М. М. Леонов. Назидания в девичьих альбомах второй половины. XIX – начала XX В.
М. М. Леонов Самара, Самарская академия гос. и муниципального управления НАЗИДАНИЯ В ДЕВИЧЬИХ АЛЬБОМАХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX В. Девушка из дворянской семьи, Мария Васильевна Трофимович, попросила отца оставить памятную запись в ее альбоме. Отец сочинил дилетантское стихотворение, полное назиданий. В нем, между прочим, были строки: «Коль будешь мать, желаю сыновей // Избавь тебя господь от дочерей»[158]. Такое пожелание, высказанное в адрес Марии, может показаться оскорбительным. Автор стиха, однако, преследовал совсем иные цели: он искренне заботился о благе своего ребенка. Дело в том, что в патриархальной среде российского дворянства воспитание девочки связывали с большими хлопотами и расходами. Требовалось обеспечить ее приданым, а затем регулярно вывозить в свет, чтобы выдать замуж. Как следует из текста посвящения, «сердечное желание» отца заключалось в том, чтобы дочь избежала горя и «долгий век счастливо провела». Залогом будущего счастья представлялись религиозность, почитание родителей, способность «приворожить супруга» и родить ему сыновей. Девичьи альбомы, подчас с обезоруживающей прямотой, сообщали о нормах и ценностях светского общества. Источники этого типа содержат богатый материал для изучения частной жизни женщин второй половины XIX – начала XX веков. Альбом как исторический источник давно вызывает научный интерес, однако, по меткому выражению В. Э. Вацуро, «до сих пор из него извлечено гораздо меньше, чем он может дать»[159]. В данном исследовании альбом будет рассматриваться не только как литературный памятник, но и как источник по истории светской культуры середины XIX – начала XX веков. Альбомы заметно разнились по внешнему виду, содержанию, предназначению, кругу авторов. Как правило, в альбомах можно обнаружить записи в стихах и прозе, рисунки и ноты. Кроме того, популярностью пользовались разнообразные альбомы–коллекции (альбомы визитных карточек, собрания газетных вырезок, писем и других документов в подлинниках и копиях). В отдельных альбомах сохранились гербарии и памятники материальной культуры[160]. По своему происхождению альбомы могли быть личными (мужскими, женскими, детскими) и коллективными (выпускные альбомы, альбомы в подарок юбиляру). В настоящее время принято выделять три наиболее распространенных типа альбома: литературно–бытовой, собрание текстов и собрание автографов[161].
Упомянутый выше альбом Марии Трофимович относится к классическому типу альбомов автографов. В нем несколько десятков страниц с записями и рисунками подруг и родственников. Этот «домашний» альбом был призван разнообразить досуг гостей. Стоит отметить, что домашние альбомы нередко отличались сентиментальностью и морализаторством. Так, на форзаце альбома юной Елизаветы Самариной размещена миниатюра, изображающая мать и дочь с цветами и фруктами[162]. Внутри – акварели, романтические посвящения, наставления. Основными авторами альбома были старшие братья Елизаветы, каждый из которых оставил несколько записей, по преимуществу назидательного характера. Житейские мудрости в девических альбомах преподносились как в оригинальных текстах родственников, так и в цитатах из классиков. Воспитательная функция подобных записей не подлежит сомнению. Оформляя свои мысли как пожелания на будущее, родственники предостерегали юную хозяйку альбома от ошибок и соблазнов в настоящем, напоминали о нравственных обязанностях, подчеркивали главенствующую роль старших в семье: «Желаю вам лишь добродетель чтить // К родителям почтение хранить // Людей достойных уважать // Друзей своих не забывать // Чтобы уметь довольным быть всегда судьбою // И управлять собою»[163].
Аналогичные назидания встречаются и в альбомах мальчиков. Так, альбом Николая Астафьева открывается посвящением его матери: «Милый и драгоценный мой Николя. Что могу более желать тебе как не то, чтобы ты всегда был добрым христианином, верным слугою Царю и отечеству и покорным сыном. Имей характер твердый, стремление ко всему благородному и прекрасному. Помни, что великодушие, честь и бескорыстие дороже всего, что прекрасная душа одна возвышает человека»[164]. Примечательно, что по мере взросления владельца альбома, записи такого рода становятся редкими и со временем вовсе исчезают. Вместо наставлений, их альбомы заполнялись комплиментами. Принято считать, что к середине XIX века тип «литературных альбомов» стал встречаться реже и постепенно уходил в прошлое, уступая место «массовому альбому»[165]. Если в альбомах первой половины XIX века популярностью пользовался мадригал (небольшое стихотворение комплиментарного характера), то во второй половине столетия, особенно в пореформенную эпоху, в образованном обществе распространяется ироничное отношение к комплиментарному канону. Не представляют редкости записи, обличающие лживость альбомных посвящений: «Не верь тому, что здесь напишут: // В альбоме редко не солжет // В нем все любовно, дружбой дышит // А в сердце холодно, как лед»[166]. Менялись и этические нормы. Если в первой половине XIX века светский этикет допускал записи, отражавшие платоническую любовь к хозяйке гостиной, то во второй половине столетия уже не представляли редкости фривольные стихи, апеллирующие не к душе, а к телу. Примером может послужить такая запись: «Чтобы в губки голубку и в ясный глазок // Целовать, целовать мог бы жадно я // Зацелую тебя с головы и до ног // Полюби ты меня – ненаглядная»[167]. Свидетельством процесса разрушения прежних табу могут служить публикации афоризмов и стихов для альбомов, предпринимавшиеся различными изданиями ХХ века. После первой русской революции в столице стали выходить «Пикантные салонные сборники», содержавшие вульгарные стихи и даже фотографии декольтированных дам со страстными взглядами[168]. Таким образом, изменение характера альбомных записей в начале ХХ столетия может трактоваться как вызов системе традиционного мировоззрения и наступление на ценности патриархального общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|