Задняя и внутренняя поверхность ноги
258 Основы массажа и реабилитации в педиатрии_________ напряженных участков применяют такие приемы, как поглаживание, сотрясание, валяние, легкая вибрация Для тонизирования ослабленных мышц используют глубокое поглаживание пальцами, растирание с отягощением, гребнеобразное, поколачивание, энергичное разминание, штрихование, строгание Главным моментом здесь является необходимость использовать массажные приемы с учетом симптоматических особенностей состояния ребенка При проведении массажа учитывайте вынужденную позу больного Курс массажа — 25-30 процедур Обычно делают несколько курсов, сочетая с физкультурой Ожоги Нередко встречаются случаи, когда наши деткболее старшего возраста начинают ит ересоваться спичккми, газовыми горелками или просто неосторожно обращаются с юрячими жидкостями. И это неудивительно, ведь ребенок в возрасте примерно от 3 лет становится чересчур любопытным, непоседливым, хочет все знать, ему все интересно, откуда что берется, как что работает, но в то же время он еще не знает, что такое опасность, его движения еще не до конца скоординированы, и поэтому немудрено, если он переливает на себя емкость с кипятком, или по недосмотру взрослых чю-либо подожжет, или подойдет к газовой или электроплите. Дети постарше, от 5 лет, начинают увлекаться разными пиротехническими изделиями. Результатом подобных мероприятий являются ожоги Различают ожоги I—IV степеней. При ожогах I степени появляется острая жгучая боль, после чего возникают покраснение и припухлость
Методика реабилитации для детей... кожи Это самая легкая форма ожога, поэтому обычно через 2—3 дня краснота и припухлость исчезают На 4-5-й день кожа на месте ожога слущивается и отторгается, ожог бесследно проходит.
II степень — в этом случае кожа повреждается до III степень — это уже наиболее серьезная степень IV степень — обугливание ткани. Лечение при ожогах I степени. Лучше как можно быстрее подставить обожженный участок под холодную проточную воду, затем осторожно вытереть и обработать специальным антиожоговым аэрозолем Основы массажа и реабилитации в педиатрии При ожогах II степени применяют различные методы лечения. Если ожог имеет большую поверхность, то ребенка необходимо отвести к врачу и там получить квалифицированную помощь. При незначительной площади ожога можно самому оказать помощь. При закрытом методе на обожженную поверхность накладывают повязку с той или иной мазью. Массаж обычно делают при ожогах II, чаще III степени. Начинают массаж с момента полной эпителиза-ции гранулирующей поверхности и в стадии рубцевания, т. е. в период выздороления, когда кожа практически восстановилась.
При ожогах массаж полезен тем, что улучшает кро-во- и лимфтоток, уменьшает или устраняет рубцовые деформации, уменьшает образование контрактур (ту-гоподвижности), снимает болезненность, отечность, улучшает регенерацию ткани, ну и, естественно, повышает защитные силы организма. Методика массажа. Массаж делают очень нежно. Можно использовать крем или масла, улучшающие заживление тканей. Выполняют в основном такие приемы, как поглаживание и растирание. Производят поглаживание и растирание окружающих место ожога тканей, поглаживание и растирание самого рубца или зажившего ожога. Обычно применяют такие приемы, как пиление, щипцеобразные, поглаживание, растирание. Из приемов разминания — это сдвигание, растяжение, надавливание, вибрация непрерывистая, лабильная, встряхивание всей конечности или сотрясение области тела. _________ Методика реабилитации апя детей...______ 261 Время процедуры зависит от степени повреждения, места его и нарушения функции. Курс обычно составляет 10—1 5 сеансов, через 7-20 дней курс повторяют. Повторный курс — 7-10 процедур ежедневно или через день». Ушибы Еще одной неприятностью могут явиться ушибы и травмы у ребенка. При любой травме, если вы не видели, как упал или ушибся ребенок, не видели механизма травмы, угол, площадь падения, а даже если и видели, но ребенок проявлял сильное беспокойство по поводу травмы, необходимо сделать рентген или хотя бы проконсультироваться у травматолога, а затем приступить к лечебным процедурам. В данном случае задачей массажа будет усилить кровообращение и лимфоток в зоне повреждения, уменьшить отек и боль, скованность, восстановить функцию в поврежденном суставе или области тела. Методика. В первые дни непосредственно поврежденное место не трогают. Массаж делают по отсасывающей методике. Все приемы начинают выше места повреждения в направлении к крупным лимфо-зузлам, для усиления оттока из области повреждения. \ Делают поглаживания опять» же по направлению S ближайших лимфатических уз лов, растирание, легкие
разминания, выжимание, непрерывную вибрацию. После 4-5 процедур в массаж включают непосредственно место повреждения. Нагрузку массажа дозируют в зависимости от степени ушиба, состояния и ответной реакции ребенка.
