Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Личность и деятельность




Раздел 3. Личность и деятельность

Деятельность - активное взаимодействийживого сущест­ва с окружающей действительностью.

Активность любого организма порождается его потреб­ностями и направлена на удовлетворение этих потребностей. Это же относится и к человеку. Естественные, культурные, материальные, духовные, личные, общественные потребнос­ти порождают разнообразные формы активности человека, предопределяют его существование и развитие.

Однако отношение к потребностям у человека принципи­ально иное, чем у животных. Поведение животного всегда не­посредственно направлено на удовлетворение той или иной потребности. Формы же поведения человека определяются не самой потребностью, а общественными способами ее удовлетворения. Активность человека стимулируют не био­логически значимые вещи, а способы их употребления.

 

3. 1 Понятие деятельности.

Личность и деятельность

Общее понятие деятельности.

Структура деятельности.

Психологическая характеристика деятельности.

Знания, умения, навыки, привычки.

      

Личность человека формируется и проявляется в процессе собственной активности. Жить - это значит действовать. Находясь в бодрствующем состоянии, человек всегда чем-то за­нят, что-то делает, читает, играет, трудится, размышляет  и т. д

 

В деятельности раскрываются глубина ума человека, сила его переживаний, воображение, способности, черты характера.

Под деятельностью понимается активность человека, направленая на достижение сознательно поставленой цели

Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценной жизни. Герой романа И. Гончарова Обломов с горечью говорит о себе: " Когда не знаешь, для чего живешь, так живешь как-нибудь, день за днем; радуешься, что день прошел, что ночь пришла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра".

Иногда может показаться, что человек действует случайным образом. Но на самом деле это не так. Деятельность человека всегда обусловлена разнообразными потребностями, среди которых выделяют потребности естественные (прирдные) и социальные.

Потребности можно удавлетворить импульсивно (безвольно) или с помощью воли. При импульсивном удавлетворении потребностей человек не думает о последствиях, не раздумывает перед действием. Таким образом, часто удавлетворяют свои потребности дети. При волевом удавлетворении потребностей человек действует сознательно, согласно здравому смыслу и правилам общественной жизни.

Любая деятельность имеет определенную структуру. В не выделяют цели и мотивы. Обычно деятельность человека обусловливается не одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов. Важно, чтобы человек вел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели - это придает силы для преодаления препятствий.

Любой вид деятельности связан с движениями. принято различать действие и движение. Движение - самая простая часть деятельности. Что бы ни делал человек, он всегда совершает или мускульно мышечные движения, или движения речевого аппарата, при произнесении слов. Все разнообразие

движений человека делится на движения врожденные (непроизвольный крик, моргание, сосание) и приобретенные (приобретаются в жизненном опыте).

Действия - более сложная часть деятельности, представляют собой совокупность движений. Действия всегда социальны. Любые действия человека состоят из движенийи выполняются, как правило, сознательно, осознанно. Отдельные движения и даже действия еще не составляют целостной деятельностьи.

Деятельность — это совокупность действий, объединен­ных единой целью . Сущность деятельности как раз состоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней а также тех мотивах, во имя которых она совершается. Например,  ученик читает книгу. Если книга представляет для него лич­ный интерес, мы можем говорить, что в данном случае его деятельность - чтение. Если ученик читает книгу, потому что это необходимо для сдачи экзамена, то деятельностью  яв­ляется не чтение, а подготовка к экзамену, а чтение в этом случае - действие, которое включено в деятельность.

Таким образом, в любой деятельности можно выделить следующие составные части:

1) постановка цели

2) планирование работы

3) осуществление деятельности

4)  проверка результатов

5)  сопоставление полученных результатов с запланироваными

6) подведение итогов деятельности и ее оценка.

Психологическая характеристика деятельности. Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая какие-то цели. В фор­мировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивационной сферы большое значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязаний личности и уровень достижений.

Наиболее благоприятным для развития личности человека будет такой успех, который дался с известным трудом. Слишком легко давшийся успех может разочаровать.

 

 

С возрастом у каждого человека появляется определенная область знаний или  практики, наиболее для него существенная, соответствующая его потребностям. Деятельность в этой области воспринимается как социально значимая и успехи в ней поеживаются как личностно значимые.

