Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2 Основные виды. деятельности личности




3. 2 Основные виды

деятельности личности

Игра, как с пецифическая форма жизни и развития человека. Типология игр.

Учение.

Трудовая деятельность.

 

Все основные виды деятельности - игра, учение, труд - присутствуют в жизни каждого человека. Они не изолирова­ны друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым перспективы развития личности.

В психологии существует понятие ведущей деятельности: ве­дущей называется деятельность, в наибольшей степени способ­ствующая развитию психики и личности на данном возрастном этапе. Для ребенка ведущей является игровая деятельность, для школьника - учебная, для взрослого человека - труд. Игровая и учебная деятельность создают условия для развития способнос­тей и личности ребенка, обеспечивающих ему возможность дос­тойного вхождения в трудовую деятельность взрослых.

Игра занимает весьма непродолжительный отрезок в жиз­ни человека, но имеет очень существенное значение. Играть дети начинают очень рано. В первые месяцы жизни ребенка игры очень просты, он получает самые первые впечатления о предметах своего окружения.

Детям интересно играть с игрушками простыми, больше даже не с собственно игрушками, которые невозможно изме­нить, а с материалом, который легко трансформируется, превращается ребенком во что-то новое. Точно так же и дети постарше подолгу и с удовольствием играют с пластилином, кубиками, бумагой, красками.

На смену воспроизведению в движениях и действиях прихо­дит воспроизведение взаимодействий, отношений, характеров.

 

 

Дети  начинают играть в ролевые  и сюжетно-ролевые игры. Эти игры требуют от ребенка значительно больших знаний о во­ображаемых объектах, вовлекаемых в игру и вызывают более глубокие переживания. В этом их развивающая сила. Чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно не навязчиво помочь ребенку научиться в игре воспроизводить полученные впечатления.

Строительно-конструкторские игры. Эти игры раз­вивают моторику, воспитывают самостоятельность, пытливость Мальчики чаше выбирают строительство, механику. Девочки больше обращают внимание на конструирование одежды, приготовление пищи и т. п. Разделение на традиционно мужские и женские виды деятельности становится заметным достаточно рано. Но эти разные направления развития " мужских" и " женс­ких игр не имеют принципиальных отличий в отношений фор­мирования инициативы и творчества развивающейся личности.

Некоторые считают, что в обучении игре нет места. Но главная задача обучения - подготовка детей к жизни. А в пе­риод ученичества дети фактически лишь в игре получают возможность трансформации окружающего мира в соответ­ствии со своими желаниями.

В последнее время медленно, но настойчиво в школьную практику стали внедряться компьютерные игры.

Даже эпизодическое использование компьютера и приоб­щение детей к компьютерным играм если и не вводит их в мир современных технологий, то хотя бы показывает харак­тер отношений человека с техникой в обществе будущего. С возрастом на смену играм приходят более серьезные заня­тия и труд. Однако и здесь игра не исчезает полностью.

Учение. Когда дети начинают учиться? Чему и как они учатся? Ответы на эти вопросы позволяют правильно понять главный процесс, формирующий личность, - обучение. Под обучением мы чаще всего понимаем деятельность учителя.

 

 

В действительности учение значительно более широкое по­нятие. Когда ребенок пойдет в школу, то там он будет учиться не только решать математические задачи, писать сочинения, но, что не менее важно, он будет учиться понимать жизнь во всей ее сложности и принимать в ней участие.

Учение как познание мира и игра с самых первых дней жизни ребенка выступают в неразрывной связи. Ребенок «на­чале выделяет предмет среди других или обращает внимание на его назначение, признак, а уже после получает от взрослых помощь в виде названия выделенного им предмета, объясне­ния его функции и т. д. Если ребенок научился говорить, он спрашивает о незнакомом предмете, а до этого он может на­деяться только на то, что взрослые угадают, чем он интересуется. ' Наиболее часто встречаются такие виды учения, как:

- учение по образцу;

- случайное открытие какого-либо знания или умения;

- приобретение знаний при выполнении другой деятельности;

- учение в ходе самостоятельного решения проблемы.

