Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и общая характеристика стадии рассмотрения дела об административном правонарушении




 

Рассмотрение дела об административном правонарушении – это центральная стадия административно-юрисдикционного производства, которая представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку всех фактических обстоятельств дела об административных правонарушениях и принятие решения по делу.

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении в зависимости от характера процедурно-процессуальных действий участников административно-юрисдикционного процесса осуществляется в три этапа:

1) подготовительный этап (этап подготовки дела к рассмотрению);

2) непосредственное рассмотрение дела по существу;

3) вынесение постановления (определения) по делу и его оглашение.

На первом этапе – этапе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, судья, орган, должностное лицо, к которым поступило на рассмотрение данное дело, должны в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ выяснить следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом (перечень таких обстоятельств содержится в ст. 29.2 КоАП РФ);

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении, другие протоколы и иные материалы дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы, наличие которых является своего рода гарантией всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

После выяснения всех этих обстоятельств судья или компетентное должностное лицо выносит:

а) либо одно из следующих определений:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в ст.ст. 25.1-25.10 КоАП РФ, а также об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу либо о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол (в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела);

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица;

б) либо постановление о прекращении производства по делу, если имеются исключающие производство по делу об административном правонарушении обстоятельства (их перечень содержится в ст. 24.5 КоАП РФ).

Статьи 29.5 и 29.6 КоАП РФ регламентируют место и сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. В то же время по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено и по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

По общему правилу дела об административных правонарушениях рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В то же время в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока выносится мотивированное определение.

Дела об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан (а это ст.ст. 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.45, 5.56 КоАП РФ), должны рассматриваться в пятидневный срок со дня получения судьей протоколов об административном правонарушении и других материалов таких дел. Причем продление указанного срока законом не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого в качестве санкции влечет административный арест либо административное выдворение, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. при этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Вторым этапом стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях является непосредственное его рассмотрение, порядок которого регламентирован нормами ст. 29.7 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины в случае их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в одном из следующих случаев:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ.

Если рассмотрение дела не прерывается по одному из перечисленных выше обстоятельств, то далее оглашаются протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется административно-юрисдикционного производство, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела – заслушивается и его заключение.

В случае рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальным органом, закон (ст. 29.8 КоАП РФ) предусматривает ведение соответствующего протокола.

Кульминационным моментом стадии рассмотрения дела об административном правонарушении является этап вынесения соответствующего постановления (о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу) и его оглашение (а также вручение под расписку или высылка по почте привлекавшемуся к ответственности лицу и потерпевшему) либо одного из следующих определений:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...