Лекция: 2. Выбор площадки для строительства промышленного предприятия.
План лекции
Литература:
1. Общие положения. При выборе площадки для строительства промышленных предприятий руководствуются следующими общими положениями. 1) Размещение предприятия должно производиться на территории, предусмотренной схемой или проектом районной планировки, в географической точке выбранной в соответствии с технико-экономическими расчетами. 2) Проектируемое предприятие рекомендуется располагать, по возможности, в составе группы действующих предприятий (промышленного узла) с организацией общих вспомогательных производств, энергетических и транспортных сооружений и коммуникаций. 3) Предприятие, имеющее в своем составе производства, выделяющие вредности в атмосферу, следует располагать по отношению к жилой застройке с учетом ветров преобладающего направления (по розе ветров) и размеров санитарно-защитных зон, установленных действующими нормами. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это специальная территория между предприятием и жилой застройкой, которую предусматривают с целью уменьшения вредного воздействия выделяемых предприятием вредностей и обеспечения в жилых массивах условий, соответствующих санитарным нормам. Территория СЗЗ подлежит озеленению. Размер санитарно-защитной зон строго регламентирован в зависимости от отрасли промышленности, вида и объемов производства проектируемого предприятия и составляет от 50 до 1000 м. В отдельных случаях, при соответствующем обосновании и согласовании с органами санитарного надзора он может быть увеличен.
4) Для размещения промышленных предприятий, подъездных путей к ним, а также, внезаводских энергетических сооружений и участков для складирования отходов производства (отвалов) должны выбираться участки только на землях несельскохозяйственного назначения, а при их отсутствии участки сельскохозяйственных угодий худшего качества. Во всех случаях при выборе площадки руководствуются: основами земельного законодательства, законами об охране природы, нормами и правилами проектирования. 2. Требования, предъявляемые к территориям для строительства промышленного предприятия, и методы решения вопросов, связанных с выбором площадки, являются в большинстве случаев общими для предприятий различных отраслей промышленности. Специальные требования к площадке в основном определяются характером производственного процесса предприятия (водоемкостью, энергоемкостью, грузоемкостью и т.д.). Некоторые особенности имеет выбор площадки поверхностных технологических комплексов для горнодобывающих и угольных предприятий при подземной (шахты, рудники) и при открытой добыче (карьеры) полезных ископаемых. Требования к размещению выбираемой площадки заключаются в обеспечении: · удобства примыкания к существующим магистралям железнодорожного, автомобильного и водного транспорта; · возможности рациональной планировки и компановки генерального плана, что предполагает наличие относительно ровного рельефа местности, хороших инженерно-геологических условий и невысокого уровня грунтовых вод; · расположение площадки строящегося предприятия: - по отношению к населенным пунктам с подветренной стороны;
- по отношению к действующим предприятиям, - со стороны, которая предотвращает ее задымление, загазованность и запыление; · минимального расстояния до источников водоснабжения. Не допускается размещать площадку для строительства предприятия: · над местами залегания полезных ископаемых; · над шахтными выработками; · в котловине, во избежание подтопления производственных объектов. Расположение площадки на косогорах допускается только при условии ограничения ее уклона нормативными значениями, обеспечивающими водоотвод для нормального функционирования предприятия, а также возможностью выполнения вертикальной планировки, с минимальным объемом земляных работ. Для предприятий, имеющих значительные объемы неутилизируемых отходов производства, необходимо предусматривать место для расположения отвалов (шахты, карьеры, металлургические заводы и др.). 3. Выбор площадки для строительства предприятия включает следующий комплекс проектно-изыскательских работ: а) сбор материалов характеризующих: - транспортные связи района строительства по объему и условиям перевозки грузов; - топографию, инженерную геологию, гидрогеологию, направление и силу ветров и другие данные; б) инженерные обследования и изыскательские работы, связанные с подбором и изучением альтернативных вариантов площадок; в) проработку вариантов возможного размещения предприятия по транспортным и другим соображениям и установление по вариантам основных технико-эксплуатационных показателей, включающих: - размер площадки, га; - протяженность подъездного железнодорожного пути, км; - протяженность подъездной автомобильной дороги, км; - протяженность инженерных коммуникаций (ЛЭП, водоснабжения, канализации, газопровода), км; - показатели вертикальной планировки площадки · уклон планировочной плоскости, 0/00; · объем земляных работ. Кроме того, по вариантам площадок устанавливается несущая способность грунтов, уровень грунтовых вод, качество земель и др. факторы. г) технико-экономическое сравнение варианта площадки для строительства предприятия. Конкурирующие варианты сравниваются по капитальным и эксплуатационным затратам.
