Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Управление риском дипломного проекта (работы)




5. Управление риском дипломного проекта (работы)

Все участники проекта (НИР) заинтересованы в том, чтобы исключить возможность провала проекта (НИР) или хотя бы убытка для себя. Вместе с тем ни у кого из них нет и не может быть уверенности в благополучном исходе проекта (НИР), потому что риск в рыночной экономике, как в любом реальном деле, общепризнан.

Для того чтобы снизить потери от возможных просчетов и избежать провала проекта (НИР) в целом, методологией управления проектами (НИР) предусматриваются специальные процедуры, помогающие учесть факторы неопределенности и риска на всех фазах и этапах проекта. Зная виды и значимость (опасность) рисков, можно на них воздействовать, снижая их отрицательное влияние на эффективность проекта (НИР).

Под неопределенностью понимается неполнота или неопределенность информации об условиях реализации проекта, в том числе о связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта (НИР) неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием «риск».

Факторы риска и неопределенности подлежат учету в расчетах эффективности, если при разных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту (НИР) различны.

При оценке проектов (НИР) наиболее существенными являются следующие виды инновационных и инвестиционных рисков:

– риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;

– внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т. п. );

– неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-экономических изменений в стране или регионе;

– неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметров новой техники и технологии;

– колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т. п., неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;

– производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и т. п. );

– неопределенность целей, интересов и поведения участников, неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

Применительно к дипломным проектам указанные факторы можно уточнить следующим образом:

– ошибки в проектно-сметной документации;

– квалификация специалистов;

– форс-мажорные обстоятельства (природные, политические, ценовые);

– задержки поставок;

– низкое качество исходных материалов и комплектующих изделий, технологических процессов или продукции;

– разрыв контракта

и т. д.

Подробнее с классификацией рисков дипломник может ознакомиться в источнике [5] и использовать эту информацию в пояснительной записке.

На этапе идентификации риска необходимо не только определить, какие зоны риска существуют для данного проекта (НИР), но и хотя бы на качественном уровне оценить важность этих рисков. Большая важность риска означает большую вероятность его наступления, а следовательно, более серьезные последствия для успеха всего проекта. Методы оценки риска дипломник выбирает самостоятельно с учетом рекомендаций руководителя дипломного проекта (работы) [5–8].

Можно использовать следующий алгоритм метода экспертной оценки рисков дипломного проекта (работы):

1. Разработка полного перечня возможных рисков по фазам жизненного цикла дипломного проекта (работы).

2. Ранжирование этих рисков по степени важности. С этой целью необходимо определить (экспертным путем):

– вероятность данного риска (в долях единицы);

– опасность данного риска, т. е. насколько существенным окажутся последствия наступления неблагоприятного события (измеряется в баллах);

– важность риска как произведение вероятности на опасность его наступления.

3. Ранжирование рисков по степени важности для дипломного проекта (работы).

В табл. 11 в качестве примера приводится на основе только некоторых из возможных рисков оценка опасности, вероятности и важности возможности рисков исполнителя дипломного проекта (работы).

Таблица 11

 

Расчет экспертной оценки опасности, вероятности и важности рисков при создании и использовании результатов дипломного проекта (работы)

 

Наименование риска Опас-ность* Вероятность Важность
4 = 2 × 3
1. Содержание контракта 0, 3 9
2. Технологические решения 0, 5
3. Влияние государственных органов 0, 5
4. Влияние налоговых органов 0, 7
5. Координация и согласованность разработки проекта 0, 5
6. Соответствие проектным стандартам 0, 4 8

Окончание табл. 11

 

Наименование риска Опас-ность* Вероятность Важность
4 = 2 × 3
7. Технические ошибки проекта 0, 4
8. Утверждение результатов проектиро- вания 0, 2 6
9. Квалификация и ресурсы проектиров- щиков 0, 2

_______________

*В настоящем примере определена по 100-балльной шкале.

 

Для того чтобы предложить методы снижения риска или уменьшить связанные с ним неблагоприятные последствия, необходимо выявить соответствующие факторы и оценить их значимость, т. е. осуществить анализ риска.

Система управления рисками дипломных проектов (работ) должна предусматривать сбор и обработку информации о меняющихся условиях их реализации и соответствующую корректировку проекта (работы), графиков совместных действий участников, условий договоров между ними.

К методам анализа риска и неопределенности относятся:

– анализ чувствительности;

– проверка устойчивости;

– определение точки безубыточности;

– корректировка параметров проекта;

– формализованное описание неопределенности;

– анализ сценариев;

– метод Монте-Карло;

– построение дерева решений.

Дипломник может выбрать любой метод анализа по согласованию с руководителем дипломного проекта (работы), используя источники [5–7, 9].

В качестве примера рассмотрим анализ чувствительности проекта и определение точки безубыточности.

Анализ чувствительности призван дать точную оценку того, насколько сильно изменится эффективность проекта при определенном изменении одного из исходных параметров проекта (работы). Чем сильнее эта зависимость, тем выше риск реализации проекта. Иначе говоря, незначительное отклонение от первоначального замысла окажет серьезное влияние на успех всего дипломного проекта (работы).

Анализ чувствительности дипломного проекта (работы) может применяться в двух случаях:

1. Для определения факторов, в наибольшей степени влияющих на результаты дипломного проекта (работы). Подобная задача решается в такой последовательности:

– определяются наиболее значимые факторы;

– определяются их наиболее вероятные (базовые) значения;

– рассчитывается показатель ЧДД при базовых значениях;

– один из факторов изменяется в определенных пределах, и рассчитывается ЧДД при каждом новом значении этого фактора;

– предыдущий шаг повторяется для каждого фактора;

– сравнивается чувствительность проекта по каждому фактору, определяются важнейшие из них.

Среди факторов, подлежащих рассмотрению, могут быть: продолжительность инвестиционной фазы, цена единицы продукции, объем продаж, плата за заемные средства, стоимость сырья, налоги и др.

В результате проведения расчетов определяются факторы, имеющие наибольшее влияние на ЧДД проекта (работы). Знание таких факторов позволит вовремя принять дополнительные меры, уменьшающие вероятность наступления нежелательных событий.

Например, в ходе расчета по анализу чувствительности дип-ломного проекта (работы) получены следующие результаты (табл. 12).

Таблица 12

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...