Основы массажа и реабилитации в педиатрии
месяцев примерный рост составляет 1,5 см, после полугода 0,5 см. От 1 года и до 3 лет окружность головы увеличивается на 1,5-2 см. Чтобы определить нормальный объем головы, можно провести нехитрый расчет: суммировать величину окружности головы при рождении с ежемесячной прибавкой.
Рассматривая окружность грудной клетки малыша, надо отметить, что ее у ребенка до 3 лет измеряют при спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, затем переводят ее вперед и накладывают на уровне сосков.
По окружности груди можно судить об изменении поперечных размеров тела. При рождении окружность груди несколько меньше окружности головы и составляет приблизительно 32-34 см. Впоследствии грудь увеличивается быстрее, чем головка малыша, особенно в первом полугодии, ежемесячная прибавка составляет 2 см, после 6 месяцев окружность груди увеличивается медленнее, в среднем на 0,5 см в месяц. В возрасте от 1 года до 3 лет окружность грудной клетки ежегодно увеличивается на 1,5 см. Определить соответствие грудной клетки можно по той же схеме, по которой определяли окружность головы.
Для оценки общего пропорционального' сложения ребенка можно пользоваться наиболее простыми и распространенными формулами Чулицкой или Эрисмана.
Индекс Чулицкой выглядит так.
х = (ЗОП + ОБ + ОГ) - Р,
где х = значению индекса, ОП — окружность плеча, ОБ — окружность бедра, ОГ — окружность голени, Р — рост.
_______ Анатомно-физиологические особенности... 15
Окружность плеча и бедра измеряются сантиметровой лентой в местах максимального объема, ОБ — под ягодичной складкой.
У хорошо упитанных детей до 3 лет х-индекс приблизительно равен 20-25.
Индекс Эрисмана определить еще проще:
х = ОГ - 0,5Р, где ОГ — окружность груди в см, Р — рост.
По Эрисману у детей до 1 года в норме х = +10 — 13,5, 2-3 лет х = +6 — 9.
Всем известен такой тяжелый период для ребенка, как прорезывание зубов. Эта процедура доставляет малышу определенное беспокойство, а иногда протекает с повышением температуры и другими расстройствами. Здесь родителям надо набраться терпения и проявить максимум любви и выдержки при уходе за ребенком. Первые зубы появляются обычно в 6-8 месяцев, а к 1 году ребенок имеет примерно 8 зубов.
Зубы, как правило, прорезываются в определенном порядке:
6-8 мес. 2 нижних резца
8-10 мес. + 2 верхних резца
10-11 мес. + еще 2 верхних резца
11-12 мес. + еще 2 нижних резца
Но тем не менее процесс прорезывания зубов индивидуален и не надо расстраиваться, если зубки прорезываются не строго по времени.
Теперь перейдем ближе к теме нашего разговора — это статическая и моторная функции, мышечной и нервно-психической систем ребенка. Если вы думаете, что ребенок начинает двигаться после рождения, то вы ошибаетесь. Еще в чреве матери, задолго
16 Основы массажа и реабилитации в педиатрии._________
до своего рождения, ребенок живет своей жизнью, где двигается, поворачивается и совершает различные движения на своем уровне. Когда ребенок появился на свет Божий, у него включаются функции более высших анализаторов и развивается координация движений. В первую очередь формируется фиксация глазных мышц, ко 2-3-й неделе жизни ребенок уже фиксирует взгляд, чуть позже он следит за движущимися предметами, поворачивает голову, а это говорит о координации движений мышц шеи. Ну а к 2-м месяцам малыш уже должен держать голову. Тут эстафету развития принимают ручки. С 3-3,5 месяца ребенок начинает совершать целенаправленные движения, захватывать игрушки руками.
С 4-5 месяцев в работу включается спинка, малыш обычно начинает переворачиваться со спины на живот и «ждет» 5-6 месяцев, чтобы перевернуться обратно с живота на спину. Вот малышу уже и полгода, быстро идет время, ваш ребенок самостоятельно сидит, а вам это говорит о начале координации нижних конечностей. 7-8-месячный малыш неплохо ползает, и вам приходится доставать его из-под кровати и другой мебели.
