Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция № 1. Размещение производительных сил и транспортный фактор




М.В. Хара

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Генеральный план промышленных предприятий»

для студентов направления подготовки «Транспортные технологии»

 

Мариуполь 2013 г.


ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет»

Кафедра «Промышленный транспорт»

 

Хара М.В.

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«генеральный план промышленных предприятий»

для студентов направления подготовки «Транспортные технологии»

 

 

Мариуполь 2013 г.

 


УДК 656.4

Конспект лекций для изучения курса дисциплины “Генеральный план промышленных предприятий” для студентов специальностей “Организация перевозок и управление на транспорте”и «Транспортные системы» / Сост. Хара М.В., ПГТУ. – Мариуполь, 2013. – 114 с.

 

Методические указания составлены на основании рабочей программы по дисциплине "Генеральный план промышленных предприятий", разработанной на основе образовательно-профессиональной программы бакалавра по направлению подготовки 1004 "Транспортные технологии".

 

Рецензент: В.Э. Парунакян, д.т.н., профессор

Составитель: М.В.Хара, к.т.н., доцент

 

 

Ответственный за выпуск:

Зав. кафедрой

“Промышленный транспорт” В.Э. Парунакян, д. т. н., профессор

 

Утверждено на заседании кафедры

«Промышленный транспорт»

 

протокол № 4 от 16.11. 2012 г.

 

Рекомендовано методической комиссией

факультета транспортных технологий

 

протокол № 8 от 20.11. 2012 г.

 

 


Вводная лекция

 

Важной частью проекта предприятия любой отрасли промышленности является генеральный план. Основой технических решений по генеральному плану промышленного предприятия являются технология основного производства, состав основных и вспомогательных цехов, единичная мощность агрегатов и взаимная связь цехов и агрегатов в процессе производства.

При строительстве новых и реконструкции действующих предприятий проектирование генерального плана предприятия занимает важное место, поскольку позволяет обеспечить высокую эффективность производства за счет использования новейших технологических процессов и производственных агрегатов повышенной мощности, а также применения эффективной транспортной системы и оптимальных планировочных решений генерального плана по размещению предприятия.

Установлено, например, что для современного металлургического комбината, при объеме капитальных затрат, составляющем около 20 млн. грн на 1 га заводской территории, около 8 – 10 % или 1,6 – 2,0 млн. грн. непосредственно зависят от планировочных решений генерального плана и, связанных с ним, расходов на транспорт.

При помощи генерального плана осуществляется увязка многочисленных цехов и хозяйств, энергетических сооружений и транспортных служб, всех подземных, наземных и надземных сооружений в единый производственный комплекс. Генплан можно рассматривать как систему состоящих из отдельных элементов - зданий, сооружений и производственных связей.

Расположение различных зданий и сооружений на площадке предприятия в большой мере определяется архитектурно-строительными требованиями и геолого-топографическими условиями площадки, необходимостью создания архитектурно-выразительного облика предприятия.

Основой функционирования крупного современного предприятия, как производственной системы, является производственный процесс. Структуру предприятия составляют цехи, отделения, склады, а технологические связи между ними, - это транспортные коммуникации, по которым осуществляется материалодвижения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Основной задачей генпланаявляется создание оптимальных:

- производственных связей;

- транспортных коммуникации (железнодорожный, непрерывный, автомобильный и др. транспорт);

- энергетических сетей (газ, тепло, пар, электроэнергия, воздух, кислород, ацетилен и т.п.).

Основные задачи проектирования генерального плана промышленного предприятия включают:

- выбор в заданном районе промышленной площадки для строительства предприятий;

- разработку горизонтальной планировки предприятия, как совокупности планировочных решений его основных и вспомогательных цехов и сооружений, транспортных и инженерных коммуникаций;

- инженерную подготовку промышленной площадки, предусматривающую комплекс мероприятий, необходимых для обеспечения строительства и нормальной эксплуатации предприятия. Основой инженерной подготовки является вертикальная планировка промплощадки.

Цель проектирования генерального плана промышленного предприятия заключается в том, чтобы на площадке, выбранной для строительства, обеспечить наиболее компактное размещение основных и вспомогательных цехов, сооружений, а также транспортных и инженерных коммуникаций в полном соответствии с производственными требованиями, в увязке с параметрами транспорта и с учетом архитектурно-строительных норм и правил. При этом экономичность проектного решения достигается путем сокращения капиталовложений, снижения эксплуатационных затрат, включая транспортные издержки, а также уменьшения территории промплощадки.

Следовательно, размещение производственных объектов на промплощадке должно обеспечивать:

а) технологическую последовательность расположение цехов и сооружений;

б) взаимное расположение на горизонтальной плоскости и высотное сопряжение цехов и сооружений исходя из параметров вида транспорта, принятого на основных технологических грузопотоках.

Для технологической связи отдельных цехов (или производств) могут применяться различные виды транспорта, параметры которых оказывают существенное влияние на их взаимное расположение. С другой стороны – решение по взаимному размещению цехов в значительной мере определяет вид транспорта для основного технологического грузопотока между цехами, а также влияет на выбор его технических средств.