Транспортные вопросы, касающиеся определения станции примыкания подъездных железнодорожных путей предприятия к магистральной дороге и выполнения необходимых объемов перевозок грузов, согласовываются с Управлением соответствующей железной дороги, а при примыкании к железнодорожным путям других предприятий с их владельцами. Аналогично согласовываются пункты примыкания автомобильных дорог предприятия к магистральным автодорогам. Выбор варианта площадки для строящегося предприятия производится комиссией с участием заказчика и представителей всех заинтересованных организаций с ее выездом в район предстоящего строительства. По результатам рассмотрения конкурирующих вариантов и предложенных рекомендаций принимается окончательное решение и составляется протокол о выборе площадки. Указанный протокол прилагается к основному документу «Обоснованию инвестиций в строительство предприятия». На основании последнего орган исполнительной власти оформляет и выдает заказчику «Акт выбора земельного участка для строительства предприятия». Лекция № 3. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВЫ И ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ План лекции 3.1.Общие нормативы и положения проектирования предприятия. 3.2.Нормативы и положения проектирования генерального плана. 3.3.Привязка зданий и сооружений на генплане.
Литература
4. СНиП II – 89 90 «Генеральные планы промпредприятий». 5. Костин И.И. и др. «Генплан и транспорт промпредприятий». 6. Акулиничев В.М. и др. «Генплан и транспорт промпредприятий».
3.1. Общие нормативные положения проектирования предприятия. Проектные решения по генеральному плану являются составной частью проекта строительства или реконструкции промышленного предприятия, основываются на данных ее технологической части и выполняются как самостоятельный раздел. Основополагающим нормативным документом, определяющим общий регламент проектирования предприятия является «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11-01-95).
Указанный СНиП устанавливает порядок проектирования и определяет следующие положения (рис. 3.1)
Рис. 3.1 – Этапы и стадии проектирования предприятия
а) проектирование нового строительства, реконструкция, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений должно осуществляться на основании утвержденного технико-экономического обоснования (ТЭО). Оно разрабатывается на основе специального задания. Целью разработки ТЭО является определение принципиальных проектных решений по всем важнейшим вопросам проектирования предприятия, а также предварительная оценка необходимых объемов строительных работ, финансовых затрат и эффективности капиталовложений; б) разработка проектной документации осуществляется в одну стадию (для несложных объектов или объектов, которые будут строится по типовым проектам) или в две стадии проект и рабочая документация (для сложных объектов). В соответствии с указанным устанавливается и стадийность разработки генерального плана. в) исходными требованиями на разработку проекта предприятий, зданий и сооружений является задание на проектирование, которое составляется заказчиком проекта на основе утвержденного ТЭО. В задании на проектирование устанавливаются основные данные и требования к проекту: - сроки начала и окончания строительства; - стадийность проектирования; - основные и вспомогательные объекты, подлежащие строительству или реконструкции; - выделение очередности строительства или реконструкции; - основные технико-экономические показатели проекта. 1.2. Основные нормативные документы, регламентирующие проектирование генерального плана предприятия приведены на схеме (рис. 1.2). Основополагающим нормативным документом, регламентирующим проектирование генерального плана предприятий, независимо от их ведомственной принадлежности, являются СНиП II -89 – 80 «Генеральные планы промышленных предприятий». Они включают следующие основные положения и нормативы проектирования. 1) Порядок размещения проектируемых предприятий и требования по использованию земель, экологии, безопасным условиям работы, климатическим условиям и т.д. 2) Требования к горизонтальной планировке территории, обеспечивающие нормальное функционирование предприятия, рациональное и экономное использование земельных участков и эффективность капитальных вложений. 3) Порядок устройства внутриобъектных транспортных коммуникаций железнодорожного, автомобильного, конвейерного и гидравлического транспорта, въездов в производственные объекты и проездов между ними.
