6.2 Конфликты и конфликтные ситуации
6. 2 Конфликты и конфликтные ситуации Понятие конфликта и его социальная роль. Классификация конфликтов. Причины конфликтов. Типы и стратегии поведения в конфликтах. Различные люди по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек не в состоянии прожить без разногласий с окружающими. Сколько людей, столько мнений и интересы разных людей неизбежно вступают в противоречия между собой. Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Воспоминания о них, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - явление всегда негативное, нежелательное для каждого из нас, нечто такое, чего по возможности следует избегать. Но сегодня исследователи все чаще склоняются к точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации, при самых лучших взаимоотношениях, не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Ниже мы подробнее остановимся на тех конфликтах, которые происходят в организациях. КОНФЛИКТ (от лат. сonflictus - столкновение) - возникновение противоречий, столкновение противоположных интересов, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. 80% конфликтов возникает помимо желания их участников.
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта. Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Эта особая чувствительность происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями.
Сам по себе один конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть " цепочка конфликтов" 9 их, так называемая эскалация. К основным типам конфликтогенов относятся: стремление к превосходству; проявления агрессивности; проявления эгоизма. Как избежать конфликтогенов в процессе общения и взаимодействия с другими людьми? Во-первых необходимо помнить, что наше неосторожное высказывание может привести к конфликту, а во-вторых необходимо проявлять эмпатию к собеседнику. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений, то их называют конструктивными, если они препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений - деструктивными. Любому человеку важно уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия. Существуют два основных типа конфликтов - внутрилич- ностный и межличностный. Внутриличностный конфликт - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей.
Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных - это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.
Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте. Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. В организациях данный тип конфликта проявляется по- разному. Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными. Взаимозависимость задач. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи. Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Различия в способах достижения целей. У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей.
Даже, если все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной, то о том, как это сделать, люди могут иметь разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее. Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная передача информации или отсутствие необходимой информации вообще являются не только причиной, но и следствием конфликта. Различия в психологических особенностях. Игнорировать роль психологических особенностей нельзя. Каждый человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. В этом случае можно говорить о психологической несовместимости. Вот почему в настоящее время менеджеры все большее внимание уделяют подбору и формированию " слаженных команд".
Для того чтобы понять сущность конфликта, а затем и эффективно разрешить его, необходимо в первую очередь установить причины конфликта. Сложность здесь заключается в том, что истинные причины нередко маскируются. Кроме того, затянувшийся конфликт втягивает в свою орбиту все новых и новых участников. Опыт разрешения конфликтов показывает, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта. 1-я формула: КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ = КОНФЛИКТ Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих. Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Из формулы наглядно видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого. Разрешить конфликт I устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Практика показывает, что в жизни бывает много случаев, когда конфликтную ситуацию устранить невозможно по объективным причинам. Из формулы конфликта следует: чтобы избежать конфликта, следует проявлять максимальную осторожность, не создавать инцидента. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента. 2-ая формула: КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ | КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ +... = КОНФЛИКТ Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту. При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой. Данная формула дополняет первую. Разрешить конфликт по этой формуле - значит устранить каждую из конфликтных ситуаций. Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки. Именно по этой причине ключевую роль в разрешении конфликта играет умение правильно определить и сформулировать конфликтную ситуацию.
Важно помнить, что конфликтная ситуация - это диагноз болезни, имя которой " конфликт". Только правильный диагноз дает надежду на исцеление. Для того чтобы сделать эту
процедуру наиболее эффективной, приведем следующие* и* ложные для запоминания правила: 1. Помните, что конфликтная ситуация это то, что иеоЛ ходимо устранить. 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. 3. Формулировка должна подсказывать, что делить. 4. Задавайте себе вопросы " почему? " до тех пор, пока ив До копаетесь до первопричины, из которой проистекают другие. Типы поведения в конфликтах. Люди неодинаково ведут себя в конфликтных ситуациях: одни чаще уступают, отказываясь от своих желаний и мнений, другие - жестко отстаивают свою точку зрения. Н. Обозов выделяет три типа поведения и конфликте: поведение " практика", поведение " собеседника", поведение " мыслителя". " Практик" действует под лозунгом " Лучшая защита нападение". " Действенность" людей практического типа способствует увеличению длительности конфликта. Их потребность в преобразовании внешнего окружения, в том числе В изменении позиций других людей, может приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях. Для " собеседника" характерен лозунг: " Лучше плохой мир, чем хорошая война". Главное для него - общение с людьми. " Собеседники" более поверхностны в отношениях, круг знакомства и друзей у них достаточно велик, и близкие отношения для них этим компенсируются. Они не способны на длительное противостояние в конфликте, умеют так разрешить конфликт, чтобы как можно меньше затронут! » глубинные чувства. " Собеседники" более открыты для принятия мнения другого и не очень стремятся изменить это мнение. " Мыслителям" свойственная позиция: " Пускай думает, что он победил! ". В конфликте они выстраивают сложную систему доказательств своей правоты и неправоты своего
оппонента. " Мыслители" хорошо продумывают логику своего поведения, более осторожен в действиях. Выделяют две основное Стратегии поведения в Конфликте: 1. Стратегия " партнерства". Она характеризуется ориента- Уцией на учет интересов И потребностей партнера. 2. Стратегия " напористости". Она; Характеризуется реализацией собственных интересов, стремлением к достижению собственных целей. Сторонники этой стратегии нетерпеливы, эгоистичны, не умеют слушать других, стремятся навязать свое мнение, легко ссорятся и портят отношения.