Учение, организуемое, направляемое взрослыми (учителя­ми) носит названия обучения.

Основу обучения составляет деятельность по освоению со­держания образования.

Процесс обучения включает в себя несколько этапов:

1. Подготовка к восприятию. Учитель должен пробудить ин­терес к новому знанию, создать установку на освоение нового.

2. Восприятие. После появления у ученика интереса и же­лания узнать новое, учителю остается только представить ма­териал для учения.

3. Осмысление. Осмысление воспринятого материала про­ходит под руководством и при активной помощи учителя.

4. Закрепление и совершенствование знаний. Основным ус­ловием успешного закрепления в памяти материала являет­ся его осмысленное повторение.

 

5. Применение знаний, умений и навыков.

6. Проверка результатов обучения, их анализ и оценка. Сущность его в установлении обратной связи: учитель полу­чает информацию об успехах каждого ученика, анализирует и оценивает эту информацию и определяет пути и способы дальнейшей работы.

Разделение процесса обучения на перечисленные шесть звеньев весьма условно: в реальном учебном процессе нет рез­кого разграничения. Сегодня в школьную практику активно внедряется программированное обучение. Суть его заключается в управлении умственной или практической деятельностью с помощью системной последовательности действий по усвое­нию учебного материала; Все разработки связываются сейчас с применением компьютера, и в педагогическом лексиконе прочно утвердилось понятие " компьютерное обучение". Но роль учителя даже при переходе на компьютерное обучение ос­танется по-прежнему значительной: неизбежно будут возни­кать новые проблемы - воспитательные, нравственные. Ничто не может заменить живого общения учащихся и учителя.

ТРУД. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности люди пришли достаточно давно. В XIX в. И. Песталоцци, К. Д. Ушинский и другие педагоги вполне обос­нованно доказали, что без привлечения воспитанников к труду нельзя ожидать положительных результатов в воспитании.

Труд - это деятельность, направленная на преобразова­ние материальных и нематериальных объектов и приспо­собление их для удовлетворения потребностей человека.

Труд - это особый вид деятельности. Учение тогда стано­вится трудом, когда ученик на основе усвоенных знаний и выработанных умений пишет, например, сочинение, решает новую задачу. В этом случае он уже не учится в строгом смыс­ле этого слова, а выполняет работу, проявляя самостоятель­ность и творчество.

 

Труд тесно связан с игровой деятельностью н с общением.

В процессе труда человек вступает в общение с другими людь-

поскольку чаще моего груд имеет коллективные формы.

В структуре труда обычно выделяют четыре элемента:

-предмет труда (т. е. го, что планируется изменить);

-цель (что должно получиться в результате воздействия на предмет);

-средства труда (то, что будет использовать работник в процессе труда);

-сама деятельность по достижению цели.

Если результат труда перестает быть потребностью для че­ловека, то и сам труд становится для него иным: он восприни­мается как некая обязанность.

Трудовую деятельность можно разделить на несколько ви­дов: физический труд, интеллектуальный труд, душевный труд.

Физический труд можно разделить на: труд по самообслу­живанию (поддержание в порядке жилища одежды, рабоче­го места, приготовление для себя пищи и т. п. ); бытовой се­мейный; производительный.

Труд по самообслуживанию раньше других становится дос­тупным детям и сопровождает человека всю его жизнь. Его воспитательные возможности исключительно велики. В ре­зультате такого груда предметы человеческого окружения вроде бы не изменяются, остаются прежними, однако изме­няется их положение, общий порядок, внешний вид. Челове­ку становится удобнее работать, удобнее жить, расположение самих предметов радует своим порядком и эстетичностью, каждый предмет приобретает свою собственную значимость.