в) требуемое расстояние между ними и пространственную ориентацию в соответствии с действующими санитарными и противопожарными нормами, а также правилами техники безопасности.

По указанным выше соображениям генеральный план - этокомплексное технологическое, архитектурно-строительное и транспортное решение промышленного предприятия, определяющее положение самого предприятия на местности и взаимное расположение на промышленной площадке основных и вспомогательных цехов, складов, энергетических и транспортных сооружений, всех транспортных и инженерных коммуникаций с учетом технологических, архитектурно-строительных, транспортных, санитарных и противопожарных требований.

В проекте строительства или реконструкции предприятия генеральный план является важной составной частью и реализуется в виде масштабного чертежа плана предприятия, на который наносятся все производственные объекты и сооружения, с указанием рельефа местности, планировки площадки, коммуникаций и водоотвода, вся ситуация района.

Эти вопросы изучаются в курсе «Генеральный план промышленных предприятий»

Пи изучении дисциплины наряду с общими вопросами проектирования генплана предприятия рассматриваются вопросы разработки планировочных решений основных производств и цехов.

Разработка указанных вопросов осуществляется на основе целого ряда нормативных и методических документов, которые будут подробно рассмотрены при изучении дисциплины. В первую очередь сюда относится СНиП II-89-81 «Генеральный план промышленных предприятий. Нормы проектирования».

Специфика данного курса заключается также в том, что принципы и методика проектирования генеральных планов предприятий тесно связаны и основываются на материалах, которые изучались в дисциплинах: «Транспорт в производственном процессе», «Станции и узлы промпредприятий», «Организация и технология железнодорожных перевозок», «Организация и технология автомобильных перевозок» и др.


Лекция № 1. Размещение производительных сил и транспортный фактор

План лекции

1. Проектирование районной планировки.

2. Выбор географического пункта строительства предприятия.

 

Литература

 

1. «Размещение производительных сил Украины». Под редакцией Е.П.Кочана

2. Громов Н.Н. и др. «ЕТС»

3. «Генплан и транспорт промпредприятий». Под редакцией Н.Н.Костина и В.М. Тиверовского.

 

1. Размещение производительных сил - это географическое распределение материальных компонентов производства и трудовых ресурсов по территории страны и ее экономическим районам.

Важнейшими принципами размещения производительных сил, которыми руководствуются при решении вопросов территориального расположения предприятий, являются:

а) установление наиболее эффективного соотношения в развитии отраслей материального производства;

б) всемерный учет природных, экономических и социальных условий территорий (экономических районов и областей).

Для реализации этих принципов, при размещении отдельных производств в различных районах, должны учитываться следующие факторы:

а) приближение производства к источникам сырья, топлива, потребителям продукции;

б) наличие трудовых ресурсов (использование ресурсов малых
городов);

в) охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и внедрение ресурсосберегающих технологий;

г) обеспечение необходимых социальных и экономических условий района;

д) учет транспортного фактора;

Развитие и размещение производства в стране определяется генеральной схемой, которая разрабатывается на основе схем развития отраслей промышленности и территории экономических районов. Главной ее целью является достижение наибольшей народнохозяйственной эффективности.

Задача оптимального размещения производства требует установления наиболее рациональных пропорций развития отраслей промышленности и экономических районов. Поэтому детализация схем развития и размещения производства в экономических районах осуществляется в проектах районной планировки.

Объектами районной планировки являются: промышленные районы, которые развиваются на базе добывающих или обрабатывающих производств, промышленные узлы крупных городов, курортные зоны и др.

Проектирование районной планировки выполняется в две стадии: вначале разрабатывается схема, а затем проект районной планировки.

Схема районной планировки разрабатывается для вновь осваиваемых районов при размещении новых предприятий и населенных пунктов, а также для сложившихся районов, в которых намечается развитие существующих предприятий.

При разработке схем районных планировок важное место занимает решение транспортных вопросов. Для вновь осваиваемых районов они включают определение и рассмотрение вариантов размещения новых предприятий по транспортным условиям, а также определение рациональных транспортных схем района. При реконструкции действующих предприятий главным вопросом является обоснование и выбор рационального варианта дополнительного развития существующих транспортных устройств.

Проект районной планировки разрабатывается после утверждения схемы. Проект должен содержать конкретные решения по взаимоувязанному комплексному размещению промышленных объектов, расселению населения, а также технические решения по транспортным коммуникациям района. При этом в транспортном разделе проекта районной планировки должны быть подробно разработаны:

- рациональная схема транспортной сети района;

- мероприятия по освоению расчетных объемов перевозок грузов при минимальных объемах капиталовложений и эксплуатационных затратах.

2. Выбор географического пункта размещения нового предприятия, намеченного к строительству в экономическом районе, осуществляется на основе утвержденного проекта районной планировки.

Конкретный географический пункт строительства указывается только в двух случаях: продолжения начатого строительства (по очередности) или реконструкции действующих предприятий, а также при строительстве нового горнодобывающего предприятия на базе месторождения полезных ископаемых. В остальных случаях географический пункт строительства выбирается на основе подробных технико-экономических расчетов по вариантам размещения новых предприятий, предложенным в схеме районной планировки.

