Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технико-экономические показатели базового варианта




 

Наименование показателя Единица измерения Значение показателя базового варианта
     

 

Далее приводится характеристика преимуществ проектируемого варианта перед базовым, перечисляются источники экономии затрат изготовителя и пользователя, дополнительные экономические, социальные и другие материальные выгоды, определяется объем внедрения. При этом нужно учесть, что достоверность расчетов экономической оценки проектируемой техники в значительной мере зависит от правильности выбора потенциально возможных вариантов решения поставленной задачи. Если в качестве сравниваемых вариантов приняты устаревшие модели оборудования, приборов и устройств, это может привести к тому, что будет признана высоко эффективной новая техника низкого технического уровня и качества.

Выбор вариантов для сравнения производится на основании патентного поиска и обзора литературы. В качестве вариантов для сравнения принимаются наиболее совершенное оборудование, приборы и устройства или проектные решения, технико-экономические показатели которых соответствуют лучшим мировым или отечественным достижениям, имеющие одинаковые с проектируемой техникой назначение и область применения. Сравниваемые варианты могут иметь в основе различные принципы действия, схемные решения, различную элементную базу, использовать разные материалы, различаться конструкторской компоновкой. Если проектируемая техника заменяет по своему функциональному назначению несколько существующих приборов и устройств, то в качестве варианта для сравнения принимается их совокупность. В случае, если проектируемая техника создается для решения задач, до настоящего момента не решаемых с помощью аналогичной аппаратуры, то в качестве базового варианта для сравнения выбирается заменяемый технологический процесс.

Сопоставимость сравниваемых вариантов является важнейшим условием при их экономической оценке.

Сопоставимость вариантов должна обеспечиваться:

– по сферам и условиям эксплуатации;

– по качественным параметрам;

– по нормативной базе, используемой для расчета затрат и полученных результатов;

– по единообразию методов подсчета элементов затрат;

– по конечному результату, в том числе социальному, экономическому, экологическому и т. д.

Соблюдение условий сопоставимости сводит все различия между вариантами к одному – различию затрат, обусловленных производством продукции, и позволяет правильно определить оценку экономических показателей дипломного проекта.

Сопоставимость по сферам и условиям эксплуатации обеспечивается за счет выбора в качестве вариантов для сравнения самых прогрессивных вариантов техники, имеющих то же назначение и ту же область применения, что и разрабатываемый (проектируемый) объект.

Использование в дипломном проекте при расчете затрат по сравниваемым вариантам одних и тех же нормативов, рыночных цен, методик обеспечивает их сопоставимость по третьему фактору.

Различие экономического результата у сравниваемых вариантов техники обусловлено чаще всего различием технико-эксплутацион-ных параметров: производительности, мощности, комплекса выполняемых работ и т. д. Приведение к сопоставимому виду означает в этом случае приведение их к таким условиям, при которых они обеспечивают тождество полученного результата.

Приведение сравниваемых вариантов к одинаковому полезному (экономическому) результату рекомендуется осуществлять следующими методами:

1) методом изменения состава потенциально возможных вариантов. Этот метод предполагает включение в вариант дополнительных мероприятий, обеспечивающих достижение тождественного новым вариантам результата. При этом затраты на дополнительные мероприятия включаются в объем затрат соответствующего варианта.

Примерами дополнительных мероприятий могут быть:

– изменение схемных и конструктивных решений;

– включение дополнительных блоков, узлов, устройств в существующую конструкцию;

2) методом прямого счета. В этом случае различие технико-экономических параметров учитывается при расчете величин текущих и капитальных затрат по сравниваемым вариантам: например, различие потребляемой мощности в сравниваемых вариантах может быть учтено при расчете эксплутационных затрат на потребляемую электроэнергию и т. д.;

3) методом коэффициентов. Приведение сравниваемых вариантов по объему выполняемой работы производится с помощью коэффициентов сопоставимости ai, которые характеризуют количество экземпляров сравниваемой техники, заменяющих по объему работ один экземпляр новой техники.

Понятие «объем работ» может иметь специфический характер и определяется назначением разрабатываемой техники. Для некоторых параметров приведем расчетные формулы.

1. Производительность

a1 = ,

где В1 и В2 – годовой объем работ (продукции), выполняемых базовым и новым объектами проектирования.

 

2. Надежность, связанная с необходимостью резервирования,

a2 = ,

где Р1 и Р2 – показатели вероятности безотказной работы базового и нового вариантов.

Показатель вероятности безотказной работы

Р = , l = ,

где t = 720 ч (1 месяц); Т – наработка на отказ.

3. Долговечность с учетом морального износа

a3 = ,

где К1 и К2 – коэффициенты реновации (нормы амортизации), устанавливаются дипломником на основании анализа реального срока использования базового и проектируемого вариантов; Ен – норма дисконта, которая является приемлемой для инвестора, устанавливается дипломником в момент написания дипломной работы, исходя из величины учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В зависимости от темы дипломного проекта дипломник в соответствии с рекомендациями руководителя дипломного проекта может использовать и другие параметры (например, коэффициенты универсальности, точности измерения, чувствительности и др. )

Так как не все качественные параметры равнозначно влияют на полезность вариантов в сфере использования, комплексная оценка технико-эксплутационных параметров должна производиться с учетом их значимости

aэкв = ,

где ai – коэффициенты сопоставимости; bi – нормированные коэффициенты значимости, Sbi = 1.

