Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар проводится в форме коллоквиума




  Характеристика первого вопроса связана с описанием изменения представлений об обществе в историко-философском аспекте от античности до современного этапа. Следует раскрыть содержание античных мыслителей об обществе, отождествляющих государство и общество; соотнести «град небесный» и «град земной» в средневековой философии, ввести принцип провиденциализма (предопределенности) конца земной истории в учении Августина Блаженного; для социальной философии Нового времени выделить тенденцию от естественного состояния общества – война всех против всех – к договорной концепции государства Т. Гоббса, общество как проявление «общего духа народов» в учении Монтескье, гегелевское понимание общественного развития, органицистский подход Г.Спенсера и марксистскую концепцию материалистического понимания истории. В заключении описать современные философские концепции об обществе: концепции цикличности исторического процесса О.Шпенглера и А.Тойнби, «осевое развитие культуры К.Ясперса, «столкновение цивилизаций» по А. Хантингтону, «конец истории» Ф.Фукуяма, теории индустриального и постиндустриального общества.

Во втором вопросе необходимо соотнести формационный и цивилизационный подходы, выделить специфические черты каждого подхода. Подчеркнуть суть проблемы периодизации истории с позиций противоположных концепций: для формационного подхода историческое развитие как закономерность, для цивилизационного – случайный процесс. Охарактеризовать марксистскую концепцию общественного прогресса как последовательную смену формаций (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, коммунистическая). Дать суть материалистического понимания истории с помощью категорий общественно-экономическая формация, производственные силы и производственные отношения, базис и надстройка.

Далее перейти к рассмотрению теорий локальных цивилизаций (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Дж. Тойнби). Указать культурно-исторические типы человечества, описанные в книге Н.Я.Данилевского «Россия и Европа» (египетский, китайский, ассиро-вавилонский, халдейский, индийский, иракский, еврейский, греческий, римский, новосемитский, или аравийский, романо-германский, или европейский), в книге О.Шпенглера «Закат Европы», А.Дж.Тойнби «Исследование истории». Подчеркнуть их общую позицию в понимании исторического процесса – выделение многообразия в истории человечества, а также определяющую роль духовных традиций в формировании общества в отличие от формационного подхода, делающего акцент на естественноисторическом характере общественного развития, независимого от сознания и намерений людей, определяющегося уровнем развития способа производства.

Проблему субъекта и объекта исторического процесса следует начать с описания категории субъект исторического процесса, обозначающий становление человека в истории как общественного существа в философии марксизма. Проанализировать роль пролетариата – класса, с которым К.Маркс связывал будущее человеческого общества как основной движущей силой прогрессивного развития. Выделить три формы классовой борьбы: экономическую, политическую и идеологическую. Проанализировать содержание народа как социальной целостности, характеризующегося общей исторической судьбой и отражающей ее исторической памятью, общей верой и единой идеей, общей исторической перспективой. Охарактеризовать нацию как историческую общность людей, складывающуюся на основе общности их языка, территории, экономической жизни, культуры и некоторых особенностей характера. Завершить изложение вопроса определением особенностей личности и описанием условий появления выдающейся личности в истории.

Изложение четвертого вопроса включает анализ таких понятий как структура общества, материально-производственная, социальная, политическая и духовная сферы. В материально-производственной сфере следует описать способ производства как материальную основу общества; три технологических способа исторического соединения человека со средствами труда; влияние научно-технической революции на производство; производственные отношения как отношения экономических интересов; диалектику производительных сил и производственных отношений.

Анализ социальной сферы предполагает рассмотрение субъекта социальных отношений: семья, социальные группы, слои (страты), классы и их взаимоотношения; этногенеза и исторических общностей людей (народ и нация).

В политической сфере общества основное внимание уделяется характеристике субъекта политических отношений: государству, партии, профсоюзам и другим массовым объединениям, церкви; гражданскому обществу и государству, их соотношению и взаимодействию; сущности власти и своеобразию политической сферы нынешнего российского общества.

Рассмотрение духовной сферы общества следует начать с описания содержания общественного сознания и его структуры по различным основаниям (общественная психология и общественная идеология; основные формы общественного сознания: моральное, религиозное, правовое, философское, научное и др.).

В заключении сделать вывод о диалектическом единстве и многообразии исторического процесса.

Особое внимание следует обратить внимание на работы Т. Парсонса «Система современных обществ» и К. Поппера «Открытое общество и его враги».

Темы рефератов

1. Общество как система.

2. Изменение представлений об обществе в социальной философии.

3. Сущность формационного и цивилизационного подходов.

4. Основные сферы жизнедеятельности общества.

5. Политическая система общества.

6. Специфика духовной сферы общества.

7. Религия как форма общественного сознания.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое общество?

2. Охарактеризуйте основные воззрения на природу общества и закономерности его развития.

3. В чем различие формационной и цивилизационной концепций анализа общества?

4. Как следует понимать утверждение, что наука становится непосредственной производительной силой общества?

5. Согласны ли Вы с мнением, что этнос есть нация?

6. Охарактеризуйте основных субъектов социальных отношений.

7. Назовите основные признаки государства.

8. Охарактеризуйте основные уровни общественного сознания.

9. Каковы отличительные признаки морали?

10. Что такое религия?

11. Имеет ли история смысл?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...