Внутри двух стратегий существуют пять Основных тактик /(или стилей) поведения. Избегание - уход, уклонение. Характеризуется стремлением не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт. Такое поведение может быть уместным, если ситуация может разрешиться сама собой (такое иногда бывает). Уступка - приспособление. Характеризуется стремлением сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий. Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, согласиться с требованиями, претензиями. Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Противоборство -^соперничество, конкуренция. Характеризуется стремлением настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции в случае сопротивления. Этот стиль может быть признан эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей. Существенным недостатком данной стратегий является Подавление инициативы подчиненных и возмож-
Однако не " выпускать пар" агрессивности небезвредно здоровья. Существует три основных способа снятия агресивности - пассивный, активный и логический. Пассивный способ заключается в том, чтобы " поплакаться" кому-то, пожаловаться, просто выговориться. Активные способы строятся на двигательной активности. В основе их лежит тот факт, что адреналин - спутник напряженности - " сгорает" во время физической работы. При этом необходимо помнить об одном - нет двух одинаковых людей (от наших предков к нам дошла простая, как все гениальное, мудрость: " Что хорошо для сапожника, не всегда хорошо для пекаря" ), а поэтому различные способы могут идеально подходить и напротив, быть совершенно противопоказаны даже для членов одной семьи, не говоря уже о сотрудниках одного коллектива. Логический способ приемлем преимущественно для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное - докопаться до сути явления. Ему себе дороже отгонять от себя неприятные мысли, поэтому лучше именно сосредоточиться на неприятностях, а все остальные дела отложить на потом, пока не будет найден выход из сложившегося положения. В заключение - несколько слов о так называемых " конфликтных личностях". Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк, В. П. Захаров, Ю. А. Симоненко), опишем 5 основных типов конфликтных личностей.
1. Демонстративный тип: -хочет быть в центре внимания; -любит хорошо выглядеть в глазах других; -отношение к людям определяется тем, как они к относятся;
легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью; - хорошо приспосабливается к различным ситуациям; - рациональное поведение выражено слабо, на лицо поведение эмоциональное; | планирование деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь; - кропотливой систематической работы избегает; - не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо; - часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым. - 2. Ригидный тип: - подозрителен; - обладает завышенной самооценкой; - постоянно требуется подтверждение собственной значимости; - часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств; - прямолинеен и негибок; - с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением; - выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное; - выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида; - малокритичен по отношению к своим поступкам; - болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям. 3. Неуправляемый тип: - импульсивен, недостаточно контролирует себя; - поведение такого человека плохо предсказуемо;
-ведетсебя вызывающе, агрессивно; -часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы; - высокий уровень притязаний; иесамокрнтичен; -во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других -не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь; -недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами; - из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.
4. Сверхточный тип: - скрупулезно относится к работе; -предъявляет повышенные требования к себе; - предъявляет повышенные требования к окружающим, но делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются; -обладает повышенной тревожностью; чрезмерно чувствителен к деталям; -склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих; иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели; -страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи; -сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях; -не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе. 5. Бесконфликтный тип: - неустойчив в оценках и мнениях; -обладает легкой внушаемостью;
- внутренне противоречив; - характерна некоторая непоследовательность поведения; - ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях; - недостаточно хорошо видит перспективу; - зависит от мнения окружающих, особенно лидеров; - излишне стремится к компромиссу; - не обладает достаточной силой воли; - не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих. Это может показаться странным, но здесь уместно дать один важный совет - относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны выше. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. " Воспитательные" воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность - не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист - практический психолог. Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности. Конфликт, как и болезнь, легче предупредить, чем лечить. Средств для профилактики довольно много. Наиболее эффективным средством следует признать устранение из общения суждений и оценок, которые могли бы ущемить честь и достоинство собеседника. Весьма нежелательны и покровительственные суждения и оценки, высказанные с чувством плохо скрытого превосходства или пренебрежения. Другим наиболее эффективным средством профилактики конфликтных ситуаций является недопущение спора, так как во время спора человеку редко удается сохранить самообладание и достоинство. В связи с этим хотелось бы еще
раз вспомнить слова Дейла Карнеги, ярого противника любого спора. " В девяти случаях из десяти спор кончается тем, что каждый из его участников еще больше, чем прежде, утверждается в своей абсолютной правоте. В споре нельзя одержать вверх Нельзя потому, что если вы проиграли в споре, значит, вы проиграли, если же одержали верх то тоже проиграли... Вы можете быть абсолютно правы, доказывая вашу точку зрения, но все ваши попытки переубедить собеседника останутся, вероятно, столь же тщетными, как если бы вы ошибались. " Хорошим средством предупреждения конфликта служит умение слушать собеседника, поскольку оно является критерием коммуникабельности. От того, насколько собеседнику предоставлена возможность высказаться, во многом зависят его расположение и доверительность. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора. Такие фразы, как " Прошу извинить", " Буду очень признателен", " Простите за причиненное беспокойство", " Если это вас не затруднит", " Не сочтите за назойливость" и т. д. крайне важны и необходимы. " Добавление" учтивости не снижает определенности просьбы, но во многом препятствует появлению у собеседников внутреннего сопротивления, способствует снятию отрицательных эмоций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|