Методика реабилитации для детей.
VI. МЕТОДИКА РЕАБИЛИТАЦИИ ДАЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В данной главе я бы хотел остановиться на детях, перенесших или болеющих различными заболевниями. Ведь для таких детей гимнастика, массаж и другие оздоровительные процедуры еще более необходимы, чем для здоровых детей. В общем-то, к ним применимы вышеописанные комплексы, но с индивидуальной коррекцией к их развитию на каждый конкретный случай, аналогично дело обстоит и с массаж-ными приемами. Ведь не при всех заболеваниях используют общую технику массажа, где-то исключаются одни приемы, отдавая преимущество другим, необходимо контролировать темп, ритм, силу массажных движений и время к отдельному заболеванию. Важно, ч m бы родители участвовали в процессе реабилитации своих детей, но желательно под контролем участкового педиатра. Перед тем как самостоятельно лечить своего ребенка, проконсультируйтесь со специалистами При различных тяжелых формах заболевания лечение надо проводить в медицинских условиях. Необходимо отметить, что чем раньше выявлено заболевание и начато лечение, тем реальнее поставить ребенка «на ноги». Диагностика ранних нарушений центральной нервной системы Одним из наиболее часто встречающихся наруше- нием детей раннего возраста являются изменения в центральной нервной системе. Для раннего выявления етого нарушения невропатологи рекомендуют осматривать ребенка, его поведение и мышечный тонус. Ваш участковый педиатр должен вам разъяснять некоторые признаки отклонений. Так, например, когда раздеть малыша и положить на живот, то у здорового ребенка 3-4 месяцев:обе руки будут опираться о стол предплечьями, ку-лачки сжаты, положение вполне комфортно для ре-бенка, он может улыбаться, грудь и голова приподнять туловище, как правило, прямое. Все ягодичные и голенные складки симметричны. Голеностопные сгибаются и разгибаются легко и непринуж-дено, без отрыва таза от стола; Но если у ребенка отмечаются нарушения, то в та-ком положении (на животе) он будет капризничать, отличается ассимметрия туловища и головы (так как ребенок будет лежать вкривь-вкось), так же видно недействие ягодичных и подколенных складок. Если малыша перевернуть на спину, то здоровый ребенок:
будет симметрично держать голову, поворачивать и смотреть на вас. Туловище прямое, малыш играэт руками. Правая и левая стороны будут одинаково симметричны. Ножки согнуты в коленях и широко разведены. При различных нарушениях вы ишите отсутствие или искажение этих признаков;
228 Основы массажа и реабилитации в педиатрии _______ 6) если малыш чуть постарше, приблизительно 7 месяцев, то наряду с вышеперечисленными признаками, он сможет переворачиваться со спины на живот, а ребенок 9-10 месяцев уже смело стоит на четвереньках, ползает, легко переносит тяжесть тела с рук на ноги и наоборот и т. д. Это была оценка мышечного тонуса. Оценить нормальное развитие ребенка вы сможете, просмотрев еще раз таблицу в главе «Анатомо-физиологические особенности детского возраста». Мы уже упоминали слова Семенова, что «гимнастика для — тела есть гимнастика для ума». Из этого следует, что если ребенок не сможет нормально двигаться (из-за повышения тонуса отдельных мышечных групп), то это отразится: на его психомоторном развитии. Поэтому, используя массаж, расслабляйте напряженные участки тела. Из массажных приемов хорошим расслабляющим действием обладают поглаживание, сотрясение (легкое), разминание, если их выполнять мягко, плавно и более продолжительно. Применяют точечный массаж и седативным (тормозным) методом. Из упражнений лечебной физкультуры расслабляюще действуют такие приемы, как:
1) покачивание на мяче; 2) покачивание в позе эмбриона; 3) плавание. Держите ребенка в воде на весу «вертикально» на спине, на животе, просто покачивайте в воде в стороны. Вода — это отличное средство для оздоровления малыша. Методика реабилитации для детей... _____ Для расслабления приемлемы упражнения и мас-саж, аналогичные тем, которые мы описывали ранее. Важно развить координацию ребенка. Для этого используйте различные покачивания: 1) на руках; 2) покачивание вверх-вниз в положении лягушки; 3) легкие толчки ребенка, стоящего на четвереньках; 4) покачивание на качелях, в гамаке и т. д. Массаж при асимметрии мышечного тонуса Если у ребенка отмечается асимметрия мышеч- ного тонуса, т. е. нарушение вышеперечисленных знаков оценки тонуса мышц, то наряду с общей детской гимнастики и массажа параллельно вклю- чая специальные упражнения для устранения этих нарушений. Общая схема специальных мер примерно такова. Вы отмечаете очаги напряженных мышц и используетса в них только расслабляющие приемы массажа, на противоположных ослабленных мышцах, наоборот, тонизируйте мышцы. Тонизирующие приемы отличаются от седатиру-юших тем, что они, как правило, более энергичны, краткосменны, включая ударные приемы вибрации и тонизирующий точечный массаж, После массажа делают специальные упражнения. С асимметрией мышечного тонуса тело имеет одну позицию, поэтому необходимо массаж совмещать растягиванием напряженных мышц. Растягивание можно проводиться плавно и нежно, чтобы это был од-времено и массажный прием, и растяжка напряженных мышц. 230 Основы массажа и реабилитации в педиатрии Лечебные мероприятия при заболеваниях Врожденный вывих бедра. Дисплазия (деформация тазобедренного сустава) Дисплазия тазобедренного сустава — это практически полное нарушение формирования и развития тазобедренного сустава, следствием чего, как правило, является вывих тазобедренного сустава. Симптомы: это заболевание можно определить по следующим признакам: 1. Ограничение пассивного отведения бедра. Это
Можно определить и в положении на животе, для этого согните ножки ребенка, как при ползании. Вы также почувствуете разницу между больным и здоровым суставами. 2. Следующим частым признаком будет асиммет Эти самые характерные признаки заболевания помогут вам как можно раньше выявить его и обратиться к детскому ортопеду. Лечение. Включает в себя 3 основных метода: 1) лечение положением; 2) массаж; 3) лечебная физкультура.
Методика реабилитации для детей... 1. Лечение положением. В тяжелых случаях ортопед накладывает шину. Если состояние позволяет, можно пользоваться широ-ким пеленанием. Для этого используют 2-3 сложен-ных в несколько раз пеленки, которые помещают меж- ду ног ребенка (ноги должны быть разведены в стороны приблизительно на 70° и согнуты в коленных и тазобедренных суставах). Такое положение необхо-мо зафиксировать памперсами или пеленкой. Пе-ленание применяют до 3-4-месячного возраста. Нельзя носить ребенка на руках как попало. При этом заболевании ребенка держат животом к себе, и он «об-хвативает» ваш корпус разведенными ногами. Можно использоваться детским рюкзаком (они сейчас очень популярны), но рюкзак должен быть с жесткой спин-кой. Ещеодин вид правильного положения — лежа на животе, но при этом стопа ребенка должна свисать с кроватки, во избежание нарушения положения стоп напряжения мышц ног. 2. Массаж (чередуют с упражнениями). И. п. — лежа на животе: поглаживание; растирание задненаружных поверхностей ног. Затем отведите согнутые ноги ребенка в стороны, чтобы зафиксировав таз. И. п. — на спине: массируют передненаружные поверхности ног; поглаживание; растирание; Разгибание ног в коленных и тазобедренных сус-тавах в сочетании с мягким разведением бедер;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|