Методика реабилитации для детей.
После б месяцев: Присаживание с поддержкой за игрушки, за обе ручки, за одну руку и без поддержки. Повороты туловища в сторону. Поднимание прямых ног. Наклоны и подъемы тела. Напоминаю: гимнастику можно делать только те вправления грыжи и фиксации ее лейкоплас- тирем. Гипотрофия Обычное истощение ребенка. Причин, приводящих ему состоянию, очень много. Это могут быть: длительные хронические заболевания ребенка или нару-шение обмена веществ, плохая усвояемость питатель-них вешеств в желудочно-кишечном тракте, плохое молоко, недоедание или неправильный режим питания. Чаще болеют недоношенные дети или дети из со-циально-неблагополучных семей. Важное значение имеет и правильный уход за малышом, так как при регулярном недостатке свежего воздуха, а также и вашей любви и внимания тоже может раз-вится гипотрофия. Дети, страдающие истощением, выглядят все оди-наково: большой размер головы; отсутствие подкожно-жирового слоя; уменьшение веса; сухая, тусклая, морщинистая кожа. Сушествуют три степени заболевания, отставания ее на: 236 Основы массажа и реабилитации в педиатрии I степень» — 15-20%, II степень - 20-30%, III степень — 30% и выше. При лечении гипотрофии необходимо в первую очередь устранить причину заболевания, затем обес-печить хорошее питание и реабилитирующие проце-дуры. Длявосстановления детей применяют в основ-ном массаж и лечебную физкультуру. При выполнении работы с такими детьми надо быть очень внимательным и нагрузку дозировать строго индивидуально к каждому отдельному случаю. Нельзя полностью обнажать ребенка во время за-нятий. Например, при массаже спины ножки прикройте простынкой, так как у таких детей нарушена терморе-гуляция и понижен иммунитет.
Ваши руки должны быть обязательно теплыми, чистыми и нежными, все движения плавными и без-рывков, потому что кожа у больных гипотрофией очень слабая и может легко пораниться. Лечебные мероприятия назначают с учетом степе-ни заболевания. Противопоказаниями к лечебной физкультуре и массажу являются прогрессирующая потеря веса, сильная интоксикация, высокая темпера-тура, обострение основного заболевания. I степень — это легкая степень заболевания, при ко-торой наблюдаются незначительные торможения в пси-хомоторном развитии, уменьшается подкожно-жировой слой на животе и снижается эластичность ткани. Рекомендуют проводить массаж и гимнастику по общей схеме. Лучше пользоваться комплексами, раз-работанными для недоношенных детей. Интенсив-ность массажа и упражнений немного снижают за счет
_______________________________________ Методика реабилитации для детей... 237 уменьшения количества повторений упражнений, но прибавляют количество поглаживаний в массажных манипуляциях. II степень — средняя. В этом случае картина забо-левания хуже. Явно видны задержка психомоторного развития; раздражительность, вялость, нарушение сна, уменьшение жирового слоя по всему телу, кожа бледная, сухая. В мышечной ткани отмечается напря-жение. Все упражнения делают в медленном плавном темпе. Занятия длятся 10-15 минут. Комплекс упражнений для детей, страдающих ги-потрофией (в возрасте 5-6 месяцев): - массаж рук; поглаживание- 5-6 раз; скрещивание рук на груди — 3-4 раза. Все приемы чередуют с поглаживанием — 3-4 раза - массаж ног: I сгибание и разгибание ног (скользящие шаги) — 2-3 раза; Поворот со спины на живот в одну сторону (с помощю) - 1 раз; - массаж спины: поглаживание — 3-4 раза; растирание — 3-4 раза; поглаживание — 3-4 раза, попорот со спины на живот (в другую сторону) — 1раз массаж живота: поглаживание — 6-8 раз; - массаж стоп: поглаживание — 6-8 раз; растирание 6-8 раз;
Основы массажа и реабилитации в педиатрии рефлекторные упражнений! для стоп — 6—8 раз; поворот на бок и рефлекторное разгибание позво-ночника по 1 разу на каждом боку; - массаж грудной клетки: III степень, как вы уже пон-яли, это тяжелая степень заболевания. Здесь ярко выражены все симптомы, описанные во II степени. Нарушается деятельность всех органов и систем ребенка. Он сильно затормо-жен, вялый, жировой слой отсутствует, полное отста-вание в психомоторном развитии. Кожа собирается в складки, мышцы атрофированы. Сильно нарушена тер-морегуляция тела. Картина заболевания очень тяже лая и требует повышенного внимания. Здесь можем быть прогрессирующая потеря веса, следовательно, массаж и ЛФК противопоказаны. Но можно исполь-зовать перемены положения тела, прогулки, сон на свежем воздухе. Как только снижение веса прекратилось и началась прибавка массы, начинайте массаж и ЛФК, но с мини-мальной нагрузкой. При массаже применяют только поглаживание. Следите, чтобы температура в помеще-нии была не ниже 25°, не раздевайте полностью малы-ша. Продолжительность занятий 5-8 минут. Комплекс упражнений для: детей 3-6 месяцев при гипотрофии III степени: - массаж рук: - массаж ног: - массаж стоп: Методика реабилитации для детей..._______ 239 поглаживание — 5-6 раз; - рефлекторные упражнения для стоп — 5-6 раз; выкладывание на живот; - массаж спины: поглаживание — 3-4 раза; поворот на бок и рефлекторное разгибание позво-ночника на бок по 1 разу; - массаж живота: поглаживание — 3-4 раза; - массаж груди: поглаживание — 3-4 раза. Рахит Это системное заболевание, при котором из-за не-хватки витамина D происходит нарушение всех ор-ганов и систем организма. Полностью нарушается обмен веществ. Тяжелая форма этого заболевания сейчас отмечается редко, а вот начальная, легкая форма досих пор встречается довольно часто. Патологический процесс развивается из-за недо-статка витамина D, после чего происходит нарушение фосфорно-кальциевого баланса, что пагубно влияет на формирование костной ткани. Витамин D содержит-ся в рыбьем жире, а в организме ребенка вырабаты-вается под действием ультрафиолетовых лучей. Попоэтому плохие условия ухода за ребенком, нерациональное питание, недостаток пребывания на свежем воздухе,
