Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы и задания для самоконтроля




1. Что общего и в чем отличия понятий " группа", " кол­лектив"?

2. В чем особенность малой группы? Всегда ли меньшин­ство должно подчиняться большинству?

3. Каковы функции коллектива?

4. Опишите межличностные отношения в вашей учебной группе? Какие задачи стоят перед вашим коллективом?

 

5. 2 Социально-психологический климат

коллектива и проблемы лидерства

Общее понятие о социально-психологическом климате коллектива.

Лидери проблема лидерства.

Стили управления коллективом.

Процессы развития малой группы сопровождаются про­явлением ряда групповых социально-психологических фе­номенов, которые выступают характеристиками развития, функционирования и жизнедеятельности малой группы.  К числу основных явлений относят: социально-психологи­ческий климат? групповую сплоченность; феномен конформизма и группового давления; лидерство.

 

 

Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является социально-психологический климат - совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности, коллегам, членам коллектива, руководителю. Каждый член коллектива влияет на социально-психологический климат, создавая и изменяя его. Но и сам социально психологический климат коллектива оказывает воздействие на каждого отдельного члена коллектива, заставляя его мыслить и поступать адекватно общим настроениям. К числу основных психологических факторов, регулирующих социально-психологический климат группы, относятся:

- доверие - недоверие членов группы друг к другу;

- симпатия - антипатия во взаимоотношениях членов группы;

- свобода - несвобода выражения собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся функционирования группы как целого;

- давление на рядовых членов группы или признание за ними права иа самостоятельные решения со стороны руководства;

- информированность - неинформированность членов группы о состоянии дед в группе;

- удовлетворенность - неудовлетворенность членов группы принадлежностью к группе и др.

 

Американский психолог Джекоб Морено предположил методику, позволяющую устанавливать структуру межличностных отношений в группе. Он показал, что психилогическое благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных отношений. Для выявления этих отношений, обусловленых эмоциональными связями, взаимными симпатиями и антипатиями. Морено разработал метод социометрии. Каждый член группы по-разному относится к

 

 

коллегам. Путем фиксации этих " выборов" каждым членом, составляется особая таблица - социометрическая матри­ца. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы. Результаты имеют диаг­ностическое значение и служат основой для коррекционной работы.   

Но данные социометрии ни в коей мере нельзя считать

полными и исчерпывающими. С помощью этого метода вы-    

является только система эмоциональных отношений в группе.

Недостаток метода заключается в том, что он не позволяет   г

устанавливать мотивы совершенных выборов.

Конформизм и групповое давление . Дальнейшие исследо- Н вания влияния малой группы на протекание психических  в явлений и поведение индивида связаны с изучением феномена    I

конформизма (от лат. сonformis - подобный).

 

Явление конформизма было открыто американс-       

к им психологом С. Ашем в 1951 г. В его знаменитых экспериментах с подставной группой перед испытуе- мыми ставилась задана сравнения и оценки длины линий, изображенных на предъявляемых карточках.

В конкретных опытах при индивидуальном выполне-        

нии задания оно не вызывало у испытуемых трудное-   

тей. В ходе эксперимента все участники, кроме одного (" наивного субъекта" ), по предварительной договоренности с экспериментатором давали заведомо

неправильный ответ. " Наивный субъект" не знал о сговоре и выполнял задание последним. В экспериментах С. Аша было обнаружено, что около 30% испытуе­мых давали вслед за группой ошибочные ответы, т. е. демонстрировали конформное поведение. После окончания эксперимента с его участниками проводилось интервью с целью выяснения их субъек­тивных переживаний. Большинство опрошенных

 

 

отмечали значительное психологическое давление,

которое оказывает мнение большинства группы.

В дальнейшем эксперименты с подставной группой не­однократно воспроизводились в различных модификациях. Было обнаружено, что за внешне сходным конформным поведением могут скрываться принципиально различные варианты. Одни из испытуемых, давших неправильный ответ, были искренне убеждены в том, что решили задачу правильно. Такое поведение можно объяснить эффектом группового внушения, при котором воздействие группы происходит на неосознаваемом уровне. Другие испытуе­мые отмечали, что они были не согласны с мнением груп­пы, но не хотели открыто высказывать свое мнение, чтобы не вступать в открытую конфронтацию. В данном случае можно говорить о внешнем конформизме или приспособлении. Наконец, представители третьей группы конформистов говорили о том, что у них возникал сильный внутренний конфликт, связанный с расхождением своего мнения и мнения группы, но они делали выбор в пользу группы и были убеждены в правильности группового мнения. Этот тип поведения впоследствии стал обозначаться как внут­ренняя конформность.

На степень выраженности конформизма оказывают влия­ние пол индивида (женщины в целом более конформны, чем мужчины), его возраст (конформное поведение чаще прояв­ляется в молодом и старческом возрасте), социальный статус (люди с более высоким статусом менее подвержены г руппо­вому давлению), психическое и физическое состояние (пло­хое самочувствие, усталость, психическая напряженностьусиливают проявление конформности).

Исследования показали, что степень конформности зависит от численности группы. Конформизм как влияние следует от комформности как личностного качества, которое

 

проявляется в тенденции демонстрировать сильную зависимость от группового давления в различных ситуациях.

Основной определяющей силой группы практически всегда является руководитель, лидер. Руководитель назначается официально, извне, а лидер выдвигается снизу. Лидером ста­новится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой си­туации для данной группы. Лидер не только направляет и не- дет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а после­дователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним.

Почему человек становится лидером? Лидер обладает оп­ределенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается на эту роль. Лидеру присущи следующие психо­логические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Порой ли­дером становится человек, не обладающий перечисленными качествами- Однако, с другой стороны, человек может и иметь данные качества, но лидером не являться.

Лидерство—это феномен воздействия или влияния инди­вида на мнение, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в ка­честве лидера. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (другая группа, другие ценности, другие ожидания требования к лидеру). В реальной практике управления выделяют следующие типы лидеров:

Лидер-организатор. Он нужды коллектива воспринимает как свои собственные и активно действует. Оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходиться выразить

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...