Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Охрана памятников в СССР в XX В.




После Октябрьской революции 1917 г. начались раздел и стихийные погромы имений, были закрыты и заняты различными организациями многочисленные монастыри и домовые церкви и др. Нужно было срочно спасать бесценное культурное наследие России. Под эгидой Народного комиссариата просвещения (нарком А.В. Луначарский) в 1918 - 1920 гг. оформилась государственная система охраны памятников во главе с Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейный отдел). После создания 15 ноября 1918 г. Отдела по делам музеев и охране памятников – первого государственного органа по охране памятников в Петрограде и предшественника КГИОП – началась работа по организации учреждений по ремонту и реставрации объектов культурного наследия. Преемником функций Императорской археологической комиссии стал сформированный в его структуре Археологический подотдел, которым руководил арх. А.П. Удаленков.

С 1910-х вплоть до конца 1940-х годов в центре внимания находились отдельные памятники и объекты. Еще в 1920 г. в Петрограде в едином государственном списке насчитывалось 186 памятников. Этот список многократно дополнялся: в 1935 г. их насчитывалось уже 210 памятников, в 1947 и 1948 гг. – стало более 300 объектов. В начале 1919 г. появилось сообщение об организации при Отделе по делам музеев специальной комиссии для разработки программ, намеченных к открытию курсов по музеефикации и научной реставрации. К этому моменту Археологический подотдел переименовали в Реставрационный, состоявший из трех секций: архитектурной, живописной и скульптурной. Уже на стартовом этапе его сотрудниками были проведены разнообразные работы. За летний сезон в Павловске осуществили обмеры павильонов «Розы без шипов», «Эхо», библиотеки во дворце, Новосильвийского, Висконтиева, Краснодолинного и Пильбашенного мостов. В деятельности мастерской преобладали ремонтные работы, за исключением реставрации лепного декора Екатерининского дворца в Царском Селе, проводившейся под руководством ск. В. В. Козлова,

При губернских и некоторых уездных отделах народного образования возникли подотделы или комиссии по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В 1918 г. была создана реставрационная комиссия под руководством И. Э. Грабаря, известная позднее как Центральные государственные реставрационные мастерские, имевшая филиалы в Петрограде и Ярославле. Активную работу развернули в первые послереволюционные годы местные музеи и краеведческие общества.

Только с утверждением на Всероссийской реставрационной конференции (12-18 апреля 1921 г.) «Основных положений реставрации памятников архитектуры», где впервые была представлена методика работ с целью сохранения или возрождения первоначального исторического вида здания, базовым для реставрации стал аналитический метод. Принципы, выдвинутые его основоположником архитектором В.В. Сусловым и творчески развитые П.П. Покрышкиным и К.К. Романовым, не утратили своего значения до настоящего времени. Главные из них – максимальное сохранение подлинности сооружения; обоснование дополнений, вносимых в процессе реставрации, на основе изучения исторических документов; осуществление всех видов реставрационных работ только с разрешения и под контролем государственных органов по охране памятников. Справедливость этих реставрационных постулатов была подтверждена решениями Венецианской Хартии, принятой II Международным конгрессом архитекторов и технических специалистов в 1964 г.

7 января 1924 года был издан Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» (№ 231), с которого начинается отсчет советских документов по охране памятников культуры, стали формироваться основные направления советского «охранно-культурного» законодательства, организационно оформляется и сама система государственных органов, ведающих вопросами учета и сохранения культурного достояния страны.

Но буквально через несколько лет, в связи с ухудшением политической ситуации в стране и идеологизацией всех сторон жизни стало проявляться все более негативное отношение к историко-культурному наследию. В конце 20-х — первой половине 30-х гг. созданная ранее система охраны памятников в стране ликвидировалась: были упразднены Музейный отдел Наркомпроса, местные губернские и уездные органы охраны памятников, прекратилась деятельность Центральных государственных реставрационных мастерских, краеведческих обществ, закрылись многие музеи в усадьбах и монастырях. Массовый характер приобрела продажа музейных художественных ценностей за рубеж.

Повсюду власти ради благоустройства городов закрывали и сносили храмы и целые кварталы старой застройки. Только в Москве в 30-х гг. исчезли десятки старинных построек и храмов, среди которых такие шедевры, как Китайгородская стена с башнями и воротами, Триумфальные и Красные ворота, Чудов и Вознесенский монастыри, храм Христа Спасителя, церковь Успения на Покровке и др. В те же годы в Ленинграде велось массовое уничтожение сотен городских храмов.

Великая Отечественная война нанесла колоссальный урон культурному наследию СССР.

Однако именно в военное время, и особенно в первые послевоенные годы, отношение к историко-культурному наследию изменилось. Охраной памятников стали заниматься различные государственные комитеты управления, при Министерстве культуры было образовано Управление музеев и охраны памятников, на местах охрана памятников возлагалась на отделы культуры местных Советов. В 1966 г. образовалось Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры — общественная организация, объединившая многочисленных подвижников на местах. В последующие десятилетия были выявлены и взяты на учет тысячи памятников истории и культуры.

