Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На семинарском занятии обсуждаются эссе




  В первом вопросе дать определение культуры. В многообразии этих дефиниций выделить два подхода: техноло­гическийи аксиологический. Представители первого к культуре относят все на чем лежит печать человеческой деятельности. Представители второго считают, что культура вбирает в себя те результаты человеческой деятель­ности, которые способствуют реализации человеком своей родовой сущно­сти. Студент должен оценить достоинства или недостатки каждого из этих подходов и определиться в выборе наиболее приемлемого варианта.

Проблема преемственности культуры уже затрагивалась в теме «Об­щество», поэтому студенту следует привлечь тот материал и рассмотреть его под углом зрения культуры. Соотнести понятия общечеловеческое и национальное в культуре как диалектику общего и особенного. Актуальность этой проблемы во многом определяется сегодняшним выбором стратегии развития нашей страны.

Анализ третьего вопроса начать с определения весьма близких по смыслу понятий культура и цивилизация. Выделить три подхода: 1)отождествление культуры и цивилизации; 2) цивилизация как высшая ступень развития культуры; 3) цивилизация – заключительный этап упадка культуры. По третьему подходу целесообразно сделать сообщение по работе О. Шпенглера «Закат Европы». В силу дискуссионности этой проблемы студент дол­жен знать аргументы каждой стороны и самостоятельно судить об их убеди­тельности.

Четвертый вопрос раскрывает самосознание нашего народачерез понятие русская идея. Поиск ее всегда был характерен для русской интеллигенции, начиная с ис­токов ее существования (В. С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.) и кончая сегодняшним днем. Дать определение соборности как существенной черты русского менталитета. Каждый студент дол­жен в связи с этим решить для себя два вопроса: а) нужна ли для нашей страны русская идея; б) какой смысл она должна нести? Вывод сделать на основе сопоставления учений западничества и славянофильства. Особый акцент сделать на идее евразийства Н.Гумилева. Раскрыть понятие пассионарность.

Темы эссе

1. Философское понимание культуры.

2. Аксиологическое и технологическое истолкование культуры.

3. Преемственность и взаимовлияние культур в историческом процессе.

4. Мой вариант русской идеи. (Восток – Россия – Запад).

5. Предназначение России.

Это задание требует глубокой домашней проработки первоисточников студентами и осмысления ими современной социальной действительности.

Темы рефератов

1. Понятие культуры.

2. Технологический и аксиологический подходы к культуре.

3. Общечеловеческое и национальное в культуре.

4. Культура и цивилизация.

5. Идеи О. Шпенглера о культуре в «Закате Европы».

6. Сущность «русской идей».

7. Евразийство Н. Гумилева.

Вопросы для самоконтроля

1. Вчем специфика философского анализа культуры?

2. Назовите формы существования культуры.

3. В чем различие технологической и аксиологической концепций культуры?

4. Какие существуют подходы к пониманию цивилизации?

5. В чем отличие цивилизаций Запада и Востока?

6. Какова специфика Российской цивилизации?

7. Что Вы понимаете под русской идеей?

Тема 16. Человек в информационно-технотронном мире

1. «Информационное общество» как результат развития постиндустриального общества.

2. Революционизирующее воздействие информационной технологии на все сферы жизни современного общества.

3. Социально-философские оценки последствий возникновения «глобальной электронной цивилизации».

Литература: О- 1-5; Д-1-3, 6-10

Методические рекомендации

 Семинарское занятие проводится в форме обсуждения рефератов

В первом вопросе дать определение «информационного общества» как результата развития постиндустриального общества. В связи с этим вспомните теории индустриального и постиндустриального общества, классифицировать их этапы и описать их особенности. Ввести понятие научно-техническая революция. Охарактеризовать этап превращения науки в непосредственную производительную силу. Рассмотреть теорию «третьей волны» Тоффлера. Всесторонне проанализировать понятие виртуальная реальность как существенная черта информационного общества.

Опорным понятием при рассмотрении второго вопроса является структура общества и ее сферы (повторение материала по теме общество). Соответственно выделить черты информационного общества в экономической, социальной, политической и духовной сфере.

В третьем вопросе раскрыть социальные последствия информационной революции в области экономических социальных, политических и духовных отношений, выделить две тенденции в развитии общества в связи с компьютерной революцией положительную и отрицательную.

Темы рефератов

1. Сущность информационного общества.

2. Черты научно-технической революции.

3. Наука как непосредственная производительная сила.

4. Теория «третьей волны» Тоффлера.

5. Основные черты информационного общества.

6. Понятие виртуальная реальность как существенная черта информационного общества.

7. Социальные последствия информационной революции.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные черты информационного общества?

2. С какими процессами связано становление информационного общества?

3.Каково воздействие информационных технологий на социальную структуру общества?

4.Каково влияние распространения возможностей Интернета (на изменение условий труда и быта)?

5.Виртуальная реальность:плюсы и минусы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...