Численное значение нормированных коэффициентов значимости дипломник определяет самостоятельно, исходя из темы работы (проекта) и научно-технического значения параметра.

Вариант II. Проект новых производственных объектов, расширение и реконструкция действующих производств.

Содержание плана технико-экономического обоснования проектирования новых производственных объектов, расширения и реконструкции действующих производств может быть следующим:

– технико-экономическое обоснование необходимости и выбор наиболее эффективного варианта строительства нового объекта, расширения и реконструкции действующих производств;

– экономическое обоснование района строительства;

– выбор технологического процесса;

– обоснование производственной мощности и определение номенклатуры продукции;

– обоснование выбора оборудования;

– выбор объекта сравнения и установление сравнительных технико-экономических показателей;

– разработка вариантов организации производства для проектируемого варианта.

При определении технико-экономических показателей варианта инвестиционных затрат необходимо:

– рассчитать инвестиции по годам строительства, срок строительства и распределение инвестиций;

– выбрать систему обслуживания и определить потребность в обслуживающем персонале;

– рассчитать эксплутационные затраты;

– рассчитать результативные показатели;

– определить технико-экономические показатели и составить таблицу технико-экономических показателей.

В технико-экономическом обосновании проектов по этой тематике прежде всего рассматривается необходимость строительства новой станции, расширения и реконструкции существующего объекта, дается обоснование его производственной мощности.

Необходимо максимально использовать данные, собранные в период преддипломной практики, охарактеризовать перспективы развития производства, на котором используется криогенная техника, привести его технико-экономическую характеристику: применяемая техника, ее расположение, организационная структура станции и участков, производительность труда, нормы расхода материалов и энергии, трудоемкость и себестоимость продукции, фондоотдача и другие показатели.

Особое внимание должно быть уделено выбору базового варианта. Проект нового цеха, станции, участка необходимо сравнить с показателями лучшего действующего или ранее спроектированного объекта. При отсутствии необходимых данных за базу для сравнения принимают существующий цех, станцию, где дипломник проходил преддипломную практику.

При экономической оценке дипломного проекта также необходимо соблюдать условия вариантного сопоставления.

В этом же разделе пояснительной записки обосновывается актуальность выбора одного из вопросов организации производства на спроектированной станции или в цехе. При этом дипломник может выбрать любую из следующих тем:

– организация эксплуатации рабочих машин (аппаратов);

– организация вспомогательных хозяйств (служб);

– организация контроля качества продукции;

– организация планово-предупредительного ремонта в цехе;

– организация управления производственным объектом.

Дипломник по согласованию с консультантом-экономистом может разрабатывать и другие вопросы организации производства. Для их освещения он обязан использовать конкретный материал, собранный им в период преддипломной практики.

В конце данного раздела пояснительной записки указываются технико-экономические преимущества и недостатки рассматриваемых решений, дается объяснение достоинств технических и организационных решений, принятых для проектирования нового или реконструкции и расширения действующего производственного объекта.

Вариант III. Работа научно-исследовательского характера. К дипломным работам научно-исследовательского характера относятся:

– работы, составляющие часть фундаментальных исследований, которые выполняются в целях расширения научных знаний безотносительно к их конкретному применению;

– поисковые работы, направленные на анализ результатов фундаментальных научных исследований для установления целесообразности и возможности использования научных знаний в конкретной области науки и техники;

– прикладные научно-исследовательские и опытно-конструктор-ские работы (НИОКР), направленные на решение научных проблем для получения конкретных результатов и их использования в практической деятельности.

Методика проведения технико-экономического обоснования зависит от вида проводимого научного исследования.

В дипломных работах научно-исследовательского характера рекомендуется изложить:

– характеристику цели проведения исследования (во введении и технико-экономическом обосновании);

– определение трудоемкости и длительности проведения НИР;

– определение текущих затрат на проведение НИР;

– определение договорной цены (цены продаж) при реализации НИР;

– оценку научного и научно-технического уровня НИР;

– таблицу технико-экономических показателей;

– выводы и рекомендации.

Если прикладные НИР непосредственно предшествуют проведению ОКР и их результаты планируется внедрить на производстве (НИОКР), то при выполнении технико-экономических расчетов следует определить себестоимость изготовления и цену продажи исследования, инвестиционные и эксплуатационные расходы в сфере использования и установить экономическую оценку НИР.

В технико-экономическом обосновании (ТЭО) дипломной работы следует доказать ее необходимость и актуальность.

Примерный план написания ТЭО:

– анализ современного состояния вопросов;

– предложения по решению проблемы;

– сущность и содержание исследования;

– возможность использования результатов работы (экономическая выгода (доход), которая может быть достигнута при использовании результатов выполняемой работы).

В технико-экономическом обосновании дипломных работ следует произвести качественный анализ нескольких вариантов экспериментальных установок, прибора или аппарата, режима испытаний, методов анализа и т. п. При этом следует показать способ обработки полученных экспериментальных данных и доказать оптимальность выбранной методики.

При экономическом обосновании выбора наилучшего варианта работы следует учитывать принципы и условия выбора для сравнения и их сопоставимости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...