В 8-9 месяцев ребенок может с поддержкой стоять, ас 10-12 месяцев делает первые шаги.
Опять же — это приблизительные, средние сроки, но ведь каждый человек, даже такой маленький, — это уже индивидуум, поэтому проявление этих функций может немного опережать или запаздывать, это не страшно. В общем, существует еще много особенностей, и ребенок может
_______ Анатомно-физиологические особенности... 17
улыбаться — 3-8 недель
держать голову — 1,5-Змес.
тянуться к игрушке — 2,5-3 мес.
переворачиваться — 3,5-6 мес.
сидеть — 5—8 мес.
ползать — 5-9 мес.
вставать — 6-11 мес.
ходить с помощью — 6-12 мес.
стоять самостоятельно — 8-13мес.
ходить сам — 9-14 мес.
Совершенство двигательных и статических актов зависит от обучения и тренировки малыша, поэтому я неустанно повторяю, что ребенком надо заниматься. Делайте ему массаж, гимнастику в игровых формах, понуждайте его к движению (самостоятельно). Ведь сейчас закладываются его характер, поведение, и вы не должны оставаться в стороне.
Рассмотрим теперь чувства ребенка.
Глаза новорожденного относительно большие. К сведению пап, практически всегда голубого цвета, так что если цвет глаз вашего чада не совпадает с родительским, не смотрите искоса на свою супругу. В следующие несколько месяцев цвет глаз ребенка будет меняться, но иногда так и остается голубым, считается, что цвет глаз зависит от цвета радужной оболочки. Зрение новорожденного отличается светобоязнью, поэтому в первое время его глаза почти всегда закрыты, а зрачки сужены, слезные железы тоже не функционируют, поэтому до 2 недель он плачет без слез С 1,5 — 2 лет у ребенка развивается цветовое зрение и только к 4 годам появляется максимальная острота зрения
Табл. 1
Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни(составле-но Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской, СМ. Кривиной, Э.Л. Фрухт, 1986)
Возраст
| Зрительные ориентировочные реакции
| Слуховые ориентировочные реакции
| Эмоции и социальное поведение
| Движения руки и действия с предметом
| Движения общие
| Подготовительные этапы развития понимаемой речи
| Подготовительные этапы развития активной речи
| Навыки и умения в режимных процессах
|
10 дней
| Удерживает в поле зрения движущийся предмет
| Вздрагивает и мигает при резком звуке
|
|
|
|
|
|
|
18—20 дней
| Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)
| Успокаивается при сильном звуке
|
|
|
|
|
|
|
1 месяц
| Плавное прослеживание движущегося предмета
| Двигатель-но-слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки)
| Первая улыбка в ответ на разговор взрослого
|
| Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову
|
| Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним
|
|
Продолжение табл. 1
2 месяца
| Длительное зрительное сосредоточение- смотрит на привлекший внимание предмет (неподвижный) или лицо взрослого. Длительно следит за движущейся игрушкой
| Ищущие повороты головы при длительном звуке. Поворачивает голову в сторону голоса взрослого
| Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительное сосредоточение на другом ребенке
|
| Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову
|
| Повторно произносит отдельные звуки
|
|
3 месяца
| Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке)
|
| Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним (разговор). Ищет глазами ребенка, издающего звук
| Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью
| Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко
ПОДНЯВ
голову. При поддержке под мышками крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе Удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого)
|
|
|
|
Продолжение табл. 1
4 месяца
| Узнает мать (радуется)
| Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию
| Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления» Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним Ищет взглядом другого ребенка рассматри вает, радуется, тянет ся к нему
|
|
|
|
|
|
5 месяцев
| Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по разному реагирует на лицо знако мого и незнакомого взрослого)
| Узнает голос матери или близкого человека Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи
| Радуется ребенку берет у него из рук иг рушку
| Четко берет игрушку из рук взросло го Удерживает в руке игрушку
| Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук Перевора чивается со спины на живот Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки
|
| Подолгу певуче гулит
| Ест с ложки полу густую и густую пищу
|
Продолжение табл. 1
6 месяцев
|
| По-разному реагирует на свое и чужое имя
|
| Свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею, перекладывает из одной руки в другую
| Переворачивается с живота на спину Передвигается переставляя руки или немного подползая
|
| Произносит отдельные слоги (начало лепета)
| Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами Пьет из блюдца или чашки
|
7 месяцев
|
|
|
| Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и ЯР
| Хврошо ползает (много, быстро, в разных направлениях)
