Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задняя и внутренняя поверхность ноги





258 Основы массажа и реабилитации в педиатрии_________

напряженных участков применяют такие приемы, как поглаживание, сотрясание, валяние, легкая вибрация

Для тонизирования ослабленных мышц использу­ют глубокое поглаживание пальцами, растирание с отягощением, гребнеобразное, поколачивание, энергич­ное разминание, штрихование, строгание

Главным моментом здесь является необходимость использовать массажные приемы с учетом симптома­тических особенностей состояния ребенка При про­ведении массажа учитывайте вынужденную позу боль­ного Курс массажа — 25-30 процедур Обычно дела­ют несколько курсов, сочетая с физкультурой

Ожоги

Нередко встречаются случаи, когда наши деткболее старшего возраста начинают ит ересоваться спичккми, газовыми горелками или просто неосторожно обраща­ются с юрячими жидкостями. И это неудивительно, ведь ребенок в возрасте примерно от 3 лет становится чересчур любопытным, непоседливым, хочет все знать, ему все интересно, откуда что берется, как что работа­ет, но в то же время он еще не знает, что такое опас­ность, его движения еще не до конца скоординирова­ны, и поэтому немудрено, если он переливает на себя емкость с кипятком, или по недосмотру взрослых чю-либо подожжет, или подойдет к газовой или электро­плите. Дети постарше, от 5 лет, начинают увлекаться разными пиротехническими изделиями.

Результатом подобных мероприятий являются ожо­ги Различают ожоги I—IV степеней.

При ожогах I степени появляется острая жгучая боль, после чего возникают покраснение и припухлость


 

 

Методика реабилитации для детей...

кожи Это самая легкая форма ожога, поэтому обыч­но через 2—3 дня краснота и припухлость исчезают На 4-5-й день кожа на месте ожога слущивается и оттор­гается, ожог бесследно проходит.

II степень — в этом случае кожа повреждается до
сосокового слоя Сперва появляются те же симптомы,
что и при I степени, после чего образуются пузыри с
прозрачным серозным содержанием Со временем
жидкость в пузыре становится мутной. Через 3-4 дня
пузыри лопаются. Если такой ожог содержится в чи­
стоте и не происходит инфицирования, то заживление
происходит в течение 10-12 дней без образования
рубца В случае, если к ожогу присоединилась инфек­
ция, то выздоровление затягивается и может остается
рубец.

III степень — это уже наиболее серьезная степень
ожога. Здесь происходит отмирание ткани и образо­
вание струпа После его отпадения и отторжения
омертвевшей ткани сначала развивается грануляцион­
ная ткань, а затем рубец. Рубцы обычно становятся
морщинистыми При нахождении рубцов в области
суставов возможно развитие ограничения подвижно­
сти суставов.При большой площади ожога может
развиться интоксикация организма. Эта степень ожога
опасна для жизни, и ожоги III степени половины тела
имеют смертельный исход

IV степень — обугливание ткани.

Лечение при ожогах I степени. Лучше как можно быстрее подставить обожженный участок под холодную проточную воду, затем осторожно вытереть и обработать специальным антиожоговым аэрозолем


 

Основы массажа и реабилитации в педиатрии

При ожогах II степени применяют различные методы лечения. Если ожог имеет большую поверх­ность, то ребенка необходимо отвести к врачу и там получить квалифицированную помощь. При незна­чительной площади ожога можно самому оказать по­мощь. При закрытом методе на обожженную повер­хность накладывают повязку с той или иной мазью.

Массаж обычно делают при ожогах II, чаще III сте­пени. Начинают массаж с момента полной эпителиза-ции гранулирующей поверхности и в стадии рубцева­ния, т. е. в период выздороления, когда кожа практи­чески восстановилась.

При ожогах массаж полезен тем, что улучшает кро-во- и лимфтоток, уменьшает или устраняет рубцовые деформации, уменьшает образование контрактур (ту-гоподвижности), снимает болезненность, отечность, улуч­шает регенерацию ткани, ну и, естественно, повышает защитные силы организма.

Методика массажа.

Массаж делают очень нежно. Можно использо­вать крем или масла, улучшающие заживление тка­ней. Выполняют в основном такие приемы, как по­глаживание и растирание. Производят поглажива­ние и растирание окружающих место ожога тканей, поглаживание и растирание самого рубца или за­жившего ожога. Обычно применяют такие приемы, как пиление, щипцеобразные, поглаживание, расти­рание. Из приемов разминания — это сдвигание, ра­стяжение, надавливание, вибрация непрерывистая, лабильная, встряхивание всей конечности или сотря­сение области тела.


_________ Методика реабилитации апя детей...______ 261

Время процедуры зависит от степени повреждения, места его и нарушения функции.

Курс обычно составляет 10—1 5 сеансов, через 7-20 дней курс повторяют. Повторный курс — 7-10 про­цедур ежедневно или через день».