Выработанная в раннем детстве и поддерживаемая поз­же привычка определять каждой вещи свое место и содержать ее в надлежащем виде поможет позже реализовать воспитательные возможности труда по самообслуживанию еще больше

 

 

Бытовой семейный труд - это труд более продолжитель­ный, сложный по содержанию и требующий большего нап­ряжения сил. Во многих случаях его лишь весьма условно можно отделить от труда по самообслуживанию. Основным его признаком является выполнение работы не только для себя.

Массовый характер приобретает труд производитель­ный, в котором выделяется труд ремесленный (с использова­нием простейших машин, инструментов, оборудования) и труд индустриальный (высшая форма производительного труда).

Интеллектуальный труд. Человек отличается от живот­ного в наибольшей степени тем, что обладает сознанием. Соз­нание является результатом осмысления действительности, которое осуществляется в результате умственного труда. Именно умственный труд (и только он! ) позволяет человеку узнать мир и свое место в нем.

Отсутствие времени для размышлений, для обдумывания действий и ситуации вообще исключает интеллектуальный труд из сферы человеческой деятельности.

Например, ощущая это, один ученик так ответил на вопрос о том, чтобы он изменил бы в школе, если бы был министром: " Я бы ввел уроки собственных изобретений". А известный петербургский педагог Е. Н. Ильин на уроках отводит специальное время для придумывания детьми вопросов, которые оцени­ваются тем выше, чем они труднее.

Душевный труд. Серьезный интеллектуальный труд неиз­бежно приводит к выводу о необходимости заботы не только о себе, но и о других людях. Как же можно охарактеризовать душевный труд? Известный писатель Ф. А. Абрамов писал о нем так:

 

«Что я понимаю под душевной работой каждого? Это самовоспитание, строительство собственной души,

Каждодневный самоконтроль, каждодневная

самопроверка высшим судом, который дан человеку судом собственной совести".

Из советских педагогов наиболее пристальное внимание этому виду труда уделил В. А. Сухомлинский. Он писал:

" Труд души — это, значит, страдать, болеть страданиями и болями человека, прежде всего матери, отца, сестры, дедушки и бабушки. Не боитесь открывать юную душу для этих страданий -  они благородны. ... Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является, в конечном счете, побуждением к труду души. Чем тоньше и нежнее оно, это побуж­дение, тем больше силы, исходящей из глубины души, тем в большей мере становится маленький человек воспитателем самого себя".

Показательно, что талантливый педагог видел душевный труд не только в сочувствии и сострадании, но и в протесте, презрении, несогласии:

«Бывает и так, что труд души выражается в обиде, огорчении, даже в страдании... От того, как приходится в детстве, отрочестве, на заре юности - легко и безоблачно, беструдно и безбедно или же невы­носимо трудно - в решающей мере зависит, кто полу­чится - несгибаемая личность... или же безликое... существо", писал - далее талантливый педагог. »

Одной из разновидностей душевного труда можно наз­вать усилия, прилагаемые воспитанником на формиром- ние у себя положительных морально-волевых качеств, таких, как аккуратность, вежливость, бережливость, великодушие, смелость, скромность и др., и преодоление отрицательных - грубость, скупость, черствость, трусость и др. Этот труд ни индивидуально-нравственный. Прав был А. Де Сент-Экзюпери, утверждая, что

 

"... каторга не там, где работают киркой. Ка­торга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми. Каторжной может быть и работа за письменным столом, и в художе­ственной мастерской, если она выполняется исклю­чительно ради прибыли. Ведь работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства - а прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить".

Какому же из видов труда отдать предпочтение? Ни одна из охарактеризованных разновидностей труда не может быть признана лучшей или менее важной вообще, ибо только в труде - физическом, интеллектуальном и душевном - чело­век становится личностью.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Чем отличается игра от других видов деятельности?

2. Перечислите виды учения.

3. Дайте определение понятию " труд" и охарактеризуйте его.

4. Перечислите разновидности трудовой деятельности.

5. Что такое " душевный труд"? Приведите конкретные примеры.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...