Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы массажа и реабилитации в педиатрии




месяцев примерный рост составляет 1,5 см, после по­лугода 0,5 см. От 1 года и до 3 лет окружность голо­вы увеличивается на 1,5-2 см. Чтобы определить нор­мальный объем головы, можно провести нехитрый расчет: суммировать величину окружности головы при рождении с ежемесячной прибавкой.

Рассматривая окружность грудной клетки малы­ша, надо отметить, что ее у ребенка до 3 лет измеряют при спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накла­дывают сзади под нижними углами лопаток, затем переводят ее вперед и накладывают на уровне сосков.

По окружности груди можно судить об изменении поперечных размеров тела. При рождении окружность груди несколько меньше окружности головы и состав­ляет приблизительно 32-34 см. Впоследствии грудь увеличивается быстрее, чем головка малыша, особен­но в первом полугодии, ежемесячная прибавка состав­ляет 2 см, после 6 месяцев окружность груди увели­чивается медленнее, в среднем на 0,5 см в месяц. В возрасте от 1 года до 3 лет окружность грудной клет­ки ежегодно увеличивается на 1,5 см. Определить со­ответствие грудной клетки можно по той же схеме, по которой определяли окружность головы.

Для оценки общего пропорционального' сложения ребенка можно пользоваться наиболее простыми и рас­пространенными формулами Чулицкой или Эрисмана.

Индекс Чулицкой выглядит так.

х = (ЗОП + ОБ + ОГ) - Р,

где х = значению индекса, ОП — окружность пле­ча, ОБ — окружность бедра, ОГ — окружность го­лени, Р — рост.


_______ Анатомно-физиологические особенности... 15

Окружность плеча и бедра измеряются сантиметро­вой лентой в местах максимального объема, ОБ — под ягодичной складкой.

У хорошо упитанных детей до 3 лет х-индекс при­близительно равен 20-25.

Индекс Эрисмана определить еще проще:

х = ОГ - 0,5Р, где ОГ — окружность груди в см, Р — рост.

По Эрисману у детей до 1 года в норме х = +10 — 13,5, 2-3 лет х = +6 — 9.

Всем известен такой тяжелый период для ребен­ка, как прорезывание зубов. Эта процедура достав­ляет малышу определенное беспокойство, а иногда протекает с повышением температуры и другими рас­стройствами. Здесь родителям надо набраться тер­пения и проявить максимум любви и выдержки при уходе за ребенком. Первые зубы появляются обычно в 6-8 месяцев, а к 1 году ребенок имеет примерно 8 зубов.

Зубы, как правило, прорезываются в определенном порядке:

6-8 мес. 2 нижних резца

8-10 мес. + 2 верхних резца

10-11 мес. + еще 2 верхних резца

11-12 мес. + еще 2 нижних резца

Но тем не менее процесс прорезывания зубов ин­дивидуален и не надо расстраиваться, если зубки про­резываются не строго по времени.

Теперь перейдем ближе к теме нашего разговора — это статическая и моторная функции, мышечной и нервно-психической систем ребенка. Если вы ду­маете, что ребенок начинает двигаться после рожде­ния, то вы ошибаетесь. Еще в чреве матери, задолго


16 Основы массажа и реабилитации в педиатрии._________

до своего рождения, ребенок живет своей жизнью, где двигается, поворачивается и совершает различ­ные движения на своем уровне. Когда ребенок по­явился на свет Божий, у него включаются функции более высших анализаторов и развивается коорди­нация движений. В первую очередь формируется фиксация глазных мышц, ко 2-3-й неделе жизни ребенок уже фиксирует взгляд, чуть позже он сле­дит за движущимися предметами, поворачивает го­лову, а это говорит о координации движений мышц шеи. Ну а к 2-м месяцам малыш уже должен дер­жать голову. Тут эстафету развития принимают ручки. С 3-3,5 месяца ребенок начинает совершать целенаправленные движения, захватывать игрушки руками.

С 4-5 месяцев в работу включается спинка, малыш обычно начинает переворачиваться со спины на жи­вот и «ждет» 5-6 месяцев, чтобы перевернуться обратно с живота на спину. Вот малышу уже и полгода, быстро идет время, ваш ребенок самостоятельно сидит, а вам это говорит о начале координации нижних конечнос­тей. 7-8-месячный малыш неплохо ползает, и вам приходится доставать его из-под кровати и другой мебели.

В 8-9 месяцев ребенок может с поддержкой сто­ять, ас 10-12 месяцев делает первые шаги.

Опять же — это приблизительные, средние сроки, но ведь каждый человек, даже такой маленький, — это уже индивидуум, поэтому проявление этих функций может немного опережать или запаздывать, это не страшно. В общем, существует еще много особеннос­тей, и ребенок может


_______ Анатомно-физиологические особенности... 17

улыбаться3-8 недель

держать голову — 1,5-Змес.

тянуться к игрушке — 2,5-3 мес.

переворачиваться3,5-6 мес.

сидеть — 5—8 мес.