При технико-экономическом обосновании географического пункта строительства предприятия определяющее значение имеют следующие факторы:

а) близость источников сырья и энергии, а также потребителей продукции;

б) наличие территории, пригодной для строительства предприятия;

в) наличие трудовых ресурсов (использование ресурсов малых и средних городов);

г) соответствие транспортных связей производственным мощностям предприятия.

Кроме того, учитывается наличие строительных организаций, предприятий стройиндустрии, а также жилья для населения.

В связи с указанным, экономическую целесообразность географического размещения предприятий устанавливают по величине общих затрат на весь процесс производства, включая транспортировку и хранения сырья, а также доставку готовой продукции к местам ее потребления.

Однако, учитывая, что затраты на транспорт составляют значительную долю стоимости продукции предприятий, одним из важнейших вопросов при выборе географического пункта его размещения является обеспечение минимальных транспортных расходов. В этом случае, доминирующее значение имеют соотношение массы сырья и готовой продукции, а также расстояния их перевозки.

В общем виде эту зависимость можно выразить следующей математической моделью:

Затраты на перевозку сырья Затраты на перевозку готовой продукции

 

 

где - общие транспортные расходы, грн;

Qс и Qгп – объемы перевозок сырья и готовой продукции, т;

lс и lгп – расстояние перевозки сырья и готовой продукции, км;

кс и кгп – тариф на перевозку сырья и готовой продукции, грн/т.

Вместе с этим, специфические особенности предприятий различных отраслей промышленности требуют дифференцированного подхода к вопросу их размещения.

В общем виде имеют место четыре наиболее характерных случая размещения промышленных предприятий.

1) Горнодобывающие предприятия размещают на самом месторождении полезного ископаемого и объединяют в единый производственный комплекс с обогатительными или агломерационными фабриками (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1 – Перевозки горнодобывающих предприятий

 

В этом случае перевозки необогащенного первичного сырья от пунктов добычи на фабрики производится без выхода на внешнюю сеть.

Продукция фабрики в виде исходного сырья (агломерат, обогащенный уголь и др.) отгружается на внешнюю сеть потребителю. Грузы прибытия для горнодобывающих предприятий имеют незначительный объем.

Для рассматриваемого случая при любом объеме перевозок исходного сырья (Qс) минимальная величина транспортных расходов (Стр) имеет место при минимальном расстоянии перевозок ().

При размещении обрабатывающих предприятий значительную роль играет соотношение массы сырья и готовой продукции.

2) У металлургических, цементных и ряда других заводов масса перевозимого сырья значительно (в 3 – 10 раз) превышает массу готовой продукции (т.е. Qc >> Qгп). При этом сырье характеризуется достаточно ограниченной номенклатурой.

Поэтому их стараются размещать возможно ближе к сырьевым базам, т.е. сокращать расстояние транспортирования сырья (). В этом случае практически при любом объеме перевозок сырья (Qс) величина транспортных расходов будет минимальной ().

3) Для предприятий практически всех отраслей машиностроения имеет место примерное равенство объемов прибытия материалов, комплектующих и других изделий и отгрузки готовой продукции, то есть Qc ≈ Qгп. В то же время грузы прибытия характеризуются весьма широкой номенклатурой и числом поставщиков. Достаточно широкой является и география потребителей их продукции. В этом случае большим диапазоном характеризуются объемы перевозки сырья и готовой продукции (Qc и Qгп) и расстояния их перевозки (lc и lгп). Схема этих перевозок представлена на рис. 2.

 

 

Рис.2 – Схема перевозок машиностроительных предприятий


В этом, наиболее сложном, случае оптимальное местоположение строящегося машиностроительного предприятия определяется с учетом его производственной мощности по готовой продукции и потребности в материалах в соответствии с приведенной выше математической зависимостью в следующей последовательности:

- предварительно рассматривается и определяется ряд возможных географических точек его размещения исходя из наличия требуемых промышленных площадок, трудовых и энергетических ресурсов, экологических и других факторов;

- по каждому варианту рассчитывают полные транспортные расходы по всем поставщикам сырья и потребителям продукции с учетом объемов и расстояния перевозки основных компонентов сырья, а также готовой продукции;

- на основе полученных данных производят сравнение технико-экономических показателей и выбирают оптимальный вариант размещения предприятия.

4) Выбор местоположения предприятий легкого машиностроения, приборостроения, электроники и других, для которых транспортный фактор не оказывает существенного влияния на стоимость продукции из-за ее специфики (малая масса, габариты и др.), производится из условия необходимости или целесообразности для комплексного развития экономического района. При этом предпочтение отдается малым городам, с резервами трудовых ресурсов.

Таким образом, транспортный фактор при определении географического пункта размещения предприятия имеет важное, а, в определенных условиях, даже решающее значение. Особую значимость приобретает наличие и степень развития транспортных связей обеспечивающих минимальные расходы по перевозке сырья, топлива, полуфабрикатов и готовой продукции. При большом грузообороте предприятия имеет значение не только наличие транспортных связей, но и наличие резервов пропускной способности железных дорог, а также возможность осуществления их развития.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...