Ушибы

Еще одной неприятностью могут явиться ушибы и травмы у ребенка.

При любой травме, если вы не видели, как упал или ушибся ребенок, не видели механизма травмы, угол, площадь падения, а даже если и видели, но ребенок проявлял сильное беспокойство по поводу травмы, необходимо сделать рентген или хотя бы проконсуль­тироваться у травматолога, а затем приступить к ле­чебным процедурам.

В данном случае задачей массажа будет усилить кровообращение и лимфоток в зоне повреждения, уменьшить отек и боль, скованность, восстановить функцию в поврежденном суставе или области тела.

Методика. В первые дни непосредственно по­врежденное место не трогают. Массаж делают по от­сасывающей методике. Все приемы начинают выше места повреждения в направлении к крупным лимфо-зузлам, для усиления оттока из области повреждения. \ Делают поглаживания опять» же по направлению S ближайших лимфатических уз лов, растирание, легкие

I

разминания, выжимание, непрерывную вибрацию. После 4-5 процедур в массаж включают непосред­ственно место повреждения. Нагрузку массажа дози­руют в зависимости от степени ушиба, состояния и ответной реакции ребенка.


262 Основы массажа и реабилитации в педиатрии_______

Хороший эффект дают такие приемы, как плоско­стное круговое поглаживание, обхватывающее погла­живание по ходу лимфотока Растирание подушечка­ми пальцев, легкое разминание Ударные приемы противопоказаны Время процедуры — 10—20 минут Курс составляет 7-10 сеансов После 4-5 процедур можно включать физические упражнения

Травмы Переломы верхних конечностей

При переломах массаж способствует уменьшению болей, улучшает трофику тканей и восстановитель - ные функции, предупреждает атрофию мышц и ту-гоподвижности в соседних суставах

Обычно у детей переломы срастаются очень быс­тро, поэтому массаж можно начинать после снятия гипсовой повязки Во время массажа проверяйте со­стояние мышечного тонуса, присутствие спазма oт-дельных мышечных пучков На участках, где мышеч­ный тонус усилен, ослабляйте интенсивность и вре­мя сеанса В общем, используйте все приемы по общей схеме, но адекватно реакции ребенка На первых про­цедурах делайте легкий массаж, не допуская болевых ощущений, после 3-5-й процедуры пробуйте пассив­ные движения в суставах Если есть отеки, а они, ско рее всего, будут, используйте отсасывающую меюди ку, т е начинайте с вышележащих областей Непос редственно на месте перелома используйте поглаживание и растирание в виде спиралевидных движений Заканчивают массаж обычно общими об­хватывающими поглаживаниями, легким сотрясени­ем конечности Длительность процедуры — от 7-10


__________ Методика реабилитации для детей...___ 263

минут, к концу курса увеличивается до 20-30 минут Курс лечения составляет 15-20 сеансов Массаж необ­ходимо сочетать с пассивными и активными упражнени­ями

Закаливание

Закалка-тренировка есть наука одна, способная на человеке развить силы и волю для того, чтобы любой болезни давать отпор Человеку надо испытать на себе то, что есть в приро­де Он не должен бояться ничего приходит жараты с нею, как с другом Приходит холодты и к нему, как к лучшему дру­гу, иди со своим телом Сейчас перед нами стоит задача са­мого себя перестроить на вновь поставленную дорогу Надо изменить поток сознания людей

(Порфирий Иванов)

Закаливание естественными, природными фактора­ми имеет важное значение я развитии здорового ре­бенка Многие известные педиатры утверждают, что гимнастика, массаж и закаливание должны быть обя­зательно введены в повседневный режим ребенка К этим мероприятиям надо подходить регулярно, систем­но, а не от случая к случаю или в качестве летней оздоровительной кампании Закаливание — это целая система мероприятий, заметно повышающих резерв­ные силы и выносливость организма к различным влияниям природы

С ростом цивилизации люди стараются придумы­вать как можно больше разных хитроумных изобре­тений, которые создают им комфорт и уют, начиная от одежды и заканчивая разными кондиционерами и сплит-системами, тем самым отдаляясь от матери-при­роды Резко упало здоровье населения, люди стали намного болезненней, чутко реагируют на малейшие изменения в климате


264 Основы массажа и реабилитации в педиатрии___________

Это все говорит о том, что мы растем в тепличных условиях. А ведь наш соотечественник П Иванов ввел в жизнь чудесную систему. Он не стал прятаться от природы, а, наоборот, с любовью вышел к ней, посте­пенно приближаясь к своим истокам.

Я не призываю вас сию минуту раздеть своих детей и выгнать их на холод, но необходимо знать, что чем больше вы будете нежить своего ребенка в тепличных условиях, тем меньше он будет приспо­соблен к здоровой жизни. Средствами закаливания являются в первую очередь природные условия, сол­нце, воздух и вода, которые всегда рядом и рады уд­ружить нам. Но каждый такой фактор можно исполь­зовать при условиях, отвечающих гигиеническим тре-" бованиям. Для воздуха и воды — это чистота, отсутствие химической, механической и бактериаль­ной загрязненности. При закаливании солнечными лучами имеет значение время дня, так как в разное время угол падения солнечных лучей различен.

