Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О. А. Николаенко. Границы и пограничья




О. А. Николаенко

Харьков, Харьковский национальный автомобильнодорожный университет

ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ ПОЛЬСКИХ ЖЕНЩИН В КОНЦЕ ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ В.:

ГРАНИЦЫ И ПОГРАНИЧЬЯ

Частная жизнь – понятие многогранное, включающее в себя как эмоциональные отношения и внутренний мир личности, так и его внешние проявления в пространстве, закрытом от посторонних глаз – в семье, доме[177]. Приватная сфера, по верному замечанию Н. Л. Пушкаревой, – место перетекания внутренних интенций индивида и внешних факторов, влияющих на него установок, правил, социальных институтов и др. В центре внимания данной статьи – вопросы определения понятия частной жизни в среде поляков, проживавших в украинских губерниях Российской империи в конце ХІХ – начале ХХ в.

Польская общность занимает значительное место в истории Украины. Поляки, крупнейшая этническая группа в Правобережной Украине, до середины ХІХ ст. были привилегированным сообществом. После поражения восстания 1863—1864 гг. царизм различными способами стремился подавить влияние польских землевладельцев и дворян – административными преследованиями, экономическими притеснениями, ограничениями в сфере культуры и образования.

Важнейшим последствием такой политики стало сосредоточение общественной жизни поляков на внутренних вопросах имения, предприятия, «замкнутость» на приватной жизни[178]. Такая переориентация произошла во многом из–за репрессивной политики властей, стремившихся создать ситуацию «паноптикума», когда каждое действие могло быть видимо и контролируемо, а человек постоянно ощущал на себе взгляд[179]. В данном случае семья, дом, замкнутый круг близких знакомых становился средой, в которой протекала общественная жизнь человека.

Предназначение семьи в «сохранении польскости» приводило к потере статуса ее приватности и к изменению функций ее членов. «Предназначением» польской дворянки стало не только содержание дома, организация светских мероприятий, но и воспитание патриотизма в детях, привитие им чувств национального долга[180].

Чем же была наполнена частная жизнь полячек? В монографии И. Доманской–Кубиак описаны обычные повседневные хлопоты женщин – составление меню на день, организация учебы и воспитания детей, проведение с ними свободного времени, хлопоты по обустройству дома и подержание его чистоты, руководство работой нескольких лиц прислуги, отправка корреспонденций родственникам и знакомым[181]. За всеми этими обычными делами протекали дни, прерывавшиеся праздничными хлопотами, или же выездом семьи в город, к родственникам, или же приемом гостей у себя в имении и т. п. Несомненно, что существовала и своя временная организация времени. Так, в летнее время у женщин было больше хлопот, связанных с организацией отдыха, расширением пространства, требующего ухода – сад, цветники и т. п. [182] Во многих нарративах авторы упоминают о любимых занятиях своих матерей – игре на музыкальных инструментах, заботе о цветах или газонах, чтении книг[183]. Это означает, что духовная близость в семье, несмотря на посредническую роль в воспитании детей нянь и гувернанток, была значительной. Кроме того, такие занятия влияли на ценностные ориентации детей.

Польская исследовательница М. Вежбицкая считает, что свободное время богатые женщины зачастую не знали, как занять. Не существовало определенной культуры свободного времени, позволявшей женщинам творчески себя реализовывать[184].

Однако остается вопрос, насколько польская семья была приватным пространством, а ее жизнь и обустройство зависящим только от личных убеждений человека. Главенствующей социальной ролью женщины считалась роль матери. Матери были ответственны за национальное и религиозное воспитание[185]. Именно в семье происходила первичная социализация ребенка.

Кроме того, жизнь в имении была «на виду» и включала не только членов семьи, но и резидентов – пожилых родственников, прислугу, няней и воспитателей детей. Если взрослые четко осознавали различие статусов и ограничивали свое приватное пространство, то дети включали в свой мир местных крестьян, прислугу. В мемуарах часто описаны сцены доверительных отношений, когда слуги или няни становились близкими для детей[186].

Круг родственников и знакомых, который стал для поляков заменителем дворянских собраний и уездных комиссий, собирался на различные праздники и светские мероприятия – проведение охоты, местные балы и т. п. Женщины занимали важное место в организации совместного времяпровождения. Кроме подготовки дома, мебели, белья, меню для приезжающих, они принимали участие в составлении расписания свободного времени. Беседы, вечерние чаепития и театральные представления, так называемые «живые картинки», были для женщин возможностью проявить свою творческую энергию[187].

Одними из самых ярких воспоминаний в нарративах поляков выступают совместные встречи на Киевских контрактах – ежегодных встречах в Киеве, во время которых заключались деловые сделки, а город на месяц превращался в центр польской культурной жизни. В то время как мужчины вели деловые переговоры, женщины использовали возможность побывать у знакомых и родственников, посетить столичные магазины, заехать к модным шляпницам и швеям. Вечером осуществлялись неофициальные встречи с танцами и концертами, которые занимали важное место в общественной жизни.

Во время этих встреч молодые люди имели возможность завязать знакомства, получали покровительство богатых дальних родственников, которые влияли на их дальнейшую жизнь. Одним из существенных механизмов влияния были рекомендации. Интересно, что кроме рекомендаций профессионального характера, которые были значимы для трудоустройства, молодые люди также имели брачные рекомендации[188].

Неформальные женские встречи, носящие приватный характер, важны для осознания предпосылок зарождения женского движения. Только богатые поляки могли себе позволить ежегодно выезжать в Киев или Варшаву. Землевладельцы и предприниматели средней руки намного чаще выезжали в уездные города – Житомир, Умань, Елисаветград и т. п. З. Подгорский, оставивший свои воспоминания о детстве, проведенном в украинских губерниях, писал, что во время таких приездов отец шел в местный мужской клуб, а мать – на дружественные встречи[189]. Другая мемуаристка, А. Чаман–Павловская, приехавшая в Умань учительствовать, писала о том, что полячки в городе собирались для проведения благотворительной деятельности или же для занятий литературным творчеством[190]. Таким образом, женские встречи носили не только частный характер, а были предпосылками для включения женщин в общественную деятельность. Разграничить в данном случае приватное и общественное социальное пространство тяжело, однако их взаимовлияние несомненно.

Значение приватной сферы в жизни польского населения возрастало, что было обусловлено неблагоприятными общественно–политическими условиями. Частная жизнь польских женщин во многом зависела от общественных ценностей – религиозных, национальных, а также от традиционного гендерного уклада. Сужение общественного пространства до небольшого числа близких людей формировало «пограничную территорию» частной и публичной жизни. Именно в этом пространстве рождаются и совершаются публичные акции и общественные действия, ставшие прототипом для создания польских женских организаций в начале ХХ в.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...