ползать — 5-9 мес.

вставать — 6-11 мес.

ходить с помощью6-12 мес.

стоять самостоятельно — 8-13мес.

ходить сам — 9-14 мес.

Совершенство двигательных и статических актов зависит от обучения и тренировки малыша, поэтому я неустанно повторяю, что ребенком надо заниматься. Делайте ему массаж, гимнастику в игровых формах, понуждайте его к движению (самостоятельно). Ведь сейчас закладываются его характер, поведение, и вы не должны оставаться в стороне.

Рассмотрим теперь чувства ребенка.

Глаза новорожденного относительно большие. К сведению пап, практически всегда голубого цвета, так что если цвет глаз вашего чада не совпадает с ро­дительским, не смотрите искоса на свою супругу. В следующие несколько месяцев цвет глаз ребенка будет меняться, но иногда так и остается голубым, счи­тается, что цвет глаз зависит от цвета радужной обо­лочки. Зрение новорожденного отличается светобо­язнью, поэтому в первое время его глаза почти все­гда закрыты, а зрачки сужены, слезные железы тоже не функционируют, поэтому до 2 недель он плачет без слез С 1,5 — 2 лет у ребенка развивается цвето­вое зрение и только к 4 годам появляется максималь­ная острота зрения


Табл. 1

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни(составле-но Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской, СМ. Кривиной, Э.Л. Фрухт, 1986)

 

Возраст Зрительные ориентиро­вочные реакции Слуховые ориентиро­вочные реакции Эмоции и социальное поведение Движения руки и дей­ствия с предметом Движения общие Подготови­тельные этапы раз­вития пони­маемой речи Подготови­тельные этапы раз­вития ак­тивной речи Навыки и умения в режимных процессах
10 дней Удерживает в поле зре­ния движу­щийся предмет Вздрагивает и мигает при резком звуке            
18—20 дней Удерживает в поле зре­ния непод­вижный предмет (лицо взрослого) Успокаива­ется при сильном звуке            
1 месяц Плавное прослежи­вание дви­жущегося предмета Двигатель-но-слуховое сосредото­чение (при­слушивается к голосу взрослого, звуку игруш­ки) Первая улыбка в ответ на разговор взрослого   Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову   Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним  

Продолжение табл. 1

 

2 месяца Длительное зрительное сосредото­чение- смот­рит на при­влекший внимание предмет (неподвиж­ный) или лицо взрос­лого. Дли­тельно следит за движущейся игрушкой Ищущие повороты головы при длительном звуке. Пово­рачивает голову в сторону голоса взрослого Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Дли­тельное сосредото­чение на другом ребенке   Лежа на животе, поднимает и некоторое время удер­живает голову   Повторно произносит отдельные звуки  
3 месяца Зрительное сосредото­чение в вертикаль­ном положе­нии (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке)   Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоцио­нальное общение с ним (разго­вор). Ищет глазами ребенка, издающего звук Случайно наталкива­ется руками на игрушки, низко вися­щие над грудью Лежит не­сколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко ПОДНЯВ голову. При поддержке под мышка­ми крепко упирается в твердую опору нога­ми, согну­тыми в тазобедрен­ном суставе Удерживает голову в вертикаль­ном положе­нии на руках у взрослого)      

Продолжение табл. 1

4 месяца Узнает мать (радуется) Поворачи­вает голову в сторону невидимого источника звука и находит его По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию Во время бодрствова­ния часто и легко возни­кает «ком­плекс ожив­ления» Громко смеется в ответ на эмоцио­нальное речевое общение с ним Ищет взглядом другого ребенка рассматри вает, раду­ется, тянет ся к нему          
5 месяцев Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по разному реагирует на лицо знако мого и не­знакомого взрослого) Узнает голос матери или близкого человека Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи Радуется ребенку берет у него из рук иг рушку Четко берет игрушку из рук взросло го Удержи­вает в руке игрушку Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямлен­ных рук Перевора чивается со спины на живот Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки   Подолгу певуче гулит Ест с ложки полу густую и густую пищу

Продолжение табл. 1

 

6 месяцев   По-разному реагирует на свое и чужое имя   Свободно берет иг­рушку из разных положений и подолгу занимается ею, пере­кладывает из одной руки в дру­гую Перевора­чивается с живота на спину Пе­редвигается переставляя руки или немного подползая   Произносит отдельные слоги (нача­ло лепета) Хорошо ест с ложки, снимает пищу губа­ми Пьет из блюдца или чашки
7 месяцев       Игрушкой стучит, размахива­ет, перекла­дывает, бросает ее и ЯР Хврошо ползает (много, быстро, в разных направлени­ях) На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократ­но показы­ваемый, постоянно находящий­ся в опреде­ленном месте Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги Пьет из чашки
8 месяцев     Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и ДР) Игрушками занимается долго и разнообраз­но действует ими При­держиваясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается Переступает, держась за барьер Сам садится и ложится По слову взрослого выполняет разученные ранее дей­ствия (без показа), например, «ладушки», «Дай ручку» На вопрос «где?» находит несколько (2_3) пред­метов на постоянных местах Громко и четко по­вторно произносит различные слоги Ест корочку, которую сам держит в руке Пьет из чашки, которую держит взрослый

Продолжение табл. 1

 

8 месяцев   Плясовые движения под плясо­вую мело­дию Догоняет ребенка, ползет к нему Под­ражает действиям и движениям другого С предмета­ми действу­ет по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает) Переходит от одного предмета к другому, слегка при­держиваясь за них рука­ми На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их посто­янного местополо- ЖОМИЯ **НЭ©Т свое имя, оборачива­ется на зов Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете Хорошо пьет из чашки, придержи­вая ее ру­кой Форми­руется навык оп­рятности (спокойно относится к процессу высажива­ния на гор­шок)
10 месяцев     Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним Самостоя­тельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает и закрывает вынимает и т д.) Дейст­вия с пред­метами принимают устойчивый характер Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее По просьбе «дай» нахо­дит и дает знакомые предметы При заигры­вании с ним («догоню-догоню», «Сорока-ворона», «прятки») выполняет разученные действия и движения Подражая взрослому, повторяет за ним новью слоги, кото­рых нет в его лепете Закрепля­ются уме­ния, приоб­ретенные в 9 месяцев

Продолжение табл. 1

 

11 месяцев     Радуется приходу детей Изби­рательно относится к детям Овладевает новыми разученны­ми дейст­виями (на­кладывает кубик на кубик, сни­мает и наде­вает на стержень кольца с широким отверстием) Стоит само­стоятельно Делает первые самостоя­тельные шаги По словес­ной инст­рукции выполняет разученные действия, не подсказан­ные предме­тами (водит куклу, кор­мит собачку и др) Появ­ляются первые обобщения в понимаемой речи По просьбе взрослого находит, дает любую куклу, кото­рую видит среди игру­шек, любой мяч, все машины и тд Произносит первые слова-обозначе­ния, напри­мер, «ав-ав», «кис-кис», «дай» Умения и навыки закрепляют­ся

Окончание табл. 1

 

12 месяцев Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову)   Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровож­дая смехом и лепетом Ищет игруш­ку, спрятан­ную другим ребенком Самостоя­тельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кор­мит и т д) Переносит действие, разученное с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и т д.) Ходит само­стоятельно (без опоры) Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, вы­полняет отдельные поручения найди, при­неси, поло­жи на место и др Пони­мает слово «нельзя» (прекращает действие) По слову взрослого выполняет разученные ранее дей­ствия с игрушками Легко под­ражает новым слогам Произносит 6—10 облег­ченных слов («баба», «ав-ав» итд) Самостоя­тельно пьет из чашки (берет рука­ми, ставит)

Таблица 2

Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни (разработано Н.М. Аксариной и К.Л. Печорой, 1986)

 

Возраст, мес Понимание речи Активная речь Сенсорное раз­витие Игра и действие с предметами Движения Навыки
  Запас понимае­мых слов быстро расширяется Пользуется лепетом и от­дельными облег­ченными слова­ми в момент двигательной активности, удивления, радо­сти Ориентируется в двух контраст­ных величинах предметов (типа кубов) с разни­цей ребра в 3 см Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разучен­ные (кормит куклу, нанизыва­ет кольца на стержень Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положе­ние (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) Самостоятельно ест густую пищу ложкой
16—18 Обобщает пред­меты по сущест­венным призна­кам в понимае­мой устной речи (в конфликтной ситуации) Словами, облег­ченными («би-би») и произне­сенными пра­вильно («маши­на»), называет предметы и действия в мо­мент сильной заинтересован­ности Ориентируется в 4 контрастных формах предме­тов (шар куб, кирпичик, приз­ма) Отображает в игре отдельные, часто наблюдае­мые действия Перешагивает через препятст­вия (брусочки) приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
19—21 Понимает не­сложный рассказ по сюжетной картинке, отвеча­ет на вопросы взрослого Во время игры обозначает свои действия слова­ми и двухслов­ными предложе­ниями Ориентируется в 3 контрастных величинах пред­метов (типа кубов) с разни­цей ребра в 3 см Воспроизводит несложные сю­жетные построй­ки перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома» Ходит по ограни­ченной поверх­ности (шириной 15-20 см), при­поднятой над полом на 15—20 см Частично разде­вается при не­большой помощи взрослого

Окончаеие табл.2

 

16—18 Обобщает пред­меты по сущест­венным призна­кам в понимае­мой устной речи (в конфликтной ситуации) Словами, облег­ченными («би-би») и произне­сенными пра­вильно («маши­на»), называет предметы и действия в мо­мент сильной заинтересован­ности Ориентируется в 4 контрастных формах предме­тов (шар, куб, кирпичик, приз­ма) Отображает в игре отдельные, часто наблюдае­мые действия Перешагивает через препятст­вия (брусочки) приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

Таблица 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...