Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что общего и в чем отличия понятий " группа", " коллектив"? 2. В чем особенность малой группы? Всегда ли меньшинство должно подчиняться большинству? 3. Каковы функции коллектива? 4. Опишите межличностные отношения в вашей учебной группе? Какие задачи стоят перед вашим коллективом?
5. 2 Социально-психологический климат коллектива и проблемы лидерства Общее понятие о социально-психологическом климате коллектива. Лидери проблема лидерства. Стили управления коллективом. Процессы развития малой группы сопровождаются проявлением ряда групповых социально-психологических феноменов, которые выступают характеристиками развития, функционирования и жизнедеятельности малой группы. К числу основных явлений относят: социально-психологический климат? групповую сплоченность; феномен конформизма и группового давления; лидерство.
Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является социально-психологический климат - совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности, коллегам, членам коллектива, руководителю. Каждый член коллектива влияет на социально-психологический климат, создавая и изменяя его. Но и сам социально психологический климат коллектива оказывает воздействие на каждого отдельного члена коллектива, заставляя его мыслить и поступать адекватно общим настроениям. К числу основных психологических факторов, регулирующих социально-психологический климат группы, относятся: - доверие - недоверие членов группы друг к другу; - симпатия - антипатия во взаимоотношениях членов группы; - свобода - несвобода выражения собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся функционирования группы как целого;
- давление на рядовых членов группы или признание за ними права иа самостоятельные решения со стороны руководства; - информированность - неинформированность членов группы о состоянии дед в группе; - удовлетворенность - неудовлетворенность членов группы принадлежностью к группе и др.
Американский психолог Джекоб Морено предположил методику, позволяющую устанавливать структуру межличностных отношений в группе. Он показал, что психилогическое благополучие личности определяется ее местом в системе межличностных отношений. Для выявления этих отношений, обусловленых эмоциональными связями, взаимными симпатиями и антипатиями. Морено разработал метод социометрии. Каждый член группы по-разному относится к
коллегам. Путем фиксации этих " выборов" каждым членом, составляется особая таблица - социометрическая матрица. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы. Результаты имеют диагностическое значение и служат основой для коррекционной работы. Но данные социометрии ни в коей мере нельзя считать полными и исчерпывающими. С помощью этого метода вы- является только система эмоциональных отношений в группе. Недостаток метода заключается в том, что он не позволяет г устанавливать мотивы совершенных выборов. Конформизм и групповое давление . Дальнейшие исследо- Н вания влияния малой группы на протекание психических в явлений и поведение индивида связаны с изучением феномена I конформизма (от лат. сonformis - подобный).
Явление конформизма было открыто американс- к им психологом С. Ашем в 1951 г. В его знаменитых экспериментах с подставной группой перед испытуе- мыми ставилась задана сравнения и оценки длины линий, изображенных на предъявляемых карточках.
В конкретных опытах при индивидуальном выполне- нии задания оно не вызывало у испытуемых трудное- тей. В ходе эксперимента все участники, кроме одного (" наивного субъекта" ), по предварительной договоренности с экспериментатором давали заведомо неправильный ответ. " Наивный субъект" не знал о сговоре и выполнял задание последним. В экспериментах С. Аша было обнаружено, что около 30% испытуемых давали вслед за группой ошибочные ответы, т. е. демонстрировали конформное поведение. После окончания эксперимента с его участниками проводилось интервью с целью выяснения их субъективных переживаний. Большинство опрошенных
отмечали значительное психологическое давление, которое оказывает мнение большинства группы. В дальнейшем эксперименты с подставной группой неоднократно воспроизводились в различных модификациях. Было обнаружено, что за внешне сходным конформным поведением могут скрываться принципиально различные варианты. Одни из испытуемых, давших неправильный ответ, были искренне убеждены в том, что решили задачу правильно. Такое поведение можно объяснить эффектом группового внушения, при котором воздействие группы происходит на неосознаваемом уровне. Другие испытуемые отмечали, что они были не согласны с мнением группы, но не хотели открыто высказывать свое мнение, чтобы не вступать в открытую конфронтацию. В данном случае можно говорить о внешнем конформизме или приспособлении. Наконец, представители третьей группы конформистов говорили о том, что у них возникал сильный внутренний конфликт, связанный с расхождением своего мнения и мнения группы, но они делали выбор в пользу группы и были убеждены в правильности группового мнения. Этот тип поведения впоследствии стал обозначаться как внутренняя конформность. На степень выраженности конформизма оказывают влияние пол индивида (женщины в целом более конформны, чем мужчины), его возраст (конформное поведение чаще проявляется в молодом и старческом возрасте), социальный статус (люди с более высоким статусом менее подвержены г рупповому давлению), психическое и физическое состояние (плохое самочувствие, усталость, психическая напряженностьусиливают проявление конформности).
Исследования показали, что степень конформности зависит от численности группы. Конформизм как влияние следует от комформности как личностного качества, которое
проявляется в тенденции демонстрировать сильную зависимость от группового давления в различных ситуациях. Основной определяющей силой группы практически всегда является руководитель, лидер. Руководитель назначается официально, извне, а лидер выдвигается снизу. Лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. Лидер не только направляет и не- дет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Почему человек становится лидером? Лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается на эту роль. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами- Однако, с другой стороны, человек может и иметь данные качества, но лидером не являться. Лидерство—это феномен воздействия или влияния индивида на мнение, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (другая группа, другие ценности, другие ожидания требования к лидеру). В реальной практике управления выделяют следующие типы лидеров: Лидер-организатор. Он нужды коллектива воспринимает как свои собственные и активно действует. Оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходиться выразить
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|