262 Основы массажа и реабилитации в педиатрии_______ Хороший эффект дают такие приемы, как плоскостное круговое поглаживание, обхватывающее поглаживание по ходу лимфотока Растирание подушечками пальцев, легкое разминание Ударные приемы противопоказаны Время процедуры — 10—20 минут Курс составляет 7-10 сеансов После 4-5 процедур можно включать физические упражнения Травмы Переломы верхних конечностей При переломах массаж способствует уменьшению болей, улучшает трофику тканей и восстановитель - ные функции, предупреждает атрофию мышц и ту-гоподвижности в соседних суставах Обычно у детей переломы срастаются очень быстро, поэтому массаж можно начинать после снятия гипсовой повязки Во время массажа проверяйте состояние мышечного тонуса, присутствие спазма oт-дельных мышечных пучков На участках, где мышечный тонус усилен, ослабляйте интенсивность и время сеанса В общем, используйте все приемы по общей схеме, но адекватно реакции ребенка На первых процедурах делайте легкий массаж, не допуская болевых ощущений, после 3-5-й процедуры пробуйте пассивные движения в суставах Если есть отеки, а они, ско рее всего, будут, используйте отсасывающую меюди ку, т е начинайте с вышележащих областей Непос редственно на месте перелома используйте поглаживание и растирание в виде спиралевидных движений Заканчивают массаж обычно общими обхватывающими поглаживаниями, легким сотрясением конечности Длительность процедуры — от 7-10 __________ Методика реабилитации для детей...___ 263 минут, к концу курса увеличивается до 20-30 минут Курс лечения составляет 15-20 сеансов Массаж необходимо сочетать с пассивными и активными упражнениями Закаливание Закалка-тренировка есть наука одна, способная на человеке развить силы и волю для того, чтобы любой болезни давать отпор Человеку надо испытать на себе то, что есть в природе Он не должен бояться ничего приходит жара — ты с нею, как с другом Приходит холод — ты и к нему, как к лучшему другу, иди со своим телом Сейчас перед нами стоит задача самого себя перестроить на вновь поставленную дорогу Надо изменить поток сознания людей
(Порфирий Иванов) Закаливание естественными, природными факторами имеет важное значение я развитии здорового ребенка Многие известные педиатры утверждают, что гимнастика, массаж и закаливание должны быть обязательно введены в повседневный режим ребенка К этим мероприятиям надо подходить регулярно, системно, а не от случая к случаю или в качестве летней оздоровительной кампании Закаливание — это целая система мероприятий, заметно повышающих резервные силы и выносливость организма к различным влияниям природы С ростом цивилизации люди стараются придумывать как можно больше разных хитроумных изобретений, которые создают им комфорт и уют, начиная от одежды и заканчивая разными кондиционерами и сплит-системами, тем самым отдаляясь от матери-природы Резко упало здоровье населения, люди стали намного болезненней, чутко реагируют на малейшие изменения в климате 264 Основы массажа и реабилитации в педиатрии___________ Это все говорит о том, что мы растем в тепличных условиях. А ведь наш соотечественник П Иванов ввел в жизнь чудесную систему. Он не стал прятаться от природы, а, наоборот, с любовью вышел к ней, постепенно приближаясь к своим истокам. Я не призываю вас сию минуту раздеть своих детей и выгнать их на холод, но необходимо знать, что чем больше вы будете нежить своего ребенка в тепличных условиях, тем меньше он будет приспособлен к здоровой жизни. Средствами закаливания являются в первую очередь природные условия, солнце, воздух и вода, которые всегда рядом и рады удружить нам. Но каждый такой фактор можно использовать при условиях, отвечающих гигиеническим тре-" бованиям. Для воздуха и воды — это чистота, отсутствие химической, механической и бактериальной загрязненности. При закаливании солнечными лучами имеет значение время дня, так как в разное время угол падения солнечных лучей различен. Всем известно, что фундамент здоровья закладывается с детства. Поэтому закаливание надо начинать с раннего возраста. При закаливании происходит тренировка не только кровеносной системы, но и центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата. В общем, весь организм включается в благотворную работу Но при закаливании маленького ребенка необходимо учитывать его анатомо-физические особенности
