Реставрационные работы в Москве и ленинграде в XX В.
Методы и принципы аналитической реставрации, сформировавшиеся в России в конце XIX- начале XX веков, получили развитие и приобрели новое звучание в послевоенные годы. Многочисленные утраты и повреждения объектов культурного наследия Ленинграда и практически разрушенные пригороды поставили перед органами охраны памятников архитектуры сложные задачи. С середины 1920-х гг. в Ленинграде действовало Ленинградское отделение Центральных научно-реставрационных мастерских, руководил отделением выпускник Академии художеств А.П. Удаленков. Еще в 1944 году, по инициативе начальника Государственной инспекции по охране памятников Н.Н. Белехова для обучения реставрационным специальностям подростков в Ленинграде было образовано Архитектурно-Художественное училище, позднее преобразованное Высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной. Было принято решение о воссоздании дворцов-музеев пригородов Ленинграда. 1 июля 1945 года были образованы Архитектурно-реставрационные мастерские(впоследствии - ЛАРМ). Организацию возглавил Л. М. Анолик, главным архитектором стал К.Д. Халтурин. В числе первоочередных восстановительно-реставрационных работ сотрудники ЛАРМ К.Д. Халтурин, И.Н. Бенуа и Д.И. Сметанников разработали проект приспособления интерьеров Кронверка. В 1952 году К.Д. Халтурин, И.Н. Бенуа выполнили проект реставрации выходящего на набережную канала Грибоедова "корпуса Бенуа" Государственного Русского музея. К.Д. Халтурин занимался также реставрацией Троицкого собора Александро-Невской лавры, реставрацией квартиры А.С.Пушкина в доме по адресу: наб. р. Мойки, 12. По проектам А.Э. Гессена были реставрированы: Домик Петра I, Летний дворец Петра I в Летнем саду, фасады Мраморного дворца, дворец Монплезир и интерьеры дворца Марли в Петергофе, многие другие объекты. И.Н. Бенуа работала над реставрацией Кикиных палат, Вдовьего дома Смольного монастыря, Каменноостровского театра, Коттеджа в парке Александрия, над возрождением сооружений Петропавловской крепостью. М.М. Плотников разработал проектные решения по реставрации Большого Гатчинского дворца, реставрировал фасады Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры и многие другие памятники архитектуры. Выпускница Лесотехнической академии Е. А. Комарова выполнила проект реставрации обширнейшего Павловского парка, сформулировав методику реставрации исторических ландшафтов. А.А. Кедринский работал над восстановлением Большого Екатерининского дворца. А.Л. Ротач разработал проект реставрации фасадов и интерьеров дворца Безбородко, много занимался реставрацией Исаакиевского собора. М.Г. Колотов внес колоссальный вклад для научного обоснования проектов реставрации. Работами по реставрации монументальной живописи руководил Н.В. Перцев.
В эти же годы возник и другой центр реставрационной деятельности. В структуре крупнейшего в Ленинграде проектного института "Ленпроект" под руководством А.П. Удаленкова работала мастерская, получившая впоследствии широкую известность, это: В.М.Савков(осуществлял реставрацию Большой оранжереи в Петергофе, Ассамблейного зала дворца Монплезир), Е.В.Казанская(проект реставрации Большого Петергофского дворца с восстановлением интерьеров совместно с В. М. Савковым), С.В. Попова-Гунич (восстановление интерьеров Павловского дворца, реконструкции Кавалерского корпуса Большого дворца в Стрельне), Е.Н. Петрова (проект воссоздания Московских триумфальных ворот), Н.М. Уствольская (реставрация Константиновского дворца и путевого дворца ПетраI) и др.
В 1959 году были сформированы областные специальные научно-реставрационные мастерские, позже преобразованные в филиал Московского института «Спецпроектреставрация», эта организация занималась областными памятниками архитектуры, а также памятниками архитектуры в регионах Северо-Запада. В 1973 году специальные научно-реставрационные мастерские были переименованы в научно- производственное объединение «Реставратор». Проведение широкомасштабных реставрационных работ в послевоенные годы сформировало опытные кадры реставраторов, начиная от архитекторов до мастеров различных специальностей. Возрождение утраченных технологий для реставрации памятников архитектуры барокко и классицизма, применение новаторских приемов, формирование основных понятий реставрационной методологии, необходимая подготовка кадров- все это и обусловило появление Ленинградской школы реставрации. Значимым событием для развития научной реставрации были 60-е годы XIX века, когда подвижником научной реставрации П.Д. Барановским на базе Крутицкого подворья была открыта московская школа-мастерская, в которой изучение ремесла осуществлялось не только на уровне отдельных памятников, но и в контексте исторической среды. Петр Дмитриевич создал в Крутицах школу-мастерскую, где обучались каменщики, резчики по дереву, позолотчики - мастера высокого класса, без которых не могла обойтись ни одна практическая реставрация. Параллельно в Крутицах образовалась еще одна «школа» — сообщество непосредственных учеников Барановского, ставших звездами отечественной реставрации. По окончании Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. по всему периметру стен и башен (около 2,5 км) и на ряде кремлевских сооружений в Москве в течение нескольких лет под руководством архитекторов Л. Петрова, А. Воробьева, А. Хамцова велись научно-реставрационные работы. В 1974 г. был разработан комплексный проект реставрации и реконструкции кремлевских сооружений, наметивший восстановление всех памятников архитектуры и создание наилучших условий для деятельности правительственных сооружений и музеев. В разработке комплексного проекта принимали участие архитекторы Г. Макаревич (руководитель), Б. Белозерский, А. Воробьев, Г. Вульфсон, Д. Кульчинский, В. Либсон, В. Лисицын, Л. Ненаглядкин, Б. Палуй, И. Рубен, А. Хамцов, инженеры В. Гончар, Ю. Львовский, И. Фреймарк, В. Яворский и другие. К 1979 г. была закончена реставрация всех стен и башен, здания Совета Министров СССР (бывш. Сенат), Большого Кремлевского дворца с Теремами и Грановитой палатой, ансамбля Соборной площади, церкви Ризположения, собора Двенадцати апостолов, зданий Арсенала и Оружейной палаты.
При реставрации Большого Кремлевского дворца в 1968 г. на основе проведенных зондажей и раскрытий под руководством архитектора И. Рубен была восстановлена в первоначальном виде цветовая гамма фасадов трех верхних этажей Теремов(полихромная раскраска резных белокаменных оконных наличников и порталов на красном фоне стен). Значительный интерес вызвали реставрационные работы, проведенные в Грановитой палате. Построенная в 1487–1491 гг. итальянскими зодчими Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари, она служила парадным тронным залом, где отмечались события государственного значения. Иван Грозный в 1552 г. праздновал в Грановитой палате покорение Казани. В 1709 г. Петр I отмечал здесь в торжественной обстановке победу над шведами под Полтавой. Проектно-реставрационные работы в Успенском соборе в 1978–1980 гг. возглавляли архитекторы И. Рубен, Г. Быкова, инженеры И. Фреймарк, В. Яворский, В. Чуйкова, в 1979 г. с фасадов собора были сняты строительные леса. Восстановительные работы велись Всесоюзным производственным научно-реставрационным комбинатом Министерства культуры СССР. Архитектор А. Ильенкова, инженеры И. Фреймарк, В. Яворский руководили реставрационными работами в Архангельском и Благовещенском соборах, в ансамбле колокольни Ивана Великого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|