Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфессиональная география.




География религий или конфессиональная география - это наука о пространственном распространении различных религий, верований и объединений населения на конфессиональной основе. В сферу интересов географии религий входит изучение истории становления и развития верований и религий, их распространение по странам и континентам Земли.

Конфессия - принадлежность к церкви. Этот термин имеет латинские корни и изначально применялся только к христианскому вероисповеданию, но в настоящее время имеет более широкое толкование и соотносится со всеми основными религиями мира.

Религия — исторически переходящая форма общественного сознания, одна из форм философского отражения действительности в образах, представлениях и понятиях. Религия - это особое отношение к высшему Существу или Разуму, к Высшим силам, которым поклоняется человек.

Наука не отрицает религию, а рассматривает ее как важный составной элемент культуры народов и применяет к изучению ее происхождения и развития все доступные научные методы исследований (археологические, антропологические, исторические, этнографические, лингвистические и др.).

Религии различаются между собой особенностями вероучений, конфессиональной (церковной) организации, внешней стороной обрядов и культов, спецификой внешнего и внутреннего оформления храмов и др. Внешнее проявление культа – первое, что привлекает наше внимание при знакомстве с той или иной религией. Религиозные обряды и ритуалы сопровождают человека на всем протяжении его жизни, иногда начинаясь еще до его рождения и определенное время продолжаясь после его смерти. В некоторых религиях такое посмертное сопровождение длительно, и ритуалы призваны сопровождать душу умершего человека вплоть до его нового воплощения (реинкарнации в индуизме и буддизме).

В религии отражаются: – проявление сущности человека и общества; – возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности; – способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; – отражение действительности; – общественно-культурная подсистема; – область культуры.

Главный определяющий признак религии – вера в реальность сверхъестественного, признание чего-то истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего субъективного и неприложного убеждения, которое не нуждается в доказательствах.

Страноведение как комплексная наука, осуществляющая синтез разнообразных знаний о странах и населяющих их народах, изучает религиозные особенности отдельных народов и стран как важную составную часть их истории и культуры. Для страноведения религия представляет большой интерес как социокультурный феномен, отражающий уровень и особенности развития духовной сферы общества, его исторические пути и связи с другими народами, его своеобразие.

В мире представлено большое разнообразие верований и религий, отражающих исторический уровень социального развития того или иного народа. Все религии подразделяются на современные, традиционные, древние и архаичные. К современным и традиционным относятся религии, которые в настоящее время имеют приверженцев, т.е. людей, исповедующих данную веру и соблюдающих религиозные догматы, ритуалы и традиции данной конфессии. К древним религиям относятся те, у которых в настоящее время нет последователей и приверженцев, желающих соблюдать соответствующие догматы и традиции. К числу архаичных религиозных феноменов относят родоплеменные верования и ритуалы коренных народов Азии, Африки, Австралии, Северной, Центральной и Южной Америки, а также некоторые религии, имеющие распространение в Европе.

Верования и религии подразделяют на следующие основные виды:

– родоплеменные, территориально ограниченные (тотемизм, шаманизм, анимизм и др.);

– народно-национальные, локально-региональные (индуизм, иудаизм, сикхизм, синтоизм и др.);

– мировые религии (христианство, ислам, буддизм).

Внутри основных религий имеются различные религиозные направления и конфессии: в христианстве – православие и католицизм (подразделяемые еще на отдельные внутренние течения и секты); в исламе – суннизм, шиизм, хариджизм; в буддизме – хинаяна, махаяна, ламаизм. Религия не остается неизменной, она эволюционирует, вместе со сменой реалий жизни приобретает новые формы и новых последователей.

На рубеже XX и XXI вв. влияние религии в ряде регионов мира, в том числе и в нашей стране, возрастает. Появляются такие феномены, которых ранее не наблюдалось, например Международное общество сознания Кришны, общество трансцедентальной медитации, церковь унификации, церковь преподобного Муна, церковь сатаны и др. По выражению проф. И.Н. Яблокова, в последние десятилетия появляются “квазирелигии” – гражданские религии, светские религии, культ отдельных личностей, кумиромания и т.п.

Этническая география.

Этническая география — одна из географических наук, которая развивается на стыке с историческими науками, социологией, психологией, политологией, статистикой населения, демографией. Этногеография изучает географическое размещение этнических общностей и всех составляющих их культурно-исторического, социально-экономического, политического, биологического своеобразия и сходства — отдельных компонентов этничности и их сочетаний; географическое размещение и территориальную организацию человечества как совокупности представителей различных этнических общностей. Этногеографические исследования направлены на все таксономические уровни этнических сообществ Земли на протяжении всей истории человечества — от древнейших времен до современности. Источниками для этногеографических исследований служат статистические данные, результаты опросов, стационарные и экспедиционные наблюдения, исторические документы, археологические данные и т. п.