Два законодательных документа, содержащие основные методические принципы, формы и юридические нормы охраны и реставрации недвижимых памятников культуры, появились в конце 1940-х годов. Это Постановление Совета Министров СССР «О мерах улучшения охраны памятников культуры», вышедшее в 1948 году (№ 273), и «Инструкция о порядке учета, регистрации и содержания археологических и исторических памятников на территории РСФСР», датированная 1949 годом, ставшие основой для проведения всей многоплановой работы по сохранению отечественных памятников истории и культуры. Именно эти правовые документы позволили развернуть масштабные работы по реставрации значительного числа архитектурных памятников, разрушенных войной, наладить работы по выявлению, учету и регистрации памятников, составлению списков памятников, находящихся под охраной государства. к 1950 г. ленинградская система охраны и реставрации памятников впервые в практике всей страны, не отвергая темы отдельных памятников, перешла на новые принципы. Тогда были разработаны критерии, определены границы и состав главных городских ансамблей(Зимнего Дворца и Дворцовой площади, Адмиралтейства, Смольного монастыря, улицы Зодчего Росси и многих других). В 1954 г. в списках уже были 244 памятника, в том числе – «групповые» (фактически - ансамбли), суммарно объединяя около 800 объектов.

Накопленный в 1940-е — 1950-е годы законодательный опыт в области охраны культурного наследия, представляет не только исторический интерес, но, безусловно, обладает и практической ценностью, поскольку проблемы, возникающие в процессе сохранения культурного наследия, и методы их разрешения осознаются и решаются и обществом, и властью крайне медленно.

Кардинальным прорывом для Ленинграда стало и понимание того, что вокруг каждого из сохраняемых памятников и ансамблей обязательно должны быть определены также зоны безусловно сохраняемой исторической и природной среды – их назвали охранными зонами. Это переосмысление сформировалось к 1950 г., когда не только система ленинградской охраны памятников, но и вся общегосударственная система охраны памятников перешла на ансамблевую систему охраны и систему охранных зон. Новый качественный шаг был предпринят с середины 1960-х годов. С 1964 г. силами сотрудников УГИОП подготовлены в два этапа и утверждены проекты охранных зон (в 1969 г.) и зон регулирования застройки (в 1972 г.) для всех памятников архитектуры, истории и культуры в историческом центре Ленинграда. В центре Ленинграда сформированы Объединенные охранные зоны (суммарно включили территории вокруг 284 памятников) и зоны вокруг отдельных памятников, все – общей площадью в 720 га, а также зоны регулирования и застройки (общей площадью еще в 480 га). Кроме того, было предложено также разработать аналогичные зоны для остальных памятников (не центра города), а также для Петродворца, Пушкина, Павловска, Кронштадта, Колпино. В 1976 г. охранные зоны и зоны регулирования застройки в центре города суммарно включали 2200 га с 421 памятником. На территории охранных зон были определены достаточно жесткие регламенты (режимы) охраны наследия и всей существовавшей застройки, в том числе запрещены новое строительство и реконструкция, здесь подлежали сносу позднейшие постройки и наслоения, искажавшие памятники. В пределах зон регулирования ограничивались высота и плотность застройки. Вершиной такого градостроительного подхода стало создание для исторического центра Ленинграда Объединенной охранной зоны (ООЗ), утвержденной в 1988 г. Она объединила территории площадью в 4021 га.

К началу 70-х годов XX века, когда дискуссии о подлинности в мировом реставрационном сообществе достигли пика, ЮНЕСКО приняла международную Конвенцию об охране Всемирного культурного и природного наследия. Эту конвенцию СССР подписал и ратифицировал в 1988 г. В основе этого документа лежит тезис о том, что «памятник — это научный документ, исторический источник, монументальное произведение, несущее духовные послания прошлого, которые остаются в современной жизни людей свидетелями вековых традиций. Человечество с каждым днем все более осознает общечеловеческую ценность памятников, рассматривает их как общее наследие и перед лицом будущих поколений признает совместную ответственность за его сохранность. Оно считает себя обязанным передать памятники во всем богатстве их подлинности».

Отсюда с очевидностью вытекают исходные положения, которыми необходимо руководствоваться при консервации и реставрации памятников, заложенные в основу Венецианской хартии:

- основной целью реставрации является «прочтение» этого документа и тщательное укрепление подлинных древних частей памятника;

- для достижения цели реставрации проводится по возможности наименьший объем работ (все вновь добавленные элементы должны быть выделены, все пристройки выполняются в современном стиле);

- современные приемы реставрации допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений строительной техники и различных физико-химических методов;

- для реставрации могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был сооружен памятник, хотя подделка под подлинный материал не допускается;

- разборка подлинных частей памятника, как правило, исключается, так как современная техника реставрации позволяет укреплять поврежденную кладку без ее нарушения;

- реставрационным работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника: натурные (архитектурное и инженерное) и историко-архивные изыскания.

В развитие «Международной Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия» был разработан «тест на подлинность» памятника, основу которого составляют четыре основные параметра — подлинность «материала» («субстанции»), подлинность «мастерства» исполнения, подлинность первоначального «замысла» (то есть подлинность «формы»), и подлинность «окружения».

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...