Рис. 3.2 – Основная нормативная документация, регламентирующая проектирование генеральных планов предприятий
4) Требования к выполнению вертикальной планировки промплощадки. 5) Порядок благоустройства территории промплощадки. 6) Правила размещения наземных, надземных и подземных инженерных сетей. 7) Показатели плотности застройки промплощадок предприятий. Проектирование транспортной системы предприятий, включающей железнодорожный, автомобильный, конвейерный и гидравлический транспорт, осуществляется в соответствии со СНиП 2.05.07-91. Внешние транспортные коммуникации проектируются: железнодорожные в соответствии со СНиП 32-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм», а автодорожные – со СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». Для разработки плана района размещения промышленного предприятия используется топографическая основа в масштабах 1:5000 и 1:10000. Проектирование рабочих чертежей генерального плана выполняется на топографической основе масштабов 1:1000 или 1:500. 3.3. Привязка зданий и сооружений на генеральном плане осуществляется с помощью системы координат. Базовой системой является геодезическая система координат, - определяющая географическую широту и долготу точек земной поверхности. Совокупность таких точек, закрепленных на земной поверхности образуют сеть геодезических пунктов, которые являются основой для картографических карт для нужд различных отраслей экономики. Одним изважнейших направлений использования топографической основы является проектирование размещения на местности предприятий, производственных объектов, транспортных и инженерных сооружений и коммуникаций. Однако, использовать при проектировании указанных объектов геодезическую сетку координат достаточно затруднительно и неудобно. Поэтому проектирование таких объектов ведется в условной строительной сетке координат. Для увязки строительных координат с геодезическими определяется система строительных координат (точку О пересечения начальных осей строительной сетки и направление осей) (рис. 3.3, а). Пересчет координат точек, определенных в строительной системе координат, в геодезическую систему и наоборот производится по специальным формулам. При использовании строительной сетки координат оси координат принимают параллельно осям генерального плана, а начало – ниже и левее чертежа. Указанное обеспечивает положительное значение координат всех сооружений (рис. 3.3, б). Координаты осей строительной сетки обозначаются буквами. На плане строительную сетку разбивают через 100 или 200 м. При этом разбивочные оси обозначают или расстоянием от начала координат (100, 200, 300 м и т.д.) или условными наименованиями – 01, 1А, 2А и т.д. Привязка зданий цеха к строительной сетке координат представлена на рис. 3.3, в. На промплощадке система координат закрепляется в виде базисных линий, располагаемых вдоль проездов. Точки базисных линий закрепляются постоянными полигонометрическими знаками. а)
б)
в)
Рис. 3.3 – Схемы координатных сеток и привязки зданий и сооружений: а – схема пересчета координат из одной сетки в другую; б – строительная сетка координат; в – привязка производственного здания на промплощадке в системе строительных координат Лекция № 4. Принципы проектирования генерального плана промышленных предприятий План лекции Принципы проектирования генерального плана.
Литература
7. Генплан и транспорт промышленных предприятий. Под. ред. Костина и Тиверского. 8. СНиП II – 89-80 «Генеральные планы промпредприятий».
Генеральные планы промышленных предприятий проектируются в соответствии со СНиП II – 89-80 на основе следующих принципов. 1. Размещение цехов на промплощадке должно соответствовать требованиям технологии и организации производства и обеспечивать поточность производственного процесса. Под поточностью производства понимается такое расположение основных цехов предприятия, которое а) соответствует технологической последовательности выполнения операций и размещения основных цехов; б) обеспечивает непрерывность производственного процесса; в) обеспечивает заданное направление производственного потока. По направлению производственного потока схемы генеральных планов промышленных предприятий делятся на две основные группы: а) прямопоточные, при которых основной производственный поток, до своего завершения и получения готовой продукции, следует только в прямом направлении (рис. 4.1).
Рис. 4.1 – Прямопоточная схема генерального плана промышленного предприятия
Возвратные движения материального потока в виде транспортного потока готовой продукции из прокатного цеха на основную станцию предприятия осуществляется, как правило, железнодорожным транспортом и требует специальных транспортных коммуникаций достаточно большой длины. В отдельных случаях, при благоприятных условиях и технико-экономическом обосновании эффективности, целесообразен вариант вывода этого транспортного потока на внешнюю сеть с устройством второго примыкания. б) возвратно-поточные, при которых основной производственный поток имеет прямое и возвратное движение (рис. 4.2).
