за его реализацией;

- перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

- четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;

- обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение в настоящее время имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как: определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом; разработка соответствующих федеральных программ; защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности; разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД; подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль их исполнения; организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом; определение и реализация валютной политики страны; формирование и использование золотовалютных резервов РФ; контроль порядка купли-продажи отдельных товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т. д.); разработка платежного баланса РФ.

Субъекты РФ правомочны: осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству; контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы; предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ; заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции; иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

Определенные вопросы находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов: координация действий участников ВЭД; выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов); разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД; регулирование приграничной торговли; информационное обеспечение ВЭД.

Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента России. В соответствии с законодательством Президент РФ наделен следующими функциями: осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической политикой; подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах; регулировать военно-техническое сотрудничество; определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.

Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств.

Правительство РФ проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ; участвует в организации и проведении международных переговоров; участвует в формировании экспортного и импортного режимов; осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом; регулирует величины ставок таможенного тарифа; принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта; разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ.

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли).

В структуре Минэкономразвития функционирует Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности, который обеспечивает реализацию следующих функций:

· разработка предложений по выработке государственной политики и подготовка предложений по нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли) и в сфере таможенно-тарифного регулирования;

· обеспечение реализации функции Министерства в области организационно-технического обеспечения деятельности подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции;

· анализ состояния мировых товарных рынков, конъюнктуры мировых цен на продовольственные товары; прогноз социально-экономического развития Российской Федерации в части внешнеэкономической деятельности;

· подготовка предложений по урегулированию задолженностей иностранных государств перед Российской Федерацией и внешней задолженности Российской Федерации; осуществление выверки коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными государствами и многое другое.

Совет по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития России создан для выработка рекомендаций по формированию и обеспечению реализации внешнеэкономической стратегии Российской Федерации (Приказ Минэкономразвития России № 449 от 12.12.2008 г.)

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим: функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации и др.

Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД определяет методические основы разработки платежного баланса.

Центральный банк России определяет совместно с Министерством финансов условия и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствовании соответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курс рубля по отношению к валютам других государств, вывоз российского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций. Центральный банк участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Особо выделяется функция взимания таможенных платежей - таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.

Территориальная структура ФТС РФ:

- Региональные таможенные управления (соответствуют федеральным округам РФ);

- Региональные таможни (часто, но не всегда соответствуют субъектам РФ);

- Таможенные посты.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.

Также регулятивную функцию в сфере ВЭД осуществляют Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Ростехрегулирование. Ространснадзор.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...