Морфологические нормы сущест-ых
Нормы, связанные с родом сущест-ых при использовании имени сущест-ых Сложности возникают: 1) С сущ-ми общего рода В языке есть слова способные обозначать лица и мужского и женского рода. В основном это оценочные слова чаще отрицания(неряха.соня,задира,обжора) редко положительного(умница) он ужасный обжора она ужасная обжора К словам общего рода не относятся названия лиц о профессии, званиях, должности соотносящиеся с лицами и мужского и женского рода(преподаватель инженер ректор) В официальной речи даже при обозначении лиц женского пола, они должны употребляться как мужской пол: ректор - анна степановна распоряДИЛСЯ. Врач анна приШЕЛ 2) С несклоняемыми сущ-ыми иноязычного происхождения Устанавливается на основе частных закономерностей 1) Нарицательные неодушевленные сущ-ые в подавляющем большинстве относятся к среднему роду (шоссе такси метро пальто) к женскому роду относятся единичные слова и названия лиц женского пола(фрау мисс леди ) к мужскому относят названия сыров, ветров, языков, животных, птиц и «кофе» НО при необходимости подчеркнуть что особь самка ставят женский род. Исключение: в женском роде всегда употребляется (це-це, колли,иваси) 2) Нарицательные одушевленные и собственные одушевленные названия лиц имеют род в соответствии с полом (фрау идальго мисс леди портье) 3) Собственные неодушевленные имеют род в соответствии с родовым понятием (тбилиси – город м.р. эри-озеро ср.р. миссисипи река ж.р.) В некоторых случаях есть проблемы с родом отдельных существительных: унты- унт, тапки-тапка. Падежные формы сущ-х сложности возникают в формах именительного и родительного падежа ср.рода. Им. падеж (окончания -а;ы) – директор – директорА ректор- реткорЫ. Односложные слова (например сорт) во мн.ч. имеют окончание «-а» в редких случаях «-ы»(торты). Двусложные слова имеют окончание «-а,я»(паспорта, векселя ) многосложные слова с ударением на 2-ом и 3-м слоге имеют окончание «–и,ы»(инженеры) если в ед.числе в слове окончание «-ёр» то во мн.числе используют окончание «-ы»(шоферы) если окончание на «–тор» то во мн.числе ставим «–а,ы»(ректоры рефлекторы)
в Р.п. мн.числа ставится окончание нулевое или на «– ов».??? Название парных предметов имеет окончание –-«о,а»(чулок сапог) исключение –игла.???? Название единиц измерений в современной речи употребляется с нулевым окончанием (30 ватт, 7 ампер) НО граммов и килограммов Название национальностей Если слово оканчивается на «–н,р» то во мн.ч нулевое окончание(грузин, армян, башкир,туркмен) если с основой на другие согласные, то окончание «– ов» (таджиков) Исключения (турок бурят) Название воинских групп, родов войск Если без числительных – окончание нулевое (взвод солдат, отряд драгун) Если с числительными – окончание «-ов» (пять солдатов, 7 гусаров) Нормы прилагательных сложности вызывают 1) формы степени сравнения 2)образование кратких форм оканчивающиеся на –енный(торжественный – торжестВЕН ответственный – ответстВЕН Нормы числительных сложности вызывают: 1) падежные формы количественных числительных 2) сочетаемость собирательных числительных. При склонении сложных числительных (50,500) изменяются обе части. 1-ая часть как простое числительное(1,2) 2-ая как существительное «село» во мн.ч. особый тип склонения имеют числительные (1,5;40;90;100;150) имеющих только две падежные формы (им.п.=винит.п.) пример: в им.п. и винит.п. - полтораста. Все остальные - полутораста собирательные числительные сочетаются с существительными мужского пола (пятеро мужчин, но не пятеро женщин) названия лиц не зависящие от пола(трое гостей трое друзей) с сущ-ми перешедших из прилагательных и причастий называющими лица(четверо пострадавших трое больных) с сущ-ми обозначающих детенышей животных (пятеро котят) но не семеро козлов) с сущ-ыми «дети» и «ребята» (трое детей, ребят) с сущ-ми обозначающие парные предметы(трое носков)с местоимениями- обычно при обозначении группы лиц где есть лицо муж.пола(нас было пятеро)
Нормы местоимений сложности: личные местоимения которые могут наращиваться звуком «н»(пришел от Н его). Недопустимо наращивание звука «н» после производных предлогов (от других частей речи) –он говорит насчет ИХ!, он находился внутри ЕГО. Нельзя наращивать «н» после сравнительной степени прилагательных (она старше ЕГО) Нормы глагола спрягается в трех лицах и двух числах. у некоторых недостаточных глаголов не образуется форма 1 лица ед.числа, иногда 2-го(победить убедить осудить удить очутиться) при необходимости используют обязательные выражения(сумею победить могу очутиться) глаголы выздороветь опротиветь опостылеть образуют формы по 1-ому спряжению. Я выздоровею ты выздоровеешь существуют избыточные глаголы(имеют двойные формы). брызгать — брызжет и брызгает, Многие приставочные глаголы с суффиксом «ну» при образовании форм прошедшего времени этот суффикс отбрасывают (замерзнуть-замерз) то же самое с причастия от этих глаголов(замерзнуть – замерзший а не замерзнувший) 12. Синтаксические нормы языка — это нормы построения словосочетания и предложения. § с выбором падежа существительных (не видеть ошибку — не видеть ошибки). Нормативно переходные глаголы при отрицании требуют постановки существительного в Р.п., т.е. нормативным будет вариант не видеть ошибок, § порядком слов (Созданный роман Лермонтовым дает представление о герое нашего времени). Нормативно причастный оборот ставится или перед или после определяемого слова, т.е. правильным будут варианты: Созданный Лермонтовым роман дает представление о герое нашего времени или Роман, созданный Лермонтовым, дает представление о герое нашего времени;
§ использованием причастных и деепричастных оборотов (Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных). По правилам деепричастие обозначает действие подлежащего, т.е. следует написать: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди посоветовали ему посетить семью Туркиных; § однородных членов предложения: Чехов был знаменитым прозаиком и новеллистом. § построением сложного предложения Первое, на что хочу обратить внимание, — это на экономическом положении. По синтаксическим нормам сказуемое, выраженное существительным, употребляется в Им.п., т.е. Правильным будет предложение: Первое, на что хочу обратить внимание, — это экономическое положение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|