Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 17. Проблемы и перспективы современной цивилизации




1. Развитие представлений об общественном прогрессе и его критериях.

2. Становление информационного общества и его отличительные черты.

3. Глобальные проблемы современности - угроза существованию цивилизации.

Литература: О- 1-5; Д-1-3, 6-10

Методические рекомендации

На семинарском занятии проводится тестирование

Первый вопрос необходимо начать с описания возникновения теории общественного прогресса (в 18 веке Тюрго и Кондорсе во Франции, Пристли и Гиббон в Англии, Гердер в Германии), затем перейти к описанию теории общественно – экономических формаций - Карла Маркса и Фридриха Энгельса, теории индустриального общества Арона и теории постиндустриального общества Д. Белла и др. Определить критерии общественного прогресса в каждой вышеназванной теории.

Во втором вопросе следует охарактеризовать современную технологическую эпоху – информационное общество (70-80-е гг. 20 вв.) Указать его отличительные черты в экономической, социальной и духовной сферах общества.

В заключительной вопросе раскрыть понятие глобальные проблемы современности. Описать происхождение глобальных проблем, их теоретическое описание Римским клубом в концепции «пределов роста». Проанализировать взаимосвязь и иерархию глобальных проблем. Выделить антропосоциальные глобальные проблемы: преодоление демографического взрыва в слаборазвитых странах, предотвращение негативных последствий научно-технического прогресса; проблема образования, воспитания, культуры; выработка ценности устойчивого и безопасного развития. Охарактеризовать учение о ноосфере как пути перехода к новой цивилизации.

Темы рефератов

1. Теории общественного прогресса.

2. Критерии общественного прогресса.

3. Основные черты современного информационного общества.

4. Глобальные проблемы современности.

5. Римский клуб и его концепция «пределов роста».

6. Антропосоциальные глобальные проблемы.

7. Пути преодоления отрицательных последствий глобальных проблем.

8. Учение о ноосфере как пути перехода к новой цивилизации.

Вопросы для самоконтроля

1.Как понимался общественный прогрессв истории философии?

2.Общественный прогресс это реальность или иллюзия?

3.Какие можно выделить критерииобщественного прогресса?

4.Что угрожает современному человечеству?

5. Какое будущее ждет человечество?

Тестовые задания для подготовки к практическим занятиям

Тема 1. Философия, ее роль в жизни общества и человека

1. Термин философия означает:

а) рассуждение

б) доказательство

в) аргументация

г) любовь к мудрости

д) компетентное мнение

2.  Какое место занимает философия в культуре с точки зрения немецкого философа Г.Гегеля?

а) философия – это квинтэссенция современной эпохи, схваченная в мыслях

б) философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления

в) нет философии без политики и политических выводов

г) философия имеет характер конвенции или соглашения

д) философия занимает промежуточное место между теологией и наукой

3. Кто из ниже перечисленных философов является основателем «линии идеализма» в западно-европейской философии?

а) Гегель

б) Платон

в) Маркс

г) Демокрит

д) Декарт

4. Когда и где возникла философия как форма общественного сознания в Древней Греции?

а) У в. до н. э. в г. Афины

б) У1 в.в. до н.э. в г. Элее

в) У1 в.в. до н.э. в г. Абдеры

г) У1 в.в. до н.э. на острове Сомос

д) УП-У1 в.в. до н.э. в г. Милеты

5. В каком разделе философского знания изучается вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному?

а) онтология

б) эпистемология

в) аксиология

г) методология

д) гносеология

6. В чем отличие философской картины мира от научной и религиозной?

а) дает эмпирическое описание мира

б) отражает мир на уровне частных законов

в) описывает картину мира с помощью веры в различные формы сверхъестественного

г) отражает мир на уровне всеобщих связей, целостно, с помощью рационального обоснования

д) описывает картину мира с помощью фантазирующего сознания путем удвоения мира

7. Как определяет предмет философии Аристотель?

а) стоит ли человеку жить?

б) учение о человеке (философская антропология)

в) всеобщее в системе «мир – человек»

г) учение о бессознательном

д) учение о бытии (сущем)

Ответы: 1 - г, 2 - a, 3 - б, 4 - д, 5 - a, 6 - г, 7 - в

Тема 2. Исторические типы философии и философствования. Античная философия

1. Как переводится с латинского языка термин «античность»?

а) современный

б) средневековый

в) древний

г) греческий

д) римский

2. Где возникла философия как особая форма общественного сознания?

а) Др. Индия, Вавилон, Мессопотамия

б) Др. Китай, Вавилон, Мессопотамия

в) Др. Египет, Вавилон, Др. Греция

г) Др. Египет, Вавилон, Мессопотамия

д) Др. Индия, Др. Китай, Др. Греция

3. Когда возникла философия в Др. Греции?

а) VII-VI вв. до н. э.

б) V-XV вв.

в) XIV-XV вв.

г) XVII-XVIII вв.

д) V-IV вв. до н. э.

4. Как переводится с древнегреческого языка слово «философия»?

а) любовь к чтению

б) любовь к знанию

в) любовь к упражнениям

г) любовь к мудрости

д) любовь к истине

5. Что изучает философия?

 а) природу

б) мир в целом

в) общество

г) мышление

д) человека

6. Назовите основную черту античной философии.

а) антропоцентризм

   б) наукоцентризм

в) космоцентризм

г) плюрализм

д) теоцентризм

7. Кому принадлежит это высказывание: «Платон мне друг, но истина дороже»?

а) Сократ

б) Ксенофонт

в) Демокрит

г) Пифагор

д) Аристотель

Ответы: 1-в, 2-д, 3- a, 4-г, 5-б, 6-в, 7-д

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...