Типы синтаксических ошибок
§ нарушение порядка слов: На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках. (Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность § нарушение норм управления: а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово: б) нарушение управления при синонимичных словах- уверенность в победу. Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу; в) нарушение управления при однородных членах предложения — покрывает и потворствует дурным наклонностям. Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему?)им; г) нанизывание падежей — располагает составленным агентом списком. Употребление цепочки зависимых слов в одном и том же падеже создает двусмысленность: имеет список, составленный агентом). § ошибки в употреблении однородных членов предложения: а) неверное соединение в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий: б) двусмысленность из-за возможности отнести один из однородных членов в другой ряд: Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья.; из-за несочетаемости одного из однородных членов с другими словами: окружить вниманием и помощью (можно: окружить вниманием, нельзя — окружить помощью);
в) неверное употребление предлогов и союзов при однородных членах предложения: детский комплекс на Черном море и Подмосковье — нужно: на Черном море и в Подмосковье; прочитал не только книги, но и законспектировал их, нужно: не только прочитал, но и …. § ошибки при употреблении причастных оборотов: а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма): по пути, начертанном великим Глинкой (в данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому?) начертанному; б) неверный порядок слов: На столе лежала отредактированная рукопись редактором. Нужно: Рукопись, отредактированная редактором,… или отредактированная редактором рукопись. § неверное употребление деепричастного оборота: а) не учитывается вид деепричастия: Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду. Нужно: Подъехав к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду. б) не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего: Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно. Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно. § ошибки при построении сложного предложения: а) загромождение предложения однотипными придаточными: Он высказал предположение, что его неверно поняли читатели, сказав, что ему представляется совершенно иная трактовка событий. Нужно: Он высказал предположения, что его неверно поняли читатели, потому что он совершенно иначе представляет трактовку событий. в) смещение конструкции: Главное, на чем настаивал оратор, — это на учете фактора адресата. Нужно: Главное, на чем настаивал оратор, — это учет фактора адресата. г) неверное употребление союзов и союзных слов: Но однако тем не менее мы должны сказать. Нужно: Но тем не менее мы должны сказать.
д) неправильный порядок слов в сложном предложении: Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене. Нужно: Перед нами были казачьи лошади, морды которых были в пене. 13. Функциональные стили - это исторически сложившаяся система рече-вых средств, которые используются в определённой сфере общения. Рас-смотрим их подробнее.
Разговорный стиль служит для обмена мыслями в повседневном об-щении, для передачи информации по бытовым вопросам. Характеризуется непринуждённостью, отсутствием формальностей, эмоциональностью, об-разностью и простотой. Сфера употребления: дружеская беседа, записка, ча-стное письмо. Лексический состав: нейтральная лексика, разговорная, про-сторечная. Научный стиль - это язык научных трудов, рефератов, сообщений. Ис-пользуется в официальной обстановке и характеризуется строгой логично-стью, объективностью, точностью и обобщённостью. Лексика: слова-термины, профессионализмы и проч. Публицистический стиль - стиль произведения и выступления на общественно-политические темы. Главная функция этого стиля - воздействие через средства массовой коммуникации. Сфера использования - официальная обстановка (статьи газет и журналов, телевидение, радио, митинги, собра-ния). Характеризуется использованием специальной общественно-политической лексики, логичностью и вместе с тем эмоциональностью. Литературно-художественный стиль – это стиль образно-поэтический, сфера его применения - художественные произведения русской литературы. Главная функция - изображение и воздействие. Используется во всех литера-турных жанрах: комедия, трагедия, повесть, рассказ, роман и проч. В литера-турном произведения для речевой характеристики литературного героя употребляется лексика и других стилей: разговорная лексика, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы и др. Официально-деловой стиль - это язык документов, законов и деловых бумаг. Главная функция - сообщение, передача, информации. Используется в официальной среде: законодательство, делопроизводство, административно - управленческая деятельность. Своеобразие лексического состава: официаль-но-деловая лексика, устойчивые обороты речи и синтаксические конструк-ции, канцеляризмы. Главное требование - точность, не допускающая двояко-го истолкования.
14. Научный стиль (н.с.) обслуживает разнообразные отрасли науки и техники, обеспечивает образовательный процесс в вузах различного профиля (гуманитарного, естественного и технического). Главная функция н.с. – сообщение (передача) научной информации, наиболее точное, логичное и однозначное выражение мыслей в той или иной области знания. 1. Н.с. реализуется в двух формах: устной (устная научная речь) и письменной (письменная научная коммуникация). Письменная монологическая речь является основной формой научного изложения. 2. Язык научного изложения дополняется средствами графической наглядности, т.е. чертежами, схемами, графиками, условными обозначениями, формулами, диаграммами, таблицами, рисунками и т.д. Стилистические черты (признаки) научной речи: 1. объективность (изложение разных точек зрения на проблему, отсутствие субъективизма при передаче научного содержания, безличность языкового выражения); 2. логичность (последовательность и непротиворечивость изложения); 3. доказательность (аргументация определенных положений и гипотез); 4. точность (использование терминов, однозначных слов, четкое оформление синтаксических связей в предложении и тексте); 5. сжатость и информационная насыщенность (использование видов компрессии научного текста); 6. обобщенность и отвлеченность суждений (использование общенаучной лексики, существительных с абстрактным значением), 7. безличность и абстрактность высказывания (употребление особых грамматических форм: преобладание возвратных и безличных глаголов, использование 3-го лица глагола, неопределенно-личных предложений, пассивных конструкций); 8. стандартизация средств выражения (использование речевых клише научного стиля для оформления структуры и компонентов научной работы, а также жанров аннотаций, рефератов, рецензий и др.).
4 вида научного стиля 1. Научно-популярный текст. Его адресатом является аудитория, не имеющая специальных навыков и знаний в определенной области. Научно-популярный текст сохраняет большинство терминов и четкость изложения, однако его характер значительно упрощен для восприятия. Также в этом стиле разрешено использовать эмоциональные и экспрессивные формы речи. Его задачей является знакомство широкой публики с какими-то фактами и явлениями.
2. Учебно-научный текст. Адресатом таких работ являются учащиеся. Цель послания - ознакомление с фактами, необходимыми для восприятия определенного материала. Информация излагается в общем виде с большим количеством типовых примеров. Этому стилю присущи использование профессиональной терминологии, строгая классификация и плавные переходы от обзора к частным случаям. Работы печатаются в учебных и методических пособиях. 3. Собственно научный текст. Здесь адресатом выступают специалисты в данной области и ученые. Целью работ является описание конкретных фактов, открытий и закономерностей. можно найти в диссертациях, докладах и рецензиях, 4. Техническо-научный текст. адресуются специалистам узкого профиля. Целью является применение знаний и достижений на практике
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|