Структура российского законодательства об административной ответственности, его основные задачи и общая характеристика
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Конспект лекций по курсу административная ответственность Лекция 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности и элемент административного принуждения
Вопросы: 1. Понятие, признаки и основания административной ответственности 2. Место административной ответственности в системе мер административного принуждения 3. Структура российского законодательства об административной ответственности, его основные задачи и общая характеристика 4. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области административной ответственности
Понятие, признаки и основания административной ответственности
Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Основные признаками (характерные черты) административной ответственности можно свести к следующему: во-первых, она является составной частью административного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами; во-вторых, основанием административной ответственности является административное правонарушение, тогда как уголовной – преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, материальной – причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт; в-третьих, в отличие от других видов юридической ответственности, из которых не все имеют свою собственную отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном объеме, административная ответственность урегулирована нормами именно административного права, которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности;
в-четвертых, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, тогда как уголовной и дисциплинарной – только физические лица; в-пятых, процедура привлечения к административной ответственности более проста, оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юридической ответственности, хотя и содержит при этом все необходимые гарантии законности его проведения и осуществления права на защиту; в-шестых, административное наказание как мера административной ответственности, всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что существенно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответственности, которая в большинстве своем нормами административного права; в-седьмых, административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов, тогда как дисциплинарные взыскания могут назначаться только органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью, уголовные наказания – только судом, меры гражданско-правовой и материальной ответственности – в большинстве своем также только в судебном порядке; в-восьмых, практическая реализация административной ответственности не влечет за собой судимости, что существенно отличает ее в этом плане от ответственности уголовной и сближает с ответственностью дисциплинарной. Основаниями же административной ответственности следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь за собой данный вид юридической ответственности. Среди таковых принято выделять следующие:
1) нормативное основание; 2) фактическое основание (т. е. наличие административного правонарушения); 3) процессуальное основание (правоприменительный акт о назначении административного наказания).
Место административной ответственности в системе административного принуждения
Непосредственное применение уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих установленных нормами административного права принудительных мер без обращения в суд называется административным принуждением. На сегодняшний день среди ученых-административистов нет единого мнения относительно классификации мер административного принуждения. Анализируя различные точки зрения ученых-административистов по данному вопросу, представляется все же, что меры административного принуждения, применяемые органами исполнительной власти по их функциональному (целевому) назначению (и это отражено в приведенном выше понятии административного принуждения), следует подразделять на: 1) меры административного предупреждения правонарушений; 2) меры административного пресечения правонарушений (в том числе – и меры обеспечения производства по делу); 3) меры административного наказания (административной ответственности).
Структура российского законодательства об административной ответственности, его основные задачи и общая характеристика
В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Что касается Кодекса РФ об административных правонарушениях как единственного на сегодняшний день федерального законодательного акта, аккумулирующего в себе все основополагающие правовые нормы, составляющие в совокупности институт административной ответственности, то структурно он состоит из пяти разделов: «Общие положения», «Особенная часть», «Суды, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях», «Производство об административных правонарушениях» и «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях», аккумулируя в себе как материальные нормы, так и нормы процессуального права. Причем содержащиеся в КоАП РФ материально-правовые нормы выходят далеко за границы охраны чисто управленческих отношений, о чем явно свидетельствуют положения Особенной части КоАП РФ, предусматривающей составы административных правонарушений, посягающих на права граждан, на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, на собственность, на институты государственной власти и пр. РФHA llllkk
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|