В. В. Устюгова. Стратегии адаптации к реалиям ХХ века
В. В. Устюгова Пермь, Пермский государственный университет ПЕРВОЕ КИНО В ПРОВИНЦИИ – МЕЖДУ МАССОВЫМ И КАМЕРНЫМ: СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ К РЕАЛИЯМ ХХ ВЕКА В данной работе предполагается рассмотреть появление кинематографа в губернской столице Пермь и то влияние, которое он оказал на жизнь горожан. Первое кино жители Перми увидели в конце ХIХ века. Благодаря строящемуся Великому Сибирскому железнодорожному тракту, в городах Урала и Сибири синематограф появился в тот же год, что и в европейских столицах. Осенью 1896 г. на страницах губернской печати были напечатаны первые афиши, предлагавшие посетить киносеансы в частном доме предпринимателя С. Ковальского. Гастроли передвижных синематографов, столичных цирков и театральных трупп с новомодным репертуаром оказались ожидаемыми событиями в культуре Перми, заполнив собой необходимую нишу в системе его развлечений и повседневной жизни. Они нашли заинтересованного зрителя среди обывателей среднего достатка и «класса» мастеровых, которых было особенно много в заводской столице. На цирковых аренах проводились чемпионаты по атлетике и борьбе, которые вызывали страстный интерес горожан, особенно если в состязаниях принимали участие местные силачи–любители, например, грузчики с пароходов и пр. Цирки привлекали дамскую публику и не только рекламными трюками «дамы бесплатно», но и демонстрацией модных танцев, романтических пантомим, конными номерами с участием элегантных наездниц. В театрах, садах и на эстрадных площадках устраивались дивертисменты, выступали гастролирующие артисты. Кино в провинциальной Перми показывали в передвижных цирках, деревянных балаганчиках, музеях–паноптикумах. Избранная публика могла видеть синематограф в Городском театре, в Благородном и Общественном собраниях. На Рождество и Пасху там демонстрировали «Настоящего Люмьера».
Первый специальный электро–театр был построен в Перми в 1907 г. и назвался «Одеон». Возможно, это название выбрали по аналогии с американскими никель–одеонами, за просмотр в которых необходимо было платить мелкую монетку – никель. С этих пор электро–театры в Перми начали расти как грибы, называясь – «Аполло», «Иллюзион», «Аквариум». Так называлось большинство кинематографов в столицах и по всей провинциальной России. Появление новых видов отдыха и развлечений спровоцировало радикальные перемены в структуре городского культурного пространства. Для новых зрелищ создавались специальные площадки. Открывались летние сады и фотографические ателье, строились деревянные цирки. Многие Торговые Дома обустраивали для своих магазинов здания в стиле ар нуво и использовали современные строительные конструкции. Первые респектабельные электро–театры в Перми, например, «Триумф», открывшийся в 1910 г., строились с использованием железобетонных конструкций и оформлялись в стиле модерн. Некоторые получили название «Модерн»; города украшалось витринами и афишами с характерными для этого стиля виньетками. Между тем нужно заметить, что большинство провинциальных электро–театров, как прежде балаганных аттракционов, оборудовалось в деревянных, неблагоустроенных помещениях, со скамейками в залах, при отсутствии норм пожарной и гигиенической безопасности. Исследование повседневности этих кинематографов позволит выявить различные условия жизни горожанина и в то же время интеграционные процессы, происходившие тогда. Как лакмусовая бумажка, новые театры проявят значимые социальные перемены и просто факты городской жизни. В проекции иллюзионов, как некогда на мигающем экране, вспыхивают картины живой действительности (с улицами, пешеходами, магазинами, извозчиками, пр. ). Тем более, что хронику снимали в провинциальной Перми, также как делали местные сюжеты в других городах и местностях.
В электро–театрах шли те же фильмы, что в Париже и Мехико. И это были не только примитивные комические и пикантные сюжеты, Мордашкины и Глупышкины. Без преувеличения самым любимым зрелищем горожан начала века являлись видовые картины. Снятые в больших городах и самых экзотических уголках планеты, они были интересны детям и взрослым, мужчинам и женщинам, они знакомили городского обывателя со стремительно меняющимся окружающим миром. «Грандиозная охота на бегемотов в Верхнем Ниле», «Гонка пирог в Индо–Китае», «По железной дороге на ледяные горы». Картины расширяли кругозор, были настоящим «окном» в мир для людей начала века. Со временем появились научные картины и актуальная хроника. Медицина, астрономия, развитие науки в целом особенно интересовали публику в те годы, но самым пристальным вниманием 1910–х пользовалась авиация или воздухоплавание, как тогда говорили. «Авиационная неделя в Петербурге, в присутствии Государя Императора» и «Московские бега 31 января 1910 года, победа знаменитого «Крепыша» чередовались на экранах с демонстрацией европейских мод. Бурное развитие массовой культуры стало одним из явлений нового века, и открывающиеся синематографы, цирки, летние сады, кафе–шантаны превращались в средоточия городской жизни. Кинематограф в самых своих различных жанрах доносил до обывателей реалии нового столетия – от знакомства с событиями военной хроники до увлечения спортом, от новинок науки и техники до современных дамских мод, выступая, таким образом, одним из факторов формирования жизненного мира человека своего времени. Новые увлечения горожан, с одной стороны, адаптировали публику к происходящим переменам, а с другой стороны, по законам распространения массовой культуры, выполняли компенсаторные функции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|