С Л. Рубенин говорил об этом так: " Я очень люб­лю пение, с величайшим удовольствием слушаю и очень ценю певцов, но никто не уязвит меня, если взду­мает стзать, что я не умею петь. Я это сам отлично знаю и как ни люблю прекрасный человеческий голос, осо­бенно не страдаю от сознания, что сам им не обладаю. Но для человека, избравшего профессию певца, но для юно­ши, который мечтает именно на этом поприще завое­вать себе славу, такое сознание было бы убийственным".

Поэтому так важно, чтобы уровень достижений соответ­ствовал реальному вкладу труда и творчества человека в дея­тельность, тогда уровень притязаний его будет оправдан. Если  ты что-нибудь делаешь, - говорил Л. Н. Толстой, - делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай". Великие люди потому, на­верное, и становятся великими, что думают не о своем успехе и даже не о своей судьбе.

Например, оставляя Москву без боя в 1812 г., вопреки мнению большинства русских военачальников, вразрез с требованиями царя и правящих сфер Петербурга, мало того, вразрез с голосом большинства армии и народа, М. И. Кутузов рисковал своим личным успехом полковод­ца, своей репутацией. Бессмертное величие М. И. Куту­зова в том, что он не испугался страшной тяжести взятой на себя ответственности и сделал то, что по совести считал единственно правильным.

В целом деятельность имеет ряд отличительных психоло­гических черт:

 

 

- она носит сознательный характер: человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат;

- она связана с изготовлением, употреблением и хранени­ем орудий труда;

-   она носит общественный характер, осуществляется в обществе и направлена на удовлетворение потребностей общества.

Знания, умения, навыки и привычки.

Приобретение знаний осуществляется человеком самосто­ятельно или с чьей-то помощью, то есть в результате самообучения или обучения. Все люди существенно различаются по уровню своих знаний даже в том случае, когда получают одинаковое образование. Это обусловлено различной актив­ностью личности в процессе обучения.

Умение - промежуточный этап овладения новым спосо­бом действия, ступенька между знанием и навыком. Умение основывается на каком-либо правиле (знании) и соответству­ющем использовании этого правила в процессе решения задач. Например, ученик первого класса умеет писать, но на­выка письма у него еще нет: при письме он совершает много лишних движений, пишет медленно, сосредоточенно контро­лирует каждое движение.

Навыки - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутстви­ем сознательной регуляции и контроля.

Привычка - автоматизированное действие, выполнение ко­торого в определенной ситуации стало потребностью личности.

Решающее значение при формировании привычки имеет вызываемое самим действием физическое и психическое са­мочувствие. Образование многих привычек начинается в ран­нем детстве, причем в этом периоде большую роль играет подражание старшим. Различают привычки полезные (трудиться, делать зарядку, помогать товарищам и тд. ) и вред­ные (проявлять несдержанность, перебивать говорящего и тд. ).

 

 

Выделяют три основных вида деятельности: игра, уче­ние, труд.

Специфическая особенность игры состоит в том, что ее целью является сама игра как деятельность, а не те практи­ческие результаты, которые достигаются с ее помощью.

Учение - специфическая деятельность субъекта, имеющая своей целью научение. Оно включает в себя:

- усвоение информации о значимых свойствах мира, необ­ходимой для успешной организации тех или иных видов идеальной и практической деятельности (продукт этого про­цесса - знание);

- освоение приемов и операций, из которых складываются все виды деятельности (продукт процесса - навыки);

- овладение способами использования знаний в соответ­ствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт процесса - умения).

Учение является специфической деятельностью человека. У животных возможно лишь научение.

Труд - свойственная только человеку деятельность с ис­пользованием орудий труда, направленная на получение конкретного результата, продукта.

Основные виды деятельности мы рассмотрим более под­робно в следующем параграфе.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое деятельность?

2. Что является источником активности личности?

3.  Какими способами можно поддержать успешную дея­тельность. Приведите примеры

4. Каким образом связаны между собой понятия " деятель­ность" и " успех"?

4. Каковы отличительные психологические черты деятельности?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...