Этногеография изучает следующее: пределы этнической территории и её географическое расположение, численность этнической общности, плотность заселенности этнической территории, формы расселения, типы поселений, территориальные системы поселений, формы урбанизации и уровень урбанизированности этносов; распространение отдельных этнических черт (компонентов этничности) — общих для всего сообщества или для определенной ее части ценностей, верований, норм, традиций, вкусов, самосознания, исторической памяти, языка, традиционно-бытовых элементов материальной культуры, способов ведения хозяйства, форм социальной и политической организации этнических сообществ; этно-территориальную структуру населения мира и этническую структуру отдельных его частей — материков, стран, городов и т. п.; значение географической среды в образовании и развитии этнических общностей, в наличии отдельных этнических черт; группировки этнических сообществ по географическим признакам; наличие региональных различий в пределах этнической территории, ее районирование на основе неравномерного размещения населения и его локальных этнических различий;

географическую обусловленность и территориальные различия протекания процессов, приводящих к изменению состояния этничности — этнических процессов (в том числе модификации традиционных форм культуры и быта, их стандартизации и унификации), биологического воспроизводства этнической общности, миграционных и других процессов.

В современной этногеографии существуют различные подходы к выделению этнических территорий, в картографировании отдельных элементов материальной и духовной культуры, классификации этнических сообществ и т. п.

География и искусство

В обычных представлениях мы считаем науку и искусство как бы антиподами, из которых первый обращен в сторону разума, а второй — в сторону чувства. Это противоположение стра­дает слишком большой схематичностью и слиш­ком малой точностью. На самом деле наука очень часто обращается к чувству, как, например, к зрительным впечатлениям при всяких графических и красочных изображениях, которыми она так богата, или к слуховым — в вопросах всяких описаний, в вопросах фонетики и т. д. В то же время искусство столь же часто обращается к разуму, например в вопросах перспективы в живописи, то есть к научной теории проекций, к законам звуковых колебаний в музыке и проч.

Различные научные дисциплины отличаются и различной естественной степенью приближения к искусству. География есть наука изобразительная, наука зрительных представлений, зрительной памяти.Географом может быть только тот, кто, зажмурив глаза, способен более или менее яснопредставить себе, размещение предметов в пространстве — направо, налево, вверх, вниз, и притом с соблюдением относительной величины расстояний между ними — представить более или менее ярко себе их природные сочетания в линиях, формах и красках, т.е. всущности, проделать в голове ту же самую работу, которую производит на полотне или бумаге художник, рисующий с натуры пейзаж. Истый географ, можно сказать, влюблен в картогра­фические формы материков, островов, заливов, морей, озер, рек и горных цепей. Они для него — живые существа. В этом одном уже заключается элемент художественного творчества.

Изображая пейзаж, живописец, однако, физически не в состоянии вырисовывать каждый листик, каждую веточку, каждую травинку и передавать точную окраску каждой из них. Он выбирает из них только некоторые главные формы, линии, краски, выдающиеся, красиво противополагающиеся. Это обобщение преподносит зрителю, изобразив его своей собственной манерой письма, посредством штрихов, пятен и мазков, как известное общее впечатление, чем и действует сильнейшим образом на его зрение и психику, внеся при этом свои субъективные переживания, то есть настроение, которое он испытал сам, созерцая данную картину в природе. Точно такую же работу, но в строго научных объективных рамках производит и географ, отбирая для своего географического пейзажа только все яркое и типичное и топя в полутени, по рембрандтовскому художественному принципу, все неважное и понапрасну пестрящее или затемняющее картину, причем эта географическая картина преподносится зрителю, слушателю или читателю при помощи целого ряда условных обозначений, равносильных штрихам, пятнам и мазкам живописца, например, посредством схематических чертежей. Здесь у географии изо всех наук наиболее тесно соприкосновение с искусством. Художник субъективен, географ — объективен. Но оба они — живые лица. Цель художника — подметив красивые или своеобразные, хотя бы и корявые сочетания линий и красок в природе, дать зрителю их стильный компендиум, цель географа, в сущности, та же, но с подысканием научных толкований, с объяснением их логической связи и преемственности.

Для всякого рода изображений у человека имеется четыре средства. Первое из них —лепка природных форм, второе — графика их посредством линий и штрихов, третье — изображение посредством красочных пятен и мазков и четвертое — передача впечатлений от них посредством слова и звука. Отсюда логически заключаем, что все виды искусства, пользую­щиеся этими средствами, должны иметь связь с географической наукой, но связь эта тесна в различной степени.

 

География театра.

Театр Ласкала, Гранд опера, Венская опера, Метрополитен опера, Большой театр, Сиднейская опера, Бродвейский театр, Арена Диверона, театр Колон.

Драматический - Французский театр комедии, театр им Ф. Волкова, Малый театр, Александрийский, Олдвик, Московский художественный театр им Чехова, Большой драматический театр, театр Современности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...