Рис. 4.2 – Возвратно-поточная схема генерального плана промышленного предприятия Перемена направления производственного потока осуществляется в этом случае за счет соответствующего расположения на промплощадке основных производственных цехов и производится в его «шарнирных» точках (миксерное, разливочное, стрепкерное отделение, склады) без нарушения его общей технологической последовательности. Возвратно-поточные схемы характеризуются прямым выходом готовой продукции со склада прокатного цеха на основную станцию завода. В связи с указанным, при проектировании генплана заданное направление производственного потока обеспечивается за счет различного размещения основных производственных цехов. Относительно большой оси промплощадки производственный поток может иметь продольное, поперечное и комбинированное направление (рис. 4.3). 2. Генеральный план должен проектироваться с зонированием территории, то есть иметь четкое деление территории предприятия по виду производства и назначению зданий и сооружений с объединением однородных групп цехов в целях улучшения условий эксплуатации и кооперированного обслуживания. а)
б)
в)
Рис. 4.3 – Схема размещения производственных объектов на промплощадке при различном направлении производственного потока: а – продольном; б – поперечном; в – комбинированном При зонировании территории предприятия учитываются общность условий: энергопотребления, транспортного обслуживания, водоснабжения, пожарной безопасности и санитарных условий. Вспомогательные цехи должны располагаться возможно ближе к основным или к обслуживаемым цехам, а здания общезаводского назначения (административные и инженерные корпуса) размещаться у главного входа, в предзаводской зоне. 3. Генплан должен обеспечивать компактное планировочное решение, что позволяет рационально использовать территорию предприятия. При проектировании генерального плана общая площадь металлургического завода (Fоб) определяется ориентировочно, по следующему выражению Fоб = Fкхп + Fап + Fмп, га где Fкхп – площадь коксохимического производства, га; Fап – площадь агломерационного производства, га; Fмп – площадь металлургических переделов, га. Для каждого производства площадь устанавливается на основе его готовой производственной мощности (Пi) и удельной площади (fi) Fi = Пi * fi, га Величина удельной площади принимается: а) для металлургического передела - при объеме выплавки стали Пст = 1 – 5 млн. т в год fмп = 150 – 175 га/млн.т Пст = 6 – 10 млн. т в год fмп = 125 – 150 га/млн.т б) для коксохимического производства: fкхп = 20 – 25 га/млн.т в) для агломерационного производства: fап = 5 – 6 га/млн.т Компактность генплана определяется системой и плотностью застройки. Различают следующие системы застройки промплощадки предприятий (рис. 4.4): рядовую квартальную; блочную квартальную и многоквартальную; периметрическую и др. Компактность генплана оценивается двумя показателями: плотность застройки (П) и удельной площадью (У). Плотность застройки площадки предприятия – это отношение площади застройки к площади предприятияю , % где Рз – площадь застройки, включающая сумму площадей, занятых зданиями и сооружениями, открытыми установками, складами, подземными сооружениями (хранилища, тоннели и др.), а также резервные участки на промплощадке, га; Рпр – площадь предприятия в ограде (или в условных границах) с учетом площади, занятой веером железнодорожных путей, га.
Рис. 4.4 – Схемы застройки промплощадки: а – рядовая квартальная; б – блочная квартальная и многоквартальная; в - периметрическая
При многоэтажной застройке , % Плотность застройки нормируется СНиПом в зависимости от отраслей промышленности и типа предприятия. Для металлургических заводов он составляет 20 – 30 %, трубных и метизных 30 – 45 %, машиностроительных 40 – 50 %, предприятий легкой и пищевой промышленности 50 – 65 %. Удельная площадь, это единица площади завода, необходимая для получения определенного количества продукции. Для металлургических заводов такой отраслевой показатель – количество гектаров на 1 млн. т стали в год. С точки зрения повышения плотности застройки наиболее рациональным является: широкое применение блочной системы застройки, строительство многоэтажных зданий, применение горизонтального и вертикального непрерывного транспорта с автоматизацией транспортного процесса. 4. Генеральный план должен предусматривать очередность строительства, возможность удобного поэтапного развития и последующего расширения предприятия с максимальным использованием ранее построенных и эксплуатируемых сооружений. Резервировать территории для расширения предприятия следует в основном на периферии завода, а для отдельных производств в зоне их размещения. 5. В проекте генерального плана должны быть учтены климатические, инженерно-геологические и топографические особенности площадки предприятия и района его размещения. 5.1. Особое внимание уделяется анализу данных о направлении ветров, их повторяемости и силе. С этой целью строится роза ветров. Она представляет собой график, ориентированный по направлению румбов, на котором направление ветра и его сумма определяется линиями, направленными к центру розы, а процент повторяемости, - длиной этих линий (рис 4.5).