Механизм закалки состоит в том, что раздражение кожных рецепторов вызывает кратковременное сужение сосудов, а затем их расширение, учащается пульс, кратковременно повышается артериальное давление, __________ Методика реабилитации для детей...__ 265 меняются частота и глубина дыхания, улучшается обмен веществ в организме Но нельзя забывать, что хороший эффект от закаливания можно получить при соблюдении таких моментов, как. 1) учет индивидуальных особенностей ребенка, 2) регулярное использование процедур круглый 3) все закаливающие процедуры проводят на фоне Индивидуальный/подход требует учета не только возраста и физического развития, но и состояния здоровья, ранее перенесенных заболеваний Если ребенок заболел, то закаливающие процедуры надо прекратить, а после выздоровления начинать их с меньшей дозировкой. Закаливание воздухом Воздух, пожалуй, самый доступный вид закаливания. При этом виде закалки организм приучается к температурным колебаниям Закаливание воздухом начинают с первых недель жизни, но к холодному воздуху приучают постепенно. Закаливание воздухом начинают с проветривания помещения, ежедневных прогулок и сна на воздухе, воздушных ванн
Основы массажа и реабилитации в педиатрии Помещение, где находится ребенок, необходимо проветривать. Осенью и зимой комнату проветривают не менее 4-5 раз в день и не меньше 10 минут. Температура воздуха в комнате должна быть приблизительно 20-22°. Если температура выше, то у детей, особенно грудных, начинается усиление потоотделения, а снижение температуры чревато переохлаждением. Очень полезно грудным детям спать на воздухе, это укрепляет их нервную систему и является профилактикой рахита. Полезным мероприятием являются и воздушные ванны. В холодное время воздушные ванны принимают в комнате, летом -на свежем воздухе.
Комнатные воздушные ванны проводят в хорошо проветриваемых комнатах. Температура при первых ваннах- должна быть 20-22°, в дальнейшем температуру снижают и доводят до +16-17° для детей от б месяцев до 1 года, а для детей 2-3 лет — до +15°. Начинать воздушные ванны можно с 2 месяцев. Грудным детям воздушные ванны делают через 30 минут после еды. __________ Методика реабилитации для детей...____ 267 Воздушные ванны запрещены при лихорадочных состояниях. Ребенок должен чувствовать себя бодро и весело. Солнечные ванны. Закаливание солнцем Воздействие солнечных лучей также очень важно для ребенка, это тренирует теплорегулирующие функции. При закаливании солнцем регулируется кровообращение, улучшается дыхание кожи, обмен веществ, кожа становится упругой и эластичной. Увеличивается количество эритроцитов, повышается гемоглобин в крови. Активизируются ферментативные и выделительные процессы, образуется витамин D, что препятствует заболеванию рахитом. Но стоит заметить, что между закалкой солнцем и загаром ничего общего нет, так что во время солнечных ванн не ориентируйтесь на загар. Летом дети должны принимать солнечные ванны в тени, а детям до 1 года их принимать не рекомендуется. Световоздушные ванны детям до 1 года начинать рекомендуют в теплую безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 22°, под деревом или навесом. Начинают ванны с первых месяцев жизни, постепенно обнажая ребенка, сначала открывают руки, затем ноги, после этого все тело. Детки после года могут принимать ванны в трусиках в сидячем положении, а после привыкания при более низкой температуре, не ниже 16°, в виде подвижных игр. Приблизительная схема свето-возд ушных ванн Дети должны в равной степени лежать как на спине, так и на животе. При появлении «гусиной» кожи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|