Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы и оборудование. Ход занятия. Теоретическая часть. Практическая часть




Материалы и оборудование

Плакат «Психологическая готовность к обучению в школе», доска и маркеры.

Ход занятия

Теоретическая часть

На предыдущем занятии мы рассматривали компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе. (Обращаемся к плакату).

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

ü мотивационную готовность,

ü личностную готовность,

ü интеллектуальную или умственную готовность,

ü эмоционально-волевую готовность,

ü физическая готовность.

Но прежде чем мы подробно рассмотрим один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – мотивационную готовность, выполним задание:

Задание №1

Как вы думаете, что ответят ваши дети, если бы спросили у них, почему они хотят идти в школу? Ответы фиксируются на доске.

Как вы думаете, какие из этих желаний связаны с внешней стороной школы? (внутренние и внешние мотивы)

Как вы думаете, какие мотивы будут дольше способствовать учению?

Задание №2

Как, по-вашему, можно формировать желание учиться? (обсуждение в группе ситуации)

К концу дошкольного возраста значительно меняются познавательные потребности и мотивы. Потребность в новых впечатлениях усложняется количественно и качественно.

Под мотивационной готовностью понимается правильно сформированная мотивация к обучению. Когда будущих первоклашек спрашивают, почему они хотят в школу, многие приводят в качестве аргументов что угодно, но не желание учиться: красивый портфель, сидеть за партой, перемены и другое… В этом случае родители должны объяснить, зачем дети ходят в школу, и сформировать у ребенка желание учиться, ответственное отношение к учебе и, естественно, положительную мотивацию:

- к школе,

- к учителю,

- к учебной деятельности,

- к самому себе.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью - учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Это важное условие успешного обучения в начальной школе наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения.

Наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести в глазах детей почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое.

В работах Л. И. Божович выделяется две основных группы мотивов поведения, характерных для ребенка, готового к обучению в школе.

Первая группа мотивов – широкие социальные мотивы. Ребенком руководит желание занять новую социальную позицию, открывающую доступ в мир взрослости.

Вторая группа – познавательные мотивы, перешедшие на качественно новый уровень, связанный с возникновением интереса к собственно познавательным задачам.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Отсутствие мотивационной готовности к школе влечет за собой множество проблем, связанных с общением и поведением ребенка, а это в свою очередь не может не сказываться на его личностном развитии.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Практическая часть

Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе, предоставьте ему больше самостоятельности в действиях. Если раньше Вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнить. В то же время, настройте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите.

Способы стимулирования можно разделить на три группы.

Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врожденной потребности.

Вторая группа – это специальные стимулы.

Третья группа связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.

Эффективность усвоения знаний зависит от того, как эти знания подаются.

Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания.

Своевременное чередование различных умственных занятий, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладевать знаниями.

Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают дошкольников внимательнее присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем. При этом необходимо опирается на природную любознательность, на желание все знать.

Игры для проигрывания в условиях семьи: Лесная школа, Школа наоборот.

Главное для успешного старта- чтобы ребенок хотел учиться, чтобы в первый класс шел с радостью.

Ситуация. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.

С чем связано такое рассогласование? Будет ли ребенок успешно учиться в школе? Что необходимо предпринять?

Решение. Если ребенок не имеет желания учиться, то существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет. Такие ученики ведут себя в школе " по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Специальные исследования старших дошкольников свидетельствуют о большом желании многих детей идти в школу. Принадлежит ли ваш ребенок к такому большинству? Побеседуйте с ребенком о его отношении к школе.

Выясните, как ребенок относится:

· а) к школе,

· б) учебной деятельности,

· в) учителям,

· г) к самому себе.

Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа, учительница. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг.

Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как… Побеседуйте о школе с ребенком и его друзьями. Задавайте косвенные вопросы типа " Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу? "

Ситуация. Проанализируем высказывания детей и возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам: " В школе двойки будут ставить", " Играть будет некогда", " В школе в школе программа трудная".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...