При размещении пыле- и газообразующих цехов нужно учитывать направление господствующих ветров, исключая возможность попадания дыма и пыли на территорию предприятия и жилого массива, а при необходимости предусматривать защитные мероприятия. 5.2. Размещение производственных зданий и сооружений на территории предприятия должно учитывать солнечную радиацию в южных районах, снегозаносимость и низкие температуры в северных районах. 5.3. Инженерно-геологические условия площадки учитываются при размещении цехов с крупногабаритными и массивными агрегатами и мостовыми кранами большой грузоподъемности. Их следует располагать в благоприятных геологических условиях с высокой несущей способностью грунтов. Топографические условия промплощадки при ее планировке должны обеспечивать размещение цехов с минимальным объемом земляных работ и надлежащий водоотвод. 6. Проект генерального плана предприятия должен отвечать экологическим требованиям, то есть обеспечивать охрану окружающей среды (земля, воздух, вода). С этой целью необходимо: - принимать компактные планировочные решения, с использованием минимальных площадей, преимущественно на непродуктивных землях; - обеспечивать создание необходимой санитарно-защитной зоны (СЗЗ). СЗЗ является специальной территорией между предприятием и жилой застройкой, которая предусматривается с целью уменьшения вредного воздействия выделяемых предприятиями вредностей и обеспечения в жилых массивах санитарных условий, отвечающих нормам. Размер СЗЗ строго регламентирован в зависимости от отрасли промышленности, вида и объема производства; - производить тщательную очистку промышленных стоков и отвод ливневых вод, а также очистку отходящих газов от вредности на дымоводах производственных агрегатов; - осуществлять рекультивацию земель, нарушенных открытыми и подземными горными работами, а также отвалами промышленных отходов. 7. Проект генерального плана должен обеспечивать благоприятные условия труда людей на предприятии. Они предусматривают решение следующих вопросов: организации работы пассажирского транспорта и пешеходного движения, благоустройства и озеленения территории, рационального размещения на площадке предприятия проходных пунктов, столовых, медпунктов, бытовых помещений и др. ЛЕКЦИЯ № 5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
План лекции. 5.1. Технико-экономические показатели генпланов. 5.2. Оптимизация проектируемого планировочного решения генпланов на основе модернизации и компьютеризации расчетов.
Литература
5.1. Технико-экономические показатели генпланов. Высокая капиталоемкость современных предприятий тяжелых отраслей промышленности и значительные эксплуатационные расходы на транспортировку сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и энергосистемы предъявляют самые высокие требования к проектам генеральных планов. Достаточно указать, что для современного металлургического комбината при объеме капзатрат, составляющее на 1 га заводской территории около 10 % или 2,0 млн грн. Непосредственно зависят от планировочных решений генерального плана и, связанных с ним расходов на транспорт и подачу энергоносителей. Разработка схемы генерального плана промышленного предприятия – одна из наиболее сложных задач проектирования. Особенность ее состоит в том, что необходимо найти наиболее экономичную компановку и взаимное расположение основных и вспомогательных цехов и складских комплексов, на выбранной площадке в увязке с видом транспорта архитектурно-строительными нормами, и с учетом возможного развития предприятия в перспективе. Поэтому при проектировании необходимо проработать несколько вариантов схем генерального плана и выбрать оптимальное планировочное решение. Сравнение и выбор оптимального варианта схемы генерального плана производится на основе системы технико-экономических показателей, характеризующих целесообразность, технический уровень и экономичность принятого решения. Технико-экономические показатели для сравнения и оценки вариантов генерального плана предприятия подразделяются на 3 группы. К первой группе показателей относятся качественные признаки, определяющие степень соответствия рассматриваемых вариантов основным принципам проектирования генерального плана. Этими критериями оценивают, например, степень обеспечения поточности производственного процесса, рациональность транспортных связей, возможность расширения предприятия в будущем, наличие зонирования территории и др. Ко второй группе относятся показатели, которые имеют количественную оценку, но не могут быть оценены через приведенные затраты, т.е. не могут быть оценены экономически. В общем виде эти показатели характеризуются выражением , где - оптимальный показатель по рассматриваемым вариантам; - экстремальное значение показателя (min или max) при числе вариантов N; - показатель в i -м варианте. К числу таких показателей могут быть отнесены плотность застройки, удельная площадь, коэффициент использования территории, то есть условные нормативы, оценивающие степень использования территории промплощадки. К третьей группе относятся количественные показатели, которые можно выразить через капитальные вложения и эксплуатационные расходы и оценить по приведенным затратам. К числу таких показателей относятся: объемы зданий и сооружений, протяженность транспортных и инженерных коммуникаций технических средств транспорта, а также штаты работающих, объемы перевозок, объем работ по вертикальной планировке и др. Комплекс указанных показателей характеризуется измерителями и стоимостной оценкой измерителя. В итоге представляется возможным их повариантное определения прямым расчетным приведенных затрат, сравнение и выбор оптимального варианта. 