Семинарское занятие проводится в форме дискуссии
Первый вопрос предполагает постановку и освещение основных проблем: социальные, политические и духовные предпосылки возникновения философии экзистенциализма; определение сущности «экзистенциализма». Студентам следует назвать основоположников этого течения на Западе: немецких философов Карла Ясперса и Мартина Хайдеггера, французских философов Жан Поля Сартра, Габриеля Марселя, а также Мориса Мерло-Понти и Альбера Камю. В процессе дискуссии проанализировать основные категории экзистенциальной философии, а также выделить два течения экзистенциализма: светский и религиозный, описать их особенности. Далее раскрыть специфические черты философии экзистенциализма: проблема подлинного и неподлинного в человеческом существовании, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, обращение к языку искусства, свобода и экзистенция (существования), внутреннего мира человека, его отчуждения, страха, отчаяния, одиночества, пограничной ситуации, свободы и творчества. Далее дать оценку экзистенциализма как умонастроения человека XX века, утратившего веру в разум как исторический так и научный, предлагающего обретение смысла жизни перед лицом смерти (феноменологическая редукция человека). Обсуждение второго вопроса связано с понятием «психоанализа», возникшего во врачебной деятельности. Определить его расширительное философское содержание как наиболее известного направления в европейской философии XX века. Следует назвать представителей психоанализа: Зигмунд Фрейд (основатель), Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм. Далее необходимо определить общие идеи психоанализа такие как ориентация на постижение психики через совокупность понятий либидо («оно» разновидность бессознательного, сексуальные импульсы или половой инстинкт), сознание («Я»), сверх-сознание («сверх-Я»); соотношение Эроса и Танатоса (жизни и смерти); агрессия; суть европейской культуры как сублимации невротической деятельности.
В учении швейцарского врача, психолога и философа К.Г. Юнга, развившего учение З.Фрейда, важно описать его центральную идею аналитической психологии «коллективное бессознательное» как архетип культуры – создание нового типа рациональности, противостоящего традиционному европейскому логицизму. Завершить данный вопрос учением Эриха Фромма. Описать основные идеи немецко-американского философа, социолога и психолога, ведущего представителя неофрейдизма. В его теории гуманистического психоанализа обратить внимание прежде всего на проблему форм отчуждения человека и определения путей оздоровления западного общества, показать перспективы свободного и творческого развития личности; обретения «самости» вместо «мнимого Я»; любовь как подлинная ценность, как критерий подлинного бытия. В третий вопросе дискуссии определить понятие неотомизм как наиболее авторитетного течения католической церкви, базирующегося на учении Фомы Аквинского и сохранившего свои позиции и в настоящее время. Прежде всего, следует перечислить наиболее значительных представителей неотомизма: Жильсон, Маритен (Франция), Корет (Австрия), Мюллер, Ранер (Германия), Мерсье (Бельгия), Войтыла (Польша), Фабро (Италия) и др. А затем охарактеризовать две тенденции в развитии неотомизма: первая: сохранение в неприкосновенности основоположений философии Аквината, вторая: попытки модернизации путем обращения к наследию И.Канта, новейших школ западной мысли (католическое обновление – «аджорнаменто» - антропоцентрическая переориентация неотомизма).
Далее изложить основные идеи неотомизма: соотношение веры и разума, бог как творец мира, человек как творец культуры, взаимосвязь «двух градов» - «града земного» и «града небесного». Постмодернистскую философию подготовить по учебнику «Введение в философию». -: М., 2007. гл.7, с.315. Охарактеризовать возникновение и становление постмодернизма, его основные идеи: деконструкция (Ж.Деррида), критика классической философии, ее ценности и прогрессы, освобождения и гуманизма (Ж.Ф. Лиотар), панкреатизм – всевластие (М. Фуко). Темы рефератов 1. Специфика современной западной философии. 2. Особенности философии прагматизма. 3. Психоанализ З. Фрейда. 4. Сущность экзистенциализма. 5. Философия неопозитивизма и постпозитивизма. 6. Философия неотомизма. 7. Постмодернизм как философское течение. Вопросы для самоконтроля 1. Какие этапы эволюции прошел позитивизм? 2. Что такое принцип верификации и какую роль отводили ему нео-позитивисты? 3. Почему принцип верификации не оправдал надежды неопозитивистов? 4. Что понимает под принципом фальсификации К. Поппер? 5. Как соотносятся фальсифицируемость и осмысленность выражения языка? 6. Как представлял себе логику развития науки Поппер? 7. Как развивается наука с точки зрения Т. Куна и какую роль в этом играют ненаучные формы человеческого духа? 8. Почему потерпела крах попытка неопозитивистов очистить науку от всего ненаучного и объявить науку философией самой по себе! 9. Что такое сциентизм и антисциентизм? 10. Каковы философские предпосылки возникновения экзистенциализма? 11. Каковы социальные предпосылки формирования экзистенциализма? 12. Чем различаются светский (атеистический) и религиозный экзистенциализм? 13. Назовите крупнейших представителей этих направлений. 14. Охарактеризуйте основные понятия философии существования. 15. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-П. Сартра, что экзистенцилизм - это гуманизм? Тема 9. Бытие 1. Понятие бытия. Изменение представлений о бытии в истории философии. 2. Философская категория материи. 3. Движение как атрибут материи. 4. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Литература: О-1-5; Д-1-3, 6-9, 11. Методические рекомендации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|