Всем известно, что фундамент здоровья заклады­вается с детства. Поэтому закаливание надо начинать с раннего возраста. При закаливании происходит тре­нировка не только кровеносной системы, но и цент­ральной нервной системы, сердечно-сосудистой систе­мы, нервно-мышечного аппарата. В общем, весь орга­низм включается в благотворную работу

Но при закаливании маленького ребенка необходи­мо учитывать его анатомо-физические особенности

Механизм закалки состоит в том, что раздражение кожных рецепторов вызывает кратковременное суже­ние сосудов, а затем их расширение, учащается пульс, кратковременно повышается артериальное давление,


__________ Методика реабилитации для детей...__ 265

меняются частота и глубина дыхания, улучшается об­мен веществ в организме

Но нельзя забывать, что хороший эффект от зака­ливания можно получить при соблюдении таких мо­ментов, как.

1) учет индивидуальных особенностей ребенка,

2) регулярное использование процедур круглый
год;

3) все закаливающие процедуры проводят на фоне
эмоционального положительного настроя

Индивидуальный/подход требует учета не только возраста и физического развития, но и состояния здо­ровья, ранее перенесенных заболеваний Если ребе­нок заболел, то закаливающие процедуры надо пре­кратить, а после выздоровления начинать их с мень­шей дозировкой.

Закаливание воздухом

Воздух, пожалуй, самый доступный вид закалива­ния. При этом виде закалки организм приучается к температурным колебаниям Закаливание воздухом начинают с первых недель жизни, но к холодному воздуху приучают постепенно. Закаливание воздухом начинают с проветривания помещения, ежедневных прогулок и сна на воздухе, воздушных ванн

 

Номер ванны Время, мин, до 1 года После 1 года
1-3    
4-6    
7-9    
10-15    
16-20    
21-26    
26-30    

 

Основы массажа и реабилитации в педиатрии

Помещение, где находится ребенок, необходимо проветривать. Осенью и зимой комнату проветривают не менее 4-5 раз в день и не меньше 10 минут. Темпе­ратура воздуха в комнате должна быть приблизитель­но 20-22°. Если температура выше, то у детей, особен­но грудных, начинается усиление потоотделения, а снижение температуры чревато переохлаждением. Очень полезно грудным детям спать на воздухе, это укрепляет их нервную систему и является профилак­тикой рахита. Полезным мероприятием являются и воздушные ванны. В холодное время воздушные ван­ны принимают в комнате, летом -на свежем воздухе.

 

Номер ванны Время, мин, на животе | на спине
1-2    
3-4    
5-6    
7-8    
9-10    
11-12    
13-14    
15-16    
17-18    
19-20    
21-22    
23-24    
25-26    
27-28    
29-30    

Комнатные воздушные ванны проводят в хорошо проветриваемых комнатах. Температура при первых ваннах- должна быть 20-22°, в дальнейшем темпера­туру снижают и доводят до +16-17° для детей от б месяцев до 1 года, а для детей 2-3 лет — до +15°. На­чинать воздушные ванны можно с 2 месяцев. Грудным детям воздушные ванны делают через 30 минут после еды.


__________ Методика реабилитации для детей...____ 267

Воздушные ванны запрещены при лихорадочных состояниях. Ребенок должен чувствовать себя бодро и весело.

Солнечные ванны. Закаливание солнцем

Воздействие солнечных лучей также очень важно для ребенка, это тренирует теплорегулирующие функ­ции. При закаливании солнцем регулируется кровооб­ращение, улучшается дыхание кожи, обмен веществ, кожа становится упругой и эластичной. Увеличивает­ся количество эритроцитов, повышается гемоглобин в крови. Активизируются ферментативные и выделитель­ные процессы, образуется витамин D, что препятствует заболеванию рахитом. Но стоит заметить, что между закалкой солнцем и загаром ничего общего нет, так что во время солнечных ванн не ориентируйтесь на загар. Летом дети должны принимать солнечные ванны в тени, а детям до 1 года их принимать не рекомендуется.

Световоздушные ванны детям до 1 года начинать рекомендуют в теплую безветренную погоду при тем­пературе воздуха не ниже 22°, под деревом или наве­сом. Начинают ванны с первых месяцев жизни, посте­пенно обнажая ребенка, сначала открывают руки, за­тем ноги, после этого все тело.

Детки после года могут принимать ванны в труси­ках в сидячем положении, а после привыкания при более низкой температуре, не ниже 16°, в виде подвиж­ных игр.

Приблизительная схема свето-возд ушных ванн

Дети должны в равной степени лежать как на спи­не, так и на животе. При появлении «гусиной» кожи


 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...