5.2. Оптимизация проектирования планировочных решений генерального плана промышленных предприятий основывается на математическом моделировании и использовании компьютерных технологий. В общем виде наиболее экономичная компановка схемы генерального плана описывается экономико-математической моделью с целевой функцией вида , тыс. грн. где П – приведенные затраты по вариантам; N – число рассматриваемых вариантов; - приведенные затраты, связанные с планировочными решениями, технологией, транспортом и энергетикой соответственно. Для каждого варианта приведенные затраты будут определяться по формуле: , тыс. грн. При выполнении расчетов, связанных со сравнением вариантов, могут не учитываться приведенные затраты по тем составляющим, которые в рассматриваемых вариантах имеют аналогичные технические решения. Например: если в сравнимаемых вариантах технологические решения не отличаются, то приведенные затраты по ним принимаются равным нулю (Птех = 0). Схемы генерального плана промышленного предприятия могут моделироваться также методом случайного поиска. Этот метод позволяет, при задачах большой размерности и относительно приближенном значения исходной информации, получить решение с приемлемой для проекторских целей точностью. Программное обеспечение для решения указанной задачи на ЭВМ в настоящее время широко используется в проектной практике (программа Гипромеза «Компановка 11-76»). ЛЕКЦИЯ № 6. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
План лекции. 6.1. Виды генеральных планов. 6.2. Особенности проектирования генеральных планов предприятий различных отраслей промышленности. 6.3. Особенности проектирования генеральных планов при развитии и реконструкции предприятий.
Литература
6.1. Различают следующие виды генеральных планов промышленных предприятий: проектный, строительный и исполнительный генплан. Проектный генеральный план разрабатывается на всех стадиях проектирования, но с различной степенью детализации. Он необходим как основной документ при строительстве предприятия, который определяет на промышленной площадке местоположение производственных объектов, транспортных и инженерных коммуникаций и др. Строительный генеральный план разрабатывается на основе проектного генплана и служит для решения вопросов размещения временных сооружений, необходимых только для нужд строительства предприятия. На строительном генплане указывается местоположение складов стройматериалов, площадок для монтажа технологического оборудования и сборки металлоконструкций, бытовых помещений, временных дорог и других объектов. Исполнительный генеральный план составляется после завершения строительства и действует в течение всего периода функционирования предприятия. На нем фиксируется фактическое положение всех построенных на предприятии зданий и сооружений и отмечаются имеющие место отступления (обычно незначительные) от проектного генерального плана. Такие отступления связаны с изменением технологии и организации строительства, неточностью данных инженерных изысканий и выполненных строительных работ, а также непредвиденными обстоятельствами. Исполнительный генплан является постоянно действующим официальным топографическим планом предприятия и непрерывно дополняется по мере его развития. Исполнительный генплан является документом для служебного пользования.
6.2. Промышленные предприятия функционально делятся на два основных типа: добывающие и обрабатывающие. Для этих предприятий общими признаками, определяющими производственный процесс в целом, являются: объем производства, а также характер, сложность и динамика производства. Функциональное различие производственных процессов этих предприятий заключается в отличии признаков, характеризующих предмет труда. К ним относятся агрегатное состояние, габариты, масса, физико-механические свойства. При ограниченных размерах и массе предмета труда он перемещаются в заданной технологической последовательности между стационарно расположенными производственными агрегатами или цехами. В этом случае транспортные связи между производственными объектами в процессе производства не изменяются и такие предприятия называются стационарными. К ним относятся металлургические, машиностроительные и другие предприятия. При значительных размерах предмета труда он превращается в объект труда, например, залежи полезного ископаемого, которые отрабатываются открытым и подземным способом. Рассмотрим этот процесс при открытом способе добычи (рис. 6.1).
Рис. 6.1 – Схема открытых работ при разработке крутопадающих залеже
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|