недостаток двигательной активности ребенка приводит к такому результату. Этому заболеванию более подвержены истощенные, недоношенные дети. Симптомы: в начале заболезания симптоматика не виражена. В основном оно выражается в наруше- ________ Методика реабилитации для детей...__ 241 Методика массажа и ЛФК подбираются индивиду-ально, учитывая возраст ребенка, стадию заболевания и симптоматику. Если заболевание обнаружено на самых ранних этапах, т. е. при наличии незначительных признаков рахита, то занятия проводят по общему плану возра-стной категории, но с учетом индивидуальной вынос-ливости, можно уменьшать нагрузку до 2-3 повторе-ний на каждое упражнение. Будьте осторожны при выполнении пассивных движений, не повредите сус-тавы и кости ребенка, потому что при рахите отмеча-ется размягчение костной ткани. Комплекс для детей, страдающих рахитом с 1 -3 месяцев (начальная стадия заболевания): 1) дыхательное упражнение — 2-3 раза; 2) поглаживание рук; 3) поглаживание ног; 4) массаж стоп; 5) рефлекторные упражнения для стоп; 6) рефлекторная «ходьба»; 7) выкладывание на живот; 8) поглаживание спины; 9) рефлекторное ползание; 10) поглаживание живота; 11) покачивание на мяче; 12)поглаживание груди; 13) дыхательное упражнение Если ребенок быстро устает, разбейте комплекс на 2-3 части. Все упражнения повторяют по 2-3 раза.
В более тяжелой стадии состояние ребенка ухудша-ется.. I. Отмечаются поражения всех органов и систем.
242 Основы массажа и реабилитации в педиатрии____ Ребенок становится лабильным, т. е возбудимость сменяется заторможенностью и наоборот. В этом периоде требуется повышенное внимание Нельзя долго держать ребенка в одной позе. Рекомен- дуется чаще выкладывать его на живот. Истощенным и слабым детям подкладывают под грудь валик. Все упражнения выполнять только лежа на животе и спи-не. Помните о повышенной ранимости суставов и ко-стей. Продолжительность комплекса приблизительно 8-12 минут. Комплекс для детей 3~6 месяцев в разгаре забо-левания: 1) дыхательное упражнение; 2) поглаживание рук; 3) поглаживание ног; 4) массаж и рефлекторные упражнения для стоп, 5) поворот со спины на живот (с помощью); 6) поглаживание спины; 7) рефлекторное ползание; 8) поглаживание грудной клетки; 9) поглаживание рук;
10) разведение и скрещивание рук на груди — 2-3 рази, 11) поглаживание ног; 12) сгибание ног — 3-4 раза; 13) поглаживание живота. Период выздоровления. В этом периоде заня-тия проводят по общему плану возрастной катего-рии, используя комплексы для недоношенных детей, так как тонус костной ткани еще не полностью вос-становился. Не спешите ставить ребенка на ножки Массажные манипуляции тоже становятся разнооб-разней. Методика реабилитации для детей..._______ 243 Комплекс для выздоравливающих детей 6-9 ме- цев: 1) поглаживание рук; 2) круговые движения руками; 3) массаж живота; 4) поворот со спины на живот вправо; 5) массаж спины;
7) ползание; 8) массаж ног; 9) сгибание и разгибание ног;
10) массаж и рефлекторные упражнения для стоп; 11) приподнимание головы и туловища за разведен
12) поворот со спины на живот влево; 13) массаж спины; 14) «парение» на животе; 15) приподнимание из положения на животе, поддерживая под локти, до перехода в положение стоя на коленях; 16) отведение рук в стороны и скрещивание их на г руди; 17) скользящие шаги; 18) массаж живота (все приемы); Период реабилитации. После выздоровления ребенка проводят реабилитационный курс для лик-видации остаточных явлений. Упражнения делают по общей схеме, выполняют практически все при-емы рекомендуемые для здоровых деток. Следует об-ратить внимание на профилактику плоскостопия и сколиоза. 244 Основы массажа и реабилитации в педиатрии Комплекс для детей 9~ 12 месяцев: 1) скрещивание рук на груди; 2) сгибание и разгибание ног; 3) кругообразные движенгия рук; 4) повороты со спины на живот (самостоятельно), 5) массаж спины; 6) приподнимание ту лов и: ща за ноги до подъема 7) ползание (самостоятельно); 8) ходьба на руках; 9) массаж живота;
10) поднимание прямых нот (самостоятельно); 11) «скользящие шаги»; 12) присаживание за руки; 13) повороты корпуса в стороны (сидя); 14) поднимание головы и плеч, лежа на животе; 15) наклоны корпуса стоя; 16) «бокс», лежа на спине; 17) упражнение для стоп. Комплекс упражнений доля детей от 1 года до 1 года 6 месяцев: 1) скрещивание рук на груда (лежа); 2) «скользящие шаги»; 3) «бокс»; 4) присаживание; 5) повороты в стороны (сидя); 6) поднятие рук вверх; 7) из присаживания переход в положение лежа; 8) подъем прямых ног; 9) поворот со спины на живот (в обе стороны);
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|