| На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно показываемый, постоянно находящийся в определенном месте
| Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги
| Пьет из чашки
|
8 месяцев
|
|
| Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и ДР)
| Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается Переступает, держась за барьер
| Сам садится и ложится По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «Дай ручку»
| На вопрос «где?» находит несколько (2_3) предметов на постоянных местах
| Громко и четко повторно произносит различные слоги
| Ест корочку, которую сам держит в руке Пьет из чашки, которую держит взрослый
|
Продолжение табл. 1
8 месяцев
|
| Плясовые движения под плясовую мелодию
| Догоняет ребенка, ползет к нему Подражает действиям и движениям другого
| С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает)
| Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками
| На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местополо-
ЖОМИЯ **НЭ©Т
свое имя, оборачивается на зов
| Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете
| Хорошо пьет из чашки, придерживая ее рукой Формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок)
|
10 месяцев
|
|
| Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним
| Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия (открывает и закрывает вынимает и т д.) Действия с предметами принимают устойчивый характер
| Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее
| По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы При заигрывании с ним («догоню-догоню», «Сорока-ворона», «прятки») выполняет разученные действия и движения
| Подражая взрослому, повторяет за ним новью слоги, которых нет в его лепете
| Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев
|
Продолжение табл. 1
11 месяцев
|
|
| Радуется приходу детей Избирательно относится к детям
| Овладевает новыми разученными действиями (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает на стержень кольца с широким отверстием)
| Стоит самостоятельно Делает первые самостоятельные шаги
| По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др) Появляются первые обобщения в понимаемой речи По просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все машины и тд
| Произносит первые слова-обозначения, например, «ав-ав», «кис-кис», «дай»
| Умения и навыки закрепляются
|
Окончание табл. 1
12 месяцев
| Различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по слову)
|
| Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком
| Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и т д) Переносит действие, разученное с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу и т д.)
| Ходит самостоятельно (без опоры)
| Понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения найди, принеси, положи на место и др Понимает слово «нельзя» (прекращает действие) По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками
| Легко подражает новым слогам Произносит 6—10 облегченных слов («баба», «ав-ав» итд)
| Самостоятельно пьет из чашки (берет руками, ставит)
|
Таблица 2
Показатели нервно-психического развития детей второго года жизни (разработано Н.М. Аксариной и К.Л. Печорой, 1986)
Возраст, мес
| Понимание речи
| Активная речь
| Сенсорное развитие
| Игра и действие с предметами
| Движения
| Навыки
|
| Запас понимаемых слов быстро расширяется
| Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости
| Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей ребра в 3 см
| Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень
| Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)
| Самостоятельно ест густую пищу ложкой
|
16—18
| Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой устной речи (в конфликтной ситуации)
| Словами, облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности
| Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар куб, кирпичик, призма)
| Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия
| Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом
| Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
|
19—21
| Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого
| Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями
| Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей ребра в 3 см
| Воспроизводит несложные сюжетные постройки перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома»
| Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом на 15—20 см
| Частично раздевается при небольшой помощи взрослого
|
Окончаеие табл.2
16—18
| Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой устной речи (в конфликтной ситуации)
| Словами, облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности
| Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)
| Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия
| Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